Современная поэзия основные тенденции развития

  • docx
  • 27.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современная поэзия основные тенденции развития.docx

История русской литературы
Хвальнова Марина Евгеньевна

Тема: «Современная поэзия: основные тенденции развития»
1. В чём видится продолжение литературных традиций в современной поэзии

2. Что «концептуального» обнаруживается
в произведении Тимура Кибирова «Три поэмы»?

Основные понятия постмодернизма: мир как текст, смерть Автора и рождение читателя, скриптор, интертекст и интертекстуальность. «В основе постмодернистского сознания лежит мысль о принципиальной завершенности истории, что проявляется в исчерпанности творческих потенциалов человеческой культуры, завершенности ее круга развития» [1]. По мнению теоретиков постмодернизма, современный писатель не является автором своих книг, ибо все, что он может написать, написано до него, значительно раньше. Ему остается лишь цитировать, вольно или невольно, осознано или неосознанно предшествующие тексты. В сущности, современный писатель является лишь компилятором созданных ранее текстов.

В современном литературоведении под термином «интертекстуальность» обозначается «общая совокупность межтекстовых связей, в состав которых входят не только бессознательная, автоматическая или самодовлеющая игровая цитация, но и направленные, осмысленные, оценочные отсылки к предшествующим текстам и литературным фактам» [6, с. 169].

Современные литературные тексты создает скриптор (англ. – scriptor), бестрепетно компилирующий тексты прежних эпох: «...Любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста», – [4, с. 429]. В этом и заключается продолжение литературных традиций со временной литературы, в том числе и поэзии.

Творчество Тимура Кибирова относят к концептуальному направлению современной поэзии. Концептуализм, в соответствии с известным определением Михаила Эпштейна, «это поэтика голых понятий, самодовлеющих знаков, нарочито отвлеченных от той реальности, которую они вроде бы призваны обозначить, поэтика схем и стереотипов, показывающая отпадение форм от субстанций, смыслов от вещей» [7, с. 159].

Всё это мы находим в творчестве Кибирова: он использует типичные приемы концептуального искусства, демонстрирующие, как понятие соотносится с реальностью, которой оно более не соответствует, и создающие таким образом иронический и гротескный эффект. Для достижения нужного эффекта Кибиров активно использует цитацию.

Поэтику Кибирова характеризует внимание к литературной традиции. В свой «Парафразис» Кибиров включает цикл стихов «Памяти Державина».

В лирике Кибирова нередко можно встертить отсылки на творчество Пушкина. Цикл «Amour, exil...» отсылает к Пушкину (Я вас любил. Люблю. И буду впредь) и заканчивается стихами к Н. Н. лирической героине, которую зовут Наталия и которая прямо сопоставляется с Натальей Николаевной Гончаровой.

В творчестве Кибирова также сильна связь с «авторской песней», романсом, балладой. «Его стихи обращены к русской песенной традиции, к цыганским романсам Аполлона Григорьева, к первому русскому шансонье Александру Вертинскому, а также к Окуджаве и Галичу» [2].

«Кибиров создает образ хаоса традиционными для концептуализма средствами – особенно часто он использует монтаж цитат, столкновение различных стилистических пластов, буквализацию поэтических и идеологических клише, не чужда ему и «эстетика ничтожного и пошлого», характерная для раннего концептуализма» [5].

«Оставь надежду всяк…» — Спасибо, нет! [2]

или:

В общем, с одной стороны —

              «Гром гремит, земля трясется

              Поп на курице несется,

              Попадья идет пешком,

              Жопу чешет гребешком!»

С другой же, не менее значимой, стороны —

какие-то мрачные тайны, гробы и склепы, духи и черепа, испанские сапоги и сводчатые окровавленные казематы. [2]

В «Трёх поэмах» Кибиров по-своему обыграл традиционные жанровые категории. Уже во «Вступительном центоне» поэт сразу и с неким вызовом демонстрирует свою «смелость» в употреблении табуированной лексики, которое он, кстати, тут же и отвергает:

Есть упоение в говне,

В нытье со страхом и упреком.

Но в этом я не вижу проку,

И это не по вкусу мне. [2]

Первая из трех поэм под названием «Покойные старухи (лирико-дидактическая поэма)» представляет собой воспоминания о детстве и юности. И все это дается в форме лирической автобиографической прозы, перемежаемой «Рекламными паузами», представляющими в основном фрагменты пушкинских цитат из «Евгения Онегина».

Синхрон: Прочтя печальное посланье

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал!

Месть Ольги.

Синхрон: Душа воспламенилась в нем -

Какое низкое коварство!

НАША классика!

Синхрон: О Русь!

На НАШЕМ ТV! [2].

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.                 Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.

2.                 Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ - начало ХХ1 в.). - СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2004. –  716 с.

3.                 Кибиров Т. Стихи. URL: https://kibirov.poet-premium.ru/poetry.html (дата обращения: 25.04)

4.                 Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000. – С. 429.

5.                 Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. – 2008.

6.                 Хализев В. Е. Теория литературы : учеб. для студентов вузов / В. Е. Хализев. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2004. – 404 с.

7.                 Эпштейн М.Н. «Как труп в пустыне я лежал...» (О новой московской поэзии) // День поэзии — 1988 (альманах). — М.: Сов. писатель, 1988. — С. 159-162.


 

8.                 Скачано с www.znanio.ru