В 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.
Чтобы остановить распад СССР, 17 марта 1991 года был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. За сохранение Союза высказались 76,4% принявших участие в голосовании.
На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого Ново-Огаревского процесса весной-летом 1991 года был разработан проект по заключению договора федерации "О Союзе Суверенных Республик", подписание которого было назначено на 20 августа.
Но оно так и не состоялось из-за попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 19-21 августа 1991 года.
Неудавшийся государственный переворот положил начало процессу стихийного разрушения союзной государственности.
С 20 августа по 27 октября 1991 года приняли решение о независимости (выходе из СССР) одиннадцать союзных республик.
Прекратила свое существование Коммунистическая партия СССР. Также прекратилась деятельность практически всех органов государственной власти Советского Союза.
8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах.
В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма-Атинскую Декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.
Современное российское право
Современная история России – Российская федерация началась в конце 1991 года.
25 декабря 1991 года – Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ "О сложении президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР и упразднении Совета обороны при президенте СССР".
Объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием президенту России Борису Ельцину.
26 декабря Совет Республик Верховного совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.
СНГ
После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.
До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.
2 января 1992 года, в России был запущен процесс либерализации цен: государство фактически перестало вмешиваться в процесс ценообразования, из-за чего стоимость продуктов и услуг в стране резко выросла.
Конституция Российской Федерации – главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории страны и закрепляющий основы ее социального, экономического и политического устройства.
Конституция РФ была принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участи 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании.
Проект Конституции был подготовлен особым непостоянным консультативным органом – Конституционным совещанием, созданным указом президента РФ Бориса Ельцина от 20 мая 1993 года. Оно выработало единый текст Конституции РФ на основе двух проектов – проекта, подготовленного конституционной комиссией парламента (образована на 1-м Съезде народных депутатов в июне 1990 года), и проекта президента РФ (возражавшего против ключевых положений, предложенных комиссией, касавшихся вопросов организации высших органов государственной власти). При разработке главного нормативного правового акта страны учитывались также авторские проекты отдельных ученых и их групп.
Основу подготовленного Конституционным совещанием текста Конституции РФ ("проект согласия") составляли положения президентского проекта, но он также содержал новые решения, отличные от него.
Правовая система – правовые средства, совокупно связанные друг с другом, которые необходимы и достаточны для осуществления правового регулирования.
Среди правовых систем можно выделить правовые нормы, правоотношения, юридические факты, правосознание, юридическую практику, правовую культуру, правосубъектность и т.д.
Правовая система характеризуется тем, что включает в себя не только нормы права, но и правовые состояния, правовые процессы и статусы.
Аспекты, влияющие на формирование Российской правовой системы
Государственная идеология, как показатель качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного НПА.
Принцип Федерализма, обуславливающий формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов.
Объективация, которая находит свое выражение во всей совокупности НПА, издаваемых органами государственной власти.
Урегулирование отношений между федеральными и региональными уровнями власти.
В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. С одной стороны, из российского права были исключены принципы, нормы и институты, характерные для советского социалистического права, а с другой стороны, в российском праве появился новый категориальный аппарат, определяющий и раскрывающий содержание отраслей, которые ранее считались исключительно буржуазными (например, торговое право, коммерческое право, земельное право и т.д.), утвердилось международное право, возникло частное и публичное право, было признано многообразие форм собственности, приоритет в котором отдавался частной собственности, а также в области публичного права был конституционно провозглашен и реализован на практике принцип разделения властей, было осуществлено конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан, введение и развитие судебного контроля, появился суд присяжных, мировые судьи.
Романо-германская правовая модель
Англо-саксонская
правовая модель
- кодифицированный характер российского права;
- структура правовой нормы;
- принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права;
- основные принципы судебной организации и судопроизводства.
- использование в определенных случаях судебного прецедента;
К таким актам судебного правотворчества относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, постановления Президиума Верховного Суда и обзорные письма Высшего Арбитражного Суда РФ, решения Конституционного Суда РФ, которые являются нормативными источниками права, хотя они и не признаются судебными прецедентами в европейском понимании этого института, так как принимаются не в контексте конкретного спора, а в контексте абстрактного толкования закона.
Ст. 1
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.»
На протяжении развития и становления Российского права Россия стремиться придерживаться данного курса, однако до сих пор прослеживаются элементы идеологии социалистического права.
Ст. 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Советское правоведение
Российское правоведение
- Принцип приоритета советского (национального) права;
- ст. 15 п. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).
2020 год
Статья 67.1
1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.