Современные формы организации взаимодействия семьёй, обеспечивающие эмоциональное благополучие дошкольника
Педагог-психолог:
Петрова Оксана Васильевна
МАДОУ № 5 «Теремок»
Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте и стать равноправными участниками образовательного процесса»
Вовлечение родителей в педагогический процесс, их заинтересованное участие в воспитательное – образовательной работе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это позволит обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что будет способствовать развитию личности ребёнка, умению общаться со сверстниками, поможет подготовить его к школе. Важно помнить, что на базе накопленного жизненного опыта в дошкольном детстве, малыш формирует своё отношение к обществу. Семья выступает как партнёр, а не как объект воздействия
Для эффективного взаимодействия с семьёй необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи:
· Помочь родителям преодолеть авторитаризм во взаимодействии с ребёнком и увидеть мир с его позиции.
· Научить относиться к ребёнку как к равноправному партнёру.
· Помочь взрослым узнать его сильные и слабые стороны, т.е. увидеть своего малыша со стороны.
· Уважать его неповторимость, ставить для него и для себя реальные цели.
· Помочь развить и привить у ребёнка хорошие привычки, манеры, культуру общения.
Но важно помнить, что дети требуют не столько внимания – опеки, сколько внимания – интереса.
Для эффективного взаимодействия с родителями я разделила свою работу на два этапа:
1-й этап информационный
Направлено на знакомство родителей с детским садом, чтобы заинтересовать их, помочь разобраться в сложных вопросах воспитания. Для этого мы:
1. Знакомим родителей с детским садом и группой.
2. С педагогическим коллективом: воспитателями, социальным педагогом, старшим воспитателям, музыкальным руководителем, и т.д.
3. С образовательными программами и методиками.
4. С дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ.
Помогают нам в этом:
- по детскому саду,
- Экскурсия в «Игротеку»;
- Родительское собрание, которое способствует сближению семьи и детского сада, делают отношения более доверительными и тёплыми.
2-й этап активного взаимодействия с родителями
Здесь предлагаю родителям активные формы сотрудничества, которые постепенно усложняются к старшему дошкольному возрасту. Подробнее остановлюсь на некоторых из них, которые считаю наиболее эффективными:
1. Работа «Педагогическая гостиная». Она начинается с показа НОД разной тематики: от занятий по мелкой моторики и развитию речи в младшем дошкольном возрасте, до занятий по обучению грамоте, математике и т.д. в старших дошкольных группах.
Форму взаимодействия использую с 1-й младшей группы согласно ФГОС. Сразу после проведения диагностики на занятия приглашаются все родители, но индивидуально те семьи, дети которых показали слабые знания по итогам обследования.
Чем важен этот приём?
- Родители видят, как занимается ребёнок, что у него получается, а что – нет, его маленькие достижения и победы.
- Знакомлю родителей с упражнениями и играми, которые помогут ребёнку играя запомнить необходимый материал, развить мыслительные процессы, а также умения и навыки.
- Обращаю внимание родителей на необходимость консультации у логопеда (индивидуально) или психолога для коррекции работы в детском саду и дома.
Способствует созданию взаимоотношений между детским садом и семьёй с целью обучения и воспитания ребёнка, повышает педагогическую грамотность и заинтересованность родителей в успехах развития своего малыша.
«Поэтические гостиные»
В необходимости их проведения мы убеждаемся каждый день, когда слышим безграмотную, невыразительную речь окружающих. Акцентирую внимание родителей на том, что их речь является образцом речи для детей. Поэтому так важно приобщить их к истокам.
В младшем дошкольном возрасте могут быть беседы по произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто или по любимым произведениям воспитанников.
В старшем дошкольном возрасте –поэтические встречи посвящены временам года или творчеству отдельно взятых писателей и поэтов
Эти волшебные вечера мы не только прикасаемся к прекрасному, но и поём песни, кроссворды, разгадываем викторины, играем в подвижные и речевые игры, беседуем о значении художественной литературы на речевое развитие ребёнка.
Результатом работы в этом направлении являются победы наших
воспитанников в конкурсах чтецов и их участие в театрализованных постановках, которые ежегодно проходят в нашем детском саду
Форма такой работы никого не оставляет равнодушным, сближает детей и взрослых; создаётся благоприятный доброжелательный микроклимат общения.
2. Сплочению детско – родительского коллектива способствует проведение развлечений и праздников.
Считается, что ребёнок с раннего детства погружённый в атмосферу радости как в детском саду, так и в семье, вырастает более устойчивым ко всем жизненным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
3. Основную информационную и просветительскую нагрузку несут на себе родительские собрания.
Для того, чтобы родители были не пассивными слушателями, а участниками диалога и равноправными партнёрами в воспитательно – образовательном процессе, я использую следующие приёмы:
· Анкетирование, метод социального-психологического исследования с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, должна обеспечить получение достоверной и значимой информации а так же выявление уровня педагогической грамотности родителей, их насущных проблем и, на основе полученных данных, планирование дальнейшей работы по взаимодействию с семьёй.
· Беседа, используется как один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности. Так и от членов изучаемого коллектива, группы.
· Тестирование, использую варианты тестирования со взрослыми на родительском собрании с целью снятия эмоционального напряжения и установлению атмосферы доверия, взаимопонимания («Дерево», «Какой ты?»). Проводя в игровой форме тестирование детей, мне удаётся отслеживать микроклимат семьи и взаимоотношения ребёнка со взрослыми.
· Наблюдение, общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психологических функций, реакции.
4.Работая в экспериментальном режиме по апробации программы пред школьной подготовки, по программе «Ступеньки детства»
В основном в своей работе использую элементы различных психотехник
Элементы тренинга:
Тренинг помогает человеку понять и раскрыть свои внутренние переживания желания. Так же тренинг позволяет найти новые формы взаимодействия между психологом и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией. Поскольку в процессе тренинговой работы используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинения сказок, элементы релаксации), процесс общения становится менее напряженный, наиболее доверительный, интересный. Комфортная и открытая обстановка во время проведения тренинга отличается от обычной обстановки. У участников есть возможность отвлечься от работы. У них
появляется возможность рассуждать эмоционально выражать свое мнение, расслабляться и фантазировать – что так необходимо каждому человеку.
Элементы тренинга используются в работе с педагогическим коллективом, с родителями на родительских собраниях а также и с детьми.
Например:
Упражнение «Да-нет»
Цель: Прояснение конструктивной роли сопротивления, связи между умением уважать чужие границы и отстаивать свои.
Попросить
родителей встать в круг. Пусть один из родителей повернет голову направо и,
глядя своему соседу справа в глаза, произнесет: «Да». Тот, в свою очередь,
поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Нет». Следующий, глядя на
своего партнера справа, произносит: «Да» — и т. д., пока круг не замкнется.
Затем все, кто говорил «да», делают шаг вперед, образуя внутренний круг, и
поворачиваются лицом к тем, кто остался во внешнем круге. Таким образом,
образовались пары «да» — «нет», стоящие лицом друг к другу, и два круга —
внутренний и внешний. Теперь людям в парах нужно поднять руки и приложить
ладони к ладоням партнера. Задача внутреннего круга — говоря «да» и нажимая
ладонями, вырваться вовне. Задача внешнего круга — говоря «нет», удерживать
ладонями натиск.
Упражнение выполняется 1—2 минуты, затем партнеры меняются ролями: те, кто был
в роли «да», становятся «нет», и наоборот.
Обсуждение.
- Спросить участников: легко ли им говорить «нет»?
- Спросить, что было для них труднее в этом упражнении — удерживать или
вырываться?
- Что вызвало наибольшее удовольствие и что - дискомфорт по ходу обоих
упражнений?
- Что значит, по мнению родителей, «отстаивать себя и свои ценности» и как
это соотносится с «полюсами»: «пассивная беспомощность» —
«Бессмысленное упрямство».
Попросить родителей привести примеры жизненных ситуаций, когда важно умение говорить «нет». Обратить их внимание на то, что в три года ребенок учится сопротивлению, и задача родителей — научить его делать это адекватно.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение предлагаю представить на одной
ладони улыбку, на другой- радость. А чтобы они не ушли от нас, их
крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Психологическое упражнение «Моя любимая в детстве игрушка»
Включается релаксационная музыка и медленно говорю: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию-оно ровное и спокойное, почувствуйте тяжесть в руках и ногах и т.д.
А теперь расскажите о том, что вы ощущали, о своей любимой игрушке.
Вывод: любимую игрушку мы помним всю жизнь, и это дает нам положительные эмоции.
Упражнение «Да-нет»
Цель: Прояснение конструктивной роли сопротивления, между умением уважать чужие границы и отстаивать свои.
Попросить родителей встать в круг. Пусть один из родителей повернет голову направо и, глядя своему соседу справа в глаза, произнесет: «Да». Тот, в свою очередь, поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Нет» и т.д. Упражнение выполняется 1-2 минуты, затем партнеры меняются ролями: те, кто был в роли «да», становится «нет», и наоборот.
Обсуждение:
Спросить участников: легко ли им говорить «нет»? Что вызвало наиболее удовольствие и что-дискомфорт по ходу обоих упражнений? И т.д.
Примерное упражнение с гостями «Цветок»
Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.
Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.
Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.
Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.
Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.
Анализ упражнения:
1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?
2. С какими трудностями вы столкнулись?
Результативность профессиональной деятельности характеризуется улучшением психолого-педагогической атмосферы в коллективе воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
Все мероприятия, направленные на взаимодействие семьи и детского сада способствуют созданию эмоционального благополучия дошкольников. Дети учатся уважать и ценить родителей, взрослые учатся жить интересами ребёнка и понимать всю важность и значимость педагогической работы в детском саду. Осознав всё это, они начинают помогать нам в нелёгком деле – воспитании подрастающего поколения. Закончить своё выступление я хотела бы словами.
В. А. Сухомлинского: «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.