Современное состояние начального образования в России и за рубежом

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современное состояние начального образования в России и за рубежом.docx

Современное состояние начального образования в России и за рубежом

Согласно Международной стандартной классификации образования (1996) начальное образование охватывает первый уровень образования или первый цикл основного образования.

Термин «начальное образование» подчеркивает его изначальную принципиальную значимость, определяющую всю последующую жизнь каждого человека. Именно начальное образование в системе непрерывного образования человека выступает базовой образовательной ступенью, от которой зависит общая образовательная основа населения, а также и всеобщие достижения образования в целом. Это фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности.

Российское образование подвергается реорганизации, прежде всего на ступени начального образования, так как именно начальная школа должна раньше и активнее остальных ступеней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи демократизации, гуманизации, открытости, непрерывности, дифференциации, развивающей направленности образования.

Исключительность начальной школы основывается на ее значении и роли в психическом развитии ребенка, значимом влиянии на интеллектуальное, моральное и физическое формирование ученика как личности в дальнейшем, выборе ею всего жизненного пути. За период обучения в начальной школе происходят изменения в области физического роста и созревания, психического развития и структуры личности, социального развития и социальной интеграции учеников. Включаясь в образовательный процесс начальной школы дети, принимают социально значимую позицию и осваивают свою первую общественно значимую роль - быть учеником. Под влиянием таких социальных институтов, как семья и начальная школа, у них формируются главные жизненные ценности, приобретаются и реализуются базовые пласты социального опыта.

А.В. Петровский указывает, что в младшем школьном возрасте решается задача социальной адаптации ребенка к социуму в целом, происходит становление базовых личностных характеристик, определяющих последующее развитие не только отдельного человека, а всего общества в целом. Такое понимание меняет всю направленность социализации в начальном образовании, требует изменения характера и технологий обучения и воспитания на этой ступени. Важно сохранить природную открытость младшего школьника и развить личность, не замыкающуюся только на решении личных проблем, а способную раскрыть социуму себя, свои способности, свой внутренний потенциал. В младшем школьном возрасте ребенок активно осваивает окружающее, создавая неповторимый собственный мир, особую культуру и постепенно переходит к культуре взрослых, к пространству взрослой жизни, вбирая, интригуя и трансформируя его.

Цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных и коммуникативных способностей, приобретении основ культуры поведения.

Основными задачами современной начальной школы являются:

- оказать помощь каждому ученику (и ученику с проблемами развития, и среднему ученику, и талантливому ученику) в достижении успеха, т.е. получить объективную оценку и развить индивидуальные способности;

- подготовить каждого ученика без проблем включаться во все виды общественной жизни и быть ответственным за все, что он делает либо не делает;

- создать ученикам общеобразовательную основу для успешного продолжения образования и получения последующего профессионального образования в соответствии с личными потребностями, способностями и другими особенностями личности и требованиями технологического, экономического, общественного и культурного развития общества.

Демократические преобразования, активно развивающиеся в российском обществе, привели к серьезным изменениям и в системе начального школьного образования. Эти преобразования коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования.

Существенные изменения произошли в содержании начального образования, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значимо обогащает содержание начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.

Право на качественное начальное образование - одно из самых значительных на горизонте прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов мирового сообщества.

Качество и содержание образования в начальной школе во многом влияют на качество всей жизни многих поколений. Таким образом, самым важным становится то, как начальная школа обеспечивает полноценное развитие и проявление всех индивидуальных возможностей и черт каждого ученика, выступающих условием для его активного участия в жизни сообщества.

Существенное совершенствование системы начального образования происходило в 1970-х гг.: сократился период обучения младших школьников с четырех до трех лет, были пересмотрены психолого-педагогические концепции начального образования, выявилась несостоятельность взглядов, согласно которым способности младших школьников к абстрагированию и обобщению развиты еще слабо, поэтому обучать их следует в основном на конкретном материале. Важным основанием перестройки явилось и то, что 4-летняя начальная школа представляла структуру, изолированную от остальных ступеней обучения.

Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала три этапа. На первом этапе (до 1963 г.) были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они были сформулированы Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими и начали использоваться в массовой начальной школе в 80-гг. На втором этапе (1963-1966) были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе. Была разработана (А.М. Пышкало и др.) методическая система обучения младших школьников, которая включала цели, содержание, методы, формы и средства обучения, а также комплекс взаимосвязей между этими компонентами. Третий этап (1966-1969) связан с апробацией выдвинутых идей в различных регионах РСФСР с учетом специфики социальных, экономических и других условий. Таким образом, постепенно была создана единообразная и достаточно эффективная образовательная система страны.

В начале 80-х гг. понимание новых целей и ценностей образования было связано с реализацией идеи сотрудничества между взрослым и ребенком и под инновацией школы преимущественно понималось изменение психологического климата, системы социальных отношений в учебном заведении (Ш.А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и многие другие). В этот период начинают активно распространяться идеи Вальдорфской педагогики, педагогики М. Монтессори, разработанные в начале ХХ столетия; пробуждается интерес к изучению зарубежного опыта; анализируется образование передовых стран Европы, США, Японии.

Отечественная педагогика лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. 20 века начала образовательную реформу. В декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного образования положил начало последней реформы образования в Российской Федерации, определив основные принципы реформирования:

- гуманизация;

- демократизация;

- многовариантность и многоукладность образования;

- открытость инновациям;

- регионализация образовательных систем;

- учет национальных особенностей в многонациональной стране;

- разнообразие и дифференциация образования;

- гуманитаризация его содержания;

- непрерывность образования;

- развивающий и деятельный характер.

С 1981 г. развернулась работа по построению системы начального образования детей с шестилетнего возраста (Ш.А. Амонашвили и др.). Трудности в реализации этой программы были связаны с недостаточной разработанностью психолого-педагогических и методических вопросов, а также с недостатками психолого-педагогической и профессиональной подготовки учителей. В процессе решения этих проблем с 1988 г. проводилось комплексное исследование по разработке психолого-педагогических основ 4-летнего начального образования. В основу построения учебных планов были положены три области знаний: родной язык; математика; человек, природа и общество. Это позволило сделать содержание обучения в начальной школе более вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта, что дало возможность отдельным учителям, школам и регионам выбирать учебный план, программы, учебники и т.д. Большую помощь при организации образовательного процесса стала оказывать возникшая в конце 80-х гг. школьная психологическая служба.

Работа по совершенствованию системы начального образования вызвала повышение активности научной и педагогической общественности, учителей, преподавателей педагогических вузов. Возникает и распространяется ростовский, липецкий опыт обучения, индивидуальный опыт учителей-новаторов. Школы широко стали использовать альтернативные методические системы обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.). Наряду с традиционными учебниками появились альтернативные. Таким образом, осуществлялись первые попытки преодоления противоречия между ранее сформированной единообразной системой и создающимися новыми системами обучения. Для начальной школы стали создаваться учебные пособия по новым, так называемым интегрированным курсам: «окружающий мир», «математика и конструирование», «грамота» и др.; разрабатывалась методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только математике), развития информационной грамотности учащихся и др.

Российская система начального образования продолжительный период была представлена двумя типами школ: 3-летняя (с началом обучения в семь лет) и 4-летняя (с началом обучения в шесть лет). Трехлетнее начальное образование было обязательным до 2003 г. Сегодня в Российской Федерации начальное обучение детей начинается с семи (шести) лет, курс обучения длится четыре года.

В последние десятилетия ХХ в. в России родилась и оформилась либеральная доктрина вариативного образования. У истоков ее развития стояли А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.П. Кезина, А.А. Леонтьев, В.В. Рубцов, Е.А. Ямбург и др. Их идеи воплотились в определении таких ценностных установок образовательной идеологии России, как переход:

- от унифицированного образования к вариативному образованию;

- от школоцентризма - к детоцентризму;

- от информационной когнитивной педагогики - к ценностной смысловой культурно-исторической педагогике;

- от культуры полезности - к культуре достоинства;

- от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков - к модели порождения образа мира в совместной деятельности взрослых и детей;

- от методологии диагностики отбора - к методологии диагностики развития.

В 80-е годы 20 века учительство всколыхнула «педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, И.Л. Волков, И.П. Иванов).

Известный ученый-педагог Б. Т. Лихачев, например, считал, что у педагогов был односторонний подход к воспитанию, который связан «с коренной проблемой педагогики: пониманием сущности личности и коллектива, их взаимосвязи и взаимодействия между собой» [31].

В 1990-х годах существенно изменилась трактовка общеобразовательной школы. Новый взгляд на проблему демократизации предусматривал преемственность между ступенями образования, плюрализм, диверсификацию образования.

Произошли изменения в официальной стратегии воспитания. Перед школой была поставлена цель - содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить индивидуальное внимание ребенку. Школу ориентируют на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.

Демократическим ответом на потребности многонациональной России является поликультурное воспитание. Оно означает интегративно-плюралистический процесс с главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим.

Предлагается воспитание на диалогической основе, что, по мнению М.Н. Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений. При таких условиях начальная школа погружается в стихию родной культуры и языка.

На наш взгляд, большой интерес представляет проект Образовательной программы «Школа 2100», созданный коллективом ученых под руководством академика РАО А.А. Леонтьева. Он предусматривает разработку опережающих программ начальной школы: «Концепция и программа историко-пропедевтического курса для начальной школы» (авт. Д.Д. Данилов, С. В. Тырин, Н.В. Иванова), «Изобразительное искусство и художественный труд» (авт. Б.М. Неменский), «Программа курса «Эстетическое мышление и художественный труд» (1-4 классы) (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), «Концепция и программа курса «Музыка для всех и каждого» (авт. Л.Н. Алексеева), «Математика» (авт. Л.Г. Петерсон) и др.

Создатели проекта «Школа 2100» считают важнейшей мысль о том, что «Человек, заканчивающий российскую школу, должен быть не только «внешне», но и внутренне культурным человеком. Надо сделать все, чтобы дети, которые растут сегодня и будут жить в XXI веке, стали культурными читателями и вошли в жизнь людьми с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и культуры мышления» [24, С. 247].

Целью вариативного образования стало формирование у ребенка такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности.

Таким образом, наиболее значимыми изменениями, произошедшими в начальном образовании с момента начала школьной реформы, являются:

расширение правового поля школы (школа как юридическое лицо получает больше финансовых свобод; школа определяет образовательную сферу и конкретный спектр образовательных услуг, а также тип образовательного учреждения и характер его развития);

расширение вариативности образовательной среды (вариативность учебно-методических комплексов, учебников, программ, учебных планов, средств, приемов и форм обучения, расширяется спектр службы сопровождения ребенка);

расширение поля удовлетворения индивидуально-своеобразных потребностей ребенка (намечается тенденция построить школу вокруг семьи и семейных традиций, национальных и культурно-этнических ценностей).

Отметим основные тенденции и направления зарубежного опыта реформ.

Изучая разные аспекты начального образования современной Франции, мы стремились к всестороннему выявлению связей и закономерностей между ними.

Основополагающими принципами, на которых строится система начального образования во Франции, являются свобода и бесплатность образования в государственных учебных заведениях; светскость; обязательность образования для детей с 6 до 11 лет, а где нет детского сада, - с 5 лет; равенство образования независимо от социальной и национальной принадлежности, культурного уровня и пола.

Во Франции новая организационная структура образования (дошкольные учреждения и начальная школа) имеют скоординированные планы, программы и методы обучения. Начальная школа состоит из двух-трехмерных циклов: объединение последнего года материнской школы (детский сад) с двумя первыми годами начальной школы, и три года собственно начальной школы. Такая структура обеспечивает преемственность, что значительно повышает качество начального образования.

В настоящее время продолжается модернизация содержания образования в начальной школе по следующим направлениям:

- изучаются общественные науки, цель которых обеспечить гражданское воспитание;

- введен комплексный учебный предмет «Естественные науки и технологии»;

- в учебном плане предусмотрено изучение информатики, иностранных языков (английский, немецкий, испанский, португальский, итальянский, русский, арабский);

- за два последних года осваиваются основные виды искусства: музыка, поэзия, танцы, рисование, лепка;

- один час ежедневно отводится на физкультуру и спорт.

Такое содержание начального образования обеспечивает разностороннее развитие личности младшего школьника [22, С. 203].

В последние годы в исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых заметное место занимают педагогические идеи М. Монтессори (Г. Гольтштих, Г. Людвиг, П. Освальд, Р. Фишер, Г. Шульц-Бенеш, Т.В. Брыжинская, М.Г. Сорокова, Н.Г. Тарасенко и др.).

В соответствии с педагогическими идеями М. Монтессори в качестве субъекта в полной мере ребенок может проявить себя только в подходящем его потребностям окружении. Таким окружением в педагогике Монтессори выступает подготовленная дидактическая среда.Она стимулирует и направляет активность ребенка как субъекта деятельности.

Изучение зарубежного опыта образования, на наш взгляд, позволит обогатить систему педагогических условий, позволяющих развивать творческую личность.

Возникает социальный спрос на научные идеи по реформированию образования в развивающей личность ребенка парадигме. Вопросы начального образования в школах ФРГ незаслуженно оставлены без внимания нашей наукой или освещались тенденциозно в исследованиях по зарубежной и сравнительной педагогике.

Такое отношение отделяло нашу страну от других стран мира в области образования и не позволяло реформировать образование на уровне концептуальных идей не только российских педагогов, но и зарубежных.

Остановим свое внимание на особенностях начального образования Германии.

Уже в начальной школе предпринимаются попытки сориентировать содержание и формы обучения на индивидуальные способности и возможности каждого ученика. Основная цель немецкой школы - помочь ребенку в определении пути дальнейшего образования; развитие личности направить на то, чтобы ребенок научился связно, осмысленно излагать впечатления о том или ином событии, активно и без затруднений общаться с окружающими. Наряду с такими предметами, как чтение и письмо на родном языке, в начальной школе закладываются основы знаний по предметам, которые изучаются на следующей ступени обучения: социологии, истории, географии, биологии, физике и химии. Учебный план начальной школы включает также математику, религию, музыку, эстетическое воспитание, ручной труд и физическое воспитание.

Анализ содержания образования в начальной школе Германии вызывает интерес, так как он значительно многостороннее и имеет гуманитарную направленность. Как раз российская школа в настоящее время перестраивается как развивающая, культурообразующая школа.

Организация образования в Германии вызывает повышенный интерес и потому, что уже с XVIII века педагогика выделилась в самостоятельную науку, сохраняя органические связи с философией. А к XIX веку Германия вышла значительно вперед в развитии педагогики и школ. Достаточно назвать таких выдающихся педагогов мирового значения, как Гербарт и Дистервег. Следует принять во внимание и то, что в развитии образования в Германии принимали участие такие известные философы, как Гегель, Кант, Фейербах.

Интерес к преобразованиям в начальной школе Германии еще более возрастает в период объединения двух ее частей. После восстановления государственного единства Германии везде в восточных землях страны люди хотели иметь такие школы, в которых дети бы самостоятельно учились и действовали с осознанием собственной ответственности.

Особого внимания заслуживают школы как экспериментальные учебные заведения, где апробируются инновационные образовательные технологии.

Организационная структура немецкой начальной школы включает в себя: первоначальную ступень - детские сады, подготовительные классы, вводные группы - функция ее: выравнивание интеллектуального развития детей перед поступлением в школу; собственно начальную школу - II ступень (3 года) - функция ее: целостное развитие личности, развитие ума, чувств, воли; ориентировочная ступень (5-6 классы) - функция: подготовка учащихся к свободному выбору дальнейших вариативных ступеней образования в соответствии со своими способностями.

Цели и задачи: воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы других граждан и обладающих высокой нравственностью; формирование навыков самообразования и самореализации личности; целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; развитие критического мышления; творческих способностей; воспитание самостоятельности.

Содержание образования предусматривает:

- его человековедческую направленность, что требует насыщения человековедческим материалом курсов математического и естественнонаучных циклов, а также введения новых гуманитарных предметов (этики, эстетики, человековедения, окружающего нас мира);

- научность, требующую изучения в начальной школе естественных наук, наук об обществе, современной математики с информатикой, лингвистической науки;

- региональный и краеведческий компонент в содержании образования;

- преемственность как начальной школы, так и на средней и старшей ступенях.

Все технологии строятся на общетеоретическом принципе педагогики: деятельностном. Их развивающая функция реализуется при определенных педагогических условиях:

- знание учителем концептуальных основ инновационного обучения;

- творческая реализация принципов инновационных технологий на основе личностного подхода к учащимся;

- овладение диалогическим общением с учениками во всех организуемых им видах деятельности;

- соответствие технологий личностным качествам учителя.

В конечном итоге эта модель предусматривает получение воспитанного человека с разносторонним кругозором, научным мировоззрением, сознанием своей личной ответственности за все происходящее в окружающем его мире, критически мыслящего, самостоятельного в мыслях и поступках, мировоззренчески принципиального человека.

Образовательная политика в странах Восточной Европы, переживших крах тоталитарных режимов, строится с учетом нерешенных в прошлом проблем и актуальных задач нового этапа исторического развития. Деятельность всех учебно-воспитательных учреждений была нацелена на адаптацию молодежи к существующим условиям, личности навязывалась государственная система ценностей. Сущность личности сводилась к подготовленности человека к выполнению заданных социальных функций.

Такая направленность игнорировала уникальность каждой личности. В связи с этим слышны упреки в адрес педагогической науки, которая пыталась противостоять тенденциям, далеким от подлинных гуманистических идеалов.

Большое влияние на целеполагание в педагогике оказала концепция христианского воспитания. На Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.) в социальной доктрине католической церкви конечной целью воспитания было провозглашено интегральное развитие человека в духе христианских идеалов доброты, терпимости, понимания. Таким образом, уже к началу 70-х годов здесь созрели объективные условия для переориентации на гуманистические тенденции в образовании.

В Польше в конце 80-х годов 20 века состоялось общенациональное обсуждение комплекса проблем образования. Было выработано общее мнение о том, что необходимо ориентироваться на традиции польского народа и государства и учитывать опыт наиболее развитых стран мира.

В школьном законе Чехии, принятом в 1991 году, записано, что школы «воспитывают молодежь на основе научного знания и в соответствии с принципами патриотизма, гуманизма и демократии, способствуют их интеллектуальному и нравственному развитию, готовят к творческой профессиональной деятельности, обеспечивают эстетическое, здравоохранительное, физическое и экологическое воспитание».

Впервые законодательные акты восточноевропейских стран откликаются на проблемы здорового образа жизни «знаний человека о самом себе», своем психическом и физическом здоровье, на проблемы формирования экологической культуры и «экологического сознания молодежи». Ключевые статьи новых школьных законов предусматривают демократизацию и гуманизацию школы, свободу и автономию ее функционирования, деидеологизацию учебно-воспитательного процесса, обновление содержания образования, ликвидацию единообразия, дифференциацию и интенсификацию обучения.

Педагоги восточноевропейских стран видят выход для подъема позиции образования в системе общественных ценностей, в расширении реальных возможностей получения полноценного образования для молодежи из разных слоев, в многообразии моделей, в общем и профессиональном плане.

С точки зрения ученых этих стран, вариативность и гибкость имеют исключительное значение для соблюдения преемственности между отдельными ее звеньями в условиях демократического общества и рыночной экономики. В настоящее время между отдельными учебными заведениями и ступенями образования формируются новые отношения, основывающиеся на принципе саморегуляции.

В настоящее время образование в соответствии с субьектно-личностной парадигмой должно служить, прежде всего, интересам личности, а не государственных структур. Оно начинает приобретать значение подлинной, а не утилитарной ценности.

В Болгарии, Польше, Румынии, Венгрии получили массовое развитие негосударственные школы. Многие сторонники школ этого типа считают, что они успешно дополнят государственную систему и оптимизируют учебный процесс инновационными решениями.

Все более децентрализованным становится процесс определения содержания учебного материала. Содержательная часть программ ориентируется на универсальные и непреходящие ценности мировой культуры, учитывает ведущие направления современного глобального мышления, такие, как: воспитание в духе мира, патриотическое воспитание, экологическое воспитание и воспитание «граждан мира» и др.

Как видим, реформирование образования в странах Центральной и Восточной Европы, переживших крах тоталитарных режимов, происходит по направлениям, сходным с нашей страной. Однако, следует заметить, что:

- основательно ставятся вопросы воспитания глобального мышления;

- предоставляется большая самостоятельность учителям в учете потребностей развития интеллектуальной среды, в выборе программ и учебных планов;

- расширяется самостоятельность в управлении учебными заведениями.

Как нам представляется, эти направления необходимо учитывать при реформировании начального образования.

Интересный опыт имеют школы Англии и Уэльса в организации педагогической помощи и поддержки. Все это, по мнению Беста и Лэнга, базируется на обязательности идеи благосостояния или благополучия индивидуума как личности, которая, как известно, нечто большее, нежели «пустой сосуд для заполнения знаниями». Такое обязательство называется пасторской заботой. «Пасторская забота в школе должна вовлекать всех учителей и помогать учащимся в достижении успеха, поддерживать их в учении. В этом контексте пасторская забота ориентирована на те трудности, которые могут испытывать отдельные дети. Осуществление пасторской заботы помогает удостовериться, что все учащиеся, в особенности девочки и члены этнических меньшинств, могут пользоваться рядом образовательных льгот, предоставляемых школой».

Огромное значение придается безотлагательной работе в школе с целью создать благоприятную обстановку для учения, для хороших взаимоотношений и для удовлетворения эмоциональных потребностей. Это необходимо и для самодвижения учащихся в ощущении самоценности - это в основном превентивные действия школы. Возникает необходимость в изучении условий жизни учащихся в семье и помощи им. Элемент благополучия осуществляется учителями, когда они помогают школьникам принять решение и разрешить проблемы; поддерживают в то время, когда им трудно; выявляют и контролируют учащихся, находящихся в ситуации риска или испытывающих чье-либо давление.

В качестве вывода мы отмечаем, что реформирование начального образования в нашей стране проводится, в основном, по тем же направлениям, что и в названных странах мира (гуманизация образования; многовариантность образования; регионализация образовательных систем; учет национальных особенностей в многонациональной стране; гуманитаризация содержания образования; непрерывность; развивающий и деятельный характер), но отмечается учет особенностей менталитета, возможностей в данной ситуации.

Последние документы о школе, принятые руководством нашей страны («Национальная доктрина образования», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г., ФГОС начального общего образования), преобразования, происходящие в российском образовании, свидетельствуют о том, что образование в России может быть интегрировано с мировым образовательным процессом (обогащаться и обогащать тенденции и развитие образования в мире).

Таким образом, проблема повышения эффективности начального образования достаточно актуальна и требует совершенствования.


 

Скачано с www.znanio.ru