Современное состояние института семьи
Оценка 4.8

Современное состояние института семьи

Оценка 4.8
doc
26.11.2021
Современное состояние института семьи
Современное состояние института семьи.doc

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Ульяновский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Социология

Тема

Современное состояние института семьи.

Фамилия студента

Верещагина

Имя студента

Евгения

Отчество студента

Сергеевна

№ контракта

 

 

Содержание

1.Эволюция семьи

Основная часть

Эволюция семьи.

 

Социология семьи является одной из интенсивно развивающихся социологических специализированных теорий второй половины ХХ века. В каждой стране есть свои лидеры в исследовании современной семьи. К примеру: У. Гуд в США, Р. Кениг в ФРГ, Р. Флетчер в Англии, Л. Руссель во Франции, А. Хорчев в России. Несмотря на разные теоретические подходы в изучении семьи, они выражают активную обеспокоенность кризисным состоянием моногамии, ссылаясь при этом на одни и те же факты: увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост разводов, снижение уровня рождаемости, рост числа неполных семей, активизацию добрачных и внебрачных сексуальных связей и т.п .Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, она является главным мерилом собственной состоятельности. С теоретической точки зрения рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий«зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепка семья — крепка держава» и наоборот. Необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.  Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством эмпирии, ибо ,не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти. Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии и многих других . Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи .Целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего аспекта. Вопрос о роли семьи в обществе центральный в осмыслении семейной проблематики. Но о какой семье следует вести речь? О современной. Той ,которая явилась продуктом длительного развития человечества и которую можно отнести к современной не только в историческом времени, одинаковом для всех, но и в социальном, отсчитывающем также и скорость общественных преобразований. Предвидя нечеткость выдвигаемого критерия современного, можно отметить, что в пределах этой неопределенности он все же работает и позволяет, например, патриархальный тип семьи не причислять к современным.. Однако исследователи различных аспектов семейно-брачных отношений не ставят вопрос о крахе семьи. Речь, по их мнению, идет о том, что современная семья, особенно в условиях крупных городов, находится в стадии интенсивных изменений, переживает переходное состояние от насильственной, патриархальной к добровольной. Главное направление эволюции современной семьи - ее трансформация от института к группе. Это означает, что в современной семье происходит ослабление экономической функции, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов. Такая семья в зарубежной социологии получила различные названия: "брачная", "товарищеская", "партнерская" семья. В отечественной социологии формирующаяся новая семья называется "супружеской".Это семья, в которой основная ось отношений определяется не родством и родительством, а брачностью, с непременной акцентацией личных аспектов . Супружеская семья, безусловно, продолжает быть социальным институтом ,ибо в ней по-прежнему ведется домашнее хозяйство, рождаются и воспитываются дети, однако супружеская семья является в большей мере социально-психологической группой, где на первое место выходит эмоциональное взаимодействие супругов. Глубинной причиной эволюции семьи от института к группе является, во-первых ,изменение традиций заключения брака, переход от закрытой к открытой системе выбора брачного партнера. До середины ХIХ века в России действовала традиция заключения брака "по сговору родителей" с помощью сватовства. Так называемые браки "самокруткой", т.е. по личной договоренности жениха и невесты без предварительного согласия родителей встречаются редко. К таким союзам общественное мнение относилось враждебно, считая их противозаконными и безнравственными. Во второй половине ХIХ века почти повсеместно зарождается новый предбрачный ритуал: молодые люди сами договариваются о женитьбе, но обязательно уведомляли об этом родителей, их мнение по-прежнему имело первостепенное значение. В настоящее время сговор родителей, сватовство, непременное их согласие на брак - все это ушло в прошлое. Итак, первая глубинная причина трансформации современной семьи является добровольный брак, т.е. самостоятельный выбор брачного партнера по личным склонностям. Второй предпосылкой формирования семьи супружеского типа является кардинальное изменение социального положения женщин. Трехтысячилетний период полного господства мужчин закончился. Если ХIХ век ознаменовался борьбой за достижения равных прав мужчин и женщин. Как это не парадоксально,  такое прогрессивное явление как социальное освобождение женщин отрицательно отразилось на семейном образе жизни, породило ряд серьезных проблем. Главное противоречие состоит в том, что у женщин, получивших много прав, появилось значительно больше обязанностей. Современная женщина, совмещая семейно-бытовые и профессиональные роли , предельно перегружена. К традиционным семейно-бытовым ролям добавились и совершенно новые: распорядитель бюджета, организатор,  психотерапевт, главный воспитатель. Таким образом, с одной стороны, в результате эмансипации женщин современная семья значительно изменила свой облик, превратившись в добровольный, эгалитарный союз. С другой стороны, отсутствие реальных условий гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей привело к негативным явлениям в области семейно-брачных отношений: росту разводов, падению рождаемости, детской смертности, асоциальному поведению подростков и т.п. Назрела необходимость поставить российскую женщину материально и социально в совершенно другие условия, чтобы она имела возможность выбора (реальную, а не декларативную): посвятить ли себя только дому, уйти только в профессиональную карьеру или совмещать то и другое. В чем сложность ситуации сейчас? В том, что в нашем обществе не сформированы ценности семейного воспитания, мы не привыкли к тому, что, прежде всего семья отвечает за рождение и воспитание ребенка. Мы все еще продолжаем на кого-то надеяться. В обществе не утвердилось понимание того, что дети нуждаются в индивидуальной любви. А ее может дать ребенку только семья. Многие родители сейчас просто не понимают или не осознают своей личной ответственности за воспитание детей. По различным данным, до 30% семей страдают от пьянства и алкоголизма и 12-15% - от наркомании. В России есть целые поселки и маленькие города, где население пьет и употребляет наркотики, не имея возможности получить работу.  Наконец то, о чем мы начали забывать, - социальные болезни: туберкулез, инфекционные заболевания и инфекции, передаваемые половым путем. Сегодня это стало тяжелейшей проблемой. Низкий уровень здоровья, в том числе репродуктивного, невозможность получения адекватной медицинской помощи - это тоже реалии нашей жизни.  Проанализировав эту ситуацию, мы задали себе вопрос: «Каким образом может сформироваться и на что направлено репродуктивное поведение семей в этих условиях?». И ведь сейчас никто не может сказать, когда же закончится этот, тяжелейший для страны и каждого из нас, период. Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.


Скачано с www.znanio.ru

Основные данные о работе

Основные данные о работе

Содержание 1.Эволюция семьи

Содержание 1.Эволюция семьи

Основная часть Эволюция семьи

Основная часть Эволюция семьи

Один из таких подходов — ценностный

Один из таких подходов — ценностный

В отечественной социологии формирующаяся новая семья называется "супружеской"

В отечественной социологии формирующаяся новая семья называется "супружеской"

Таким образом, с одной стороны, в результате эмансипации женщин современная семья значительно изменила свой облик, превратившись в добровольный, эгалитарный союз

Таким образом, с одной стороны, в результате эмансипации женщин современная семья значительно изменила свой облик, превратившись в добровольный, эгалитарный союз

Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода

Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода
Скачать файл