ПРОЕКТ
Современные формы работы по приоритетному направлению деятельности – познавательное развитие детей дошкольного возраста
Выполнила:
Воспитатель-методист ПНД,
МДОУ «Карагашский
детский сад №1 «Романица»,
Курлат Любовь Васильевна.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..……………………..3
1. Теоретические аспекты использования современных форм работы по приоритетному направлению деятельности………………………………..6
1.1. Особенности организационной деятельности по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста……………………………………..6
1.2. Современные формы работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста – «Лэпбук»…………………………………………….10
2. Практика использования лэпбука в реализация приоритетного направления деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста ………………………………………………………...16
2.1 Реализация приоритетного направления деятельности по познавательному развитию с использованием лэпбука.……………………...16
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение……………………………………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека, так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. Познавательное развитие – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека
В ГОС ДО отражены главные задачи познавательного развития: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии и творческой активности. Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сенситивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе. Для того чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющейся источником его познавательной активности и лежащей в основе развития познавательного интереса человека. Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно.
Вопросам познавательного интереса посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Запорожец, А.Г. Макаренко, Н.В. Рубинштейн, Г.И.Щукина, Д.Б. Эльконин. Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу. Если определить эту проблему более конкретно, ее можно сформулировать следующим образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при этом особой перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед воспитателями организаций дошкольного образования (ОДО), особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, следующей ступенью развития которых станет начальное школьное обучение. Именно поэтому так важно найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема проектной работы «Современные формы работы по приоритетному направлению деятельности – познавательное развитие детей дошкольного возраста».
Цель проекта: определение возможности использования «Лэпбука» в практике работы воспитателей-методистов по приоритетному направлению деятельности - познавательное развитие дошкольников.
Объект проекта: процесс познавательного развития дошкольников.
Предмет проекта: лэпбук как современная форма работы в процессе познавательного развития дошкольников.
Задачи проекта:
- изучить научно-методическую литературу по теме проекта;
- рассмотреть современные формы работы по познавательному развитию для дошкольников;
- проанализировать педагогический опыт работы с использованием лэпбука.
Предполагаемый результат проекта: возможность использования в практике работы воспитателей-методистов по приоритетному направлению деятельности - познавательное развитие дошкольников средствами «Лэпбук».
1. Теоретические аспекты использования современных форм работы по приоритетному направлению деятельности
1.1. Особенности организационной деятельности по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста
В ГОС ДО определены требования к разработке примерной образовательной программы ОДО, в которой указываются разные образовательные области, в том числе и область «Познавательное развитие», одна из задач которой – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей [3].
По мнению Б.Г. Ананьева, познавательное развитие является сложным, значимым для человека образованием, которое имеет множество психологических определений [5].
А.К. Маркова считает, что познавательный развитие – это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. Познавательное развитие – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность [7]. Направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным [7].
По мнению Г.И. Щукиной, предметом познавательного развития является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру [8].
Такие психологи, как Б.Г. Ананьев, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн и педагоги Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина широко исследовали проблему познавательного развития. Авторы считают, что познавательное развитие формируется и развивается в деятельности и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Познавательное развитие Н.Г. Морозова характеризует тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов [9]. Познавательное развитие, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений.
Н.Г. Морозова указывает, что именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, которому способствует познавательное развитие[10]. По мнению автора, познавательное развитие, активизирует все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития. Побуждает личность к постоянному творческому поиску деятельности. Как подчеркивает Н.Г. Морозова, познавательный развитие – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования [10]. В жизни конкретных личностей трудно переоценить значение познавательного развития. Познавательное развитие – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях, отмечает А.М. Матюшкин [11]. Познавательный развитие выражен различными состояниями: – любопытство, – любознательность, – познавательный интерес, – теоретический интерес [12]. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. Любопытство – стадия человека, привлекающая внимание окружающего мира. На этой стадии ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета. Любознательность – это состояние ценное для личности человека. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Обнаруживаются при этом достаточно сильные выражения эмоций: удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью, которые развиваются не только на занятиях, но и в труде, отмечает Г.И. Щукина [8]. Любознательность – это устойчивая черта она имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди, как правило, не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске деятельности. Как целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, любознательность представлена в работе С.И. Кудинова, она обеспечивает постоянство стремлений и готовность новой информации [13]. Н.Г. Морозова считает, что «любознательность близка к интересу, но она не сосредоточена на определенном предмете или деятельности» [10]. Любознательность, как ступень познавательного развития, рассматривает Г.И. Щукина [8]. По ее мнению, она отражает состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность. К.М. Романова считает, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей [14]. Познавательное развитие характеризуется познавательной активностью. И поэтому развитие познавательной активности у детей проявляется в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Опыт нам подсказывает, что удовлетворение любознательности всегда связано с переживанием положительных эмоций.
Развитие к познанию реального мира – один из наиболее значимых в детском развитии, отмечает Е.И. Рогов [15]. Поэтому дошкольный возраст – период расцвета детского познавательного развития.
Как отмечает А.М. Матюшкин, к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает активность ребенка [11]. Ведь в этом возрастном периоде для развития познавательной потребности ребенка, важна исследовательская активность. Поэтому больше всего задаются вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются найти ответ, при этом используя свой маленький опыт. Ведь характерная особенность этого возраста – стремление узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Дети проявляют свою инициативу, которая обнаруживается в наблюдениях, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности, по мнению Г.И. Щукиной, являются знания [16].
Б.Г. Ананьев утверждает, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним [5]. По мнению автора, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми.
Таким образом, познавательный развитие – это особый вид развития в обучении, а точнее развитие к познанию, избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Он характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательное развитие выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.
1.2. Современные формы работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста – «Лэпбук»
Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии. Использование в образовательном процессе инноваций - это не модная тенденция, а требование времени.
Одним из направлений деятельности ОДО является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
В ГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Необходимо совмещать традиционные формы работы с детьми и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
• Беседы
• Игровые беседы с элементами движения
• Занятия
• Развлечения
• Клубы
• Конструирование
• Театрализованная деятельность
• Дидактические игры
• Экскурсии
• Выставки
• И т. д
Используя традиционные формы работы, необходимо включать задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае, по словам Выготского Л.С., обучение повлечёт за собою развитие.
Интерактивные формы работы:
• Устные журналы
• «Школа исследователей»
• «Клуб любознательных»
• Рисунки-сочинения
• Интегративная деятельность
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность
• Создание коллекций
• Изостудия с использованием ИКТ
• Коллективное дело
• «Сказочная лаборатория»
• Работа с лэпбуком, интерактивной папкой
• Мини-музеи, где ребёнок может потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть и т.д
Понятие лэпбук (lapbook) является сравнительно новым, в переводе с английского языка означает «книжка на коленках» или «наколенная книга». Формат папки должен быть таким, чтобы можно было удержать на коленях при необходимости, удобно было читать и рассматривать содержимое.
Лэпбукили интерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, в которой собраны материалы на одну определенную тему. Ребенок может доставать, перекладывать, складывать картинки по своему усмотрению. При этом лэпбук - это не просто поделка. Воспитательная функция «лэпбука» состоит в том, что он изготавливается вместе с детьми и их родителями (законными представителями) [1, с. 15]. Это позволяет учитывать их пожелания при оформлении. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составляющие части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком.
Работа с «лэпбуком» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Создание «лэпбуков» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, к которой можно привлечь родителей.
Лэпбук помогает ребёнку на свое усмотрение организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Дети учатся собирать информацию и пользоваться ею. Это эффективный способ для закрепления и повторения пройденного материала. Такая тематическая папка способствует систематизации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, способствуя организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми [3, с. 162].
Лэпбук обеспечивает творческую, игровую, познавательную и исследовательскую активность детей младшего школьного возраста. Процесс создания лэпбука один из вариантов видов совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Работа с лэпбуком отвечает основным критериям организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное участие ребенка в деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное перемещение и общение детей во время занятия (при соответствии правильной организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка (каждый работает в своем темпе) [7, с. 25].
Лэпбук отвечает всем требованиям, предъявляемым к предметно- развивающей среде:
- педагогическая целесообразность игрушек и оборудования, которая соответствует задачам всестороннего развития личности ребенка;
- физическая и психологическая безопасность игровых материалов; создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и недостатка), целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды с помощью игрушек и оборудования;
- учёт возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития.
Лэпбук обладает следующими качествами:
- информативен;
- доступность лэпбука обеспечивает все виды активности учащегося на учебных и факультативных занятиях;
- полифункциональность - можно использовать при работе в группе, в подгруппе и, конечно, при индивидуальной работе;
- трансформируемость - папка позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей;
- вариативность - сменяемость учебного материала в папке, обеспечивающего свободный выбор учащихся, замена на новые материалы, которые стимулируют активность учащихся на уроках. В лэпбуке существуют варианты использования каждой его части;
- насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много разнообразной информации по конкретной теме. Нет необходимости подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (учебной, игровой, исследовательской, познавательной и творческой);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства [9].
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу обеспечить детей знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующую не только предметной подготовке, но и становлению социального опыта и коррекции личности на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и возможностей на каждом этапе обучения.
Преимущество использования лэпбука в работе с детьми заключается в:
- лэпбук для детей - яркая и красочная книжка-поделка, которая хранит в себе множество тайн и секретов, которую хочется изучать и рассматривать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому. Книга, которая побуждает к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей - возможность увлекательно и полезно провести время со своим ребенком, организовать активное общение и взаимодействие, возможность глубже узнать интересы и потенциал ребёнка, развивать творческое начало;
- лэпбук для педагогов - интерактивное обучающее средство, которое позволяет организовать активную речевую, познавательную и коммуникативную деятельность младших школьников, имея при этом возможность использовать дифференцированный подход; эффективный способ ознакомления и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, который дает возможность раскрыть не только свои организаторские способности, но и творческие;
- лэпбук для учреждения образования - часть дидактического обеспечения зон развития в классах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей (законных представителей) и педагогических работников [10, с. 12].
2. Практика использования лэпбука в реализация приоритетного направления деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста
2.1 Реализация приоритетного направления деятельности по познавательному развитию с использованием лэпбука
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно – образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Сейчас во главу угла ставиться индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как организованна НОД при помощи каких дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей.
В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду и на развитие личности.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый воспитатель-методист ПНД. Результатом такого поиска мной стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Работая уже несколько лет по приоритетному направлению познавательное развитие передомной стоит задача найти эффективную форму работы для усвоения материала и развития познавательной активности у дошкольников. Использование инновационных форм, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, на мой взгляд, является - тематическая папка-лэпбук. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Это актуально для нашего детского сада, так как в нашем детском саду есть разновозрастная группа. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических форм.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада.
Вот мной и используется в моей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию и повышению их профессиональной компетенции.
В условиях реализации приоритетного направления познавательного развития в МДОУ «Карагашский детский сад № 1 «Романица» и в современных условиях модернизации системы образования основной линией преобразований стало осуществление индивидуализированного подхода к каждому ребенку.
Особое значение в контексте решения проблем детей дошкольного возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой понимаем научно обоснованную систему психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника.
Однако до сих пор определенные стереотипы образовательной практики не ориентируют специалистов на индивидуальный подход к ребенку и не предполагают применение индивидуализированных развивающих программ в работе с дошкольниками.
Основной целью педагогических усилий остается создание определенного объема знаний, умений и навыков, приводящее к выравниванию возможностей детей и применению одинаковых форм, методов и технологий педагогической работы с ними. Важной причиной такого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к дошкольникам.
При организации образовательного процесса в детском саду мы столкнулись с проблемой взаимодействия ребенка со сверстником: дети не умеют включаться в совместную деятельность: принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца.
По моему мнению, что чем больше в «багаже» педагога будет разнообразных современных форм работ с детьми, тем ярче, богаче и насыщеннее становится жизнь дошколят.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил , чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает педагог или воспитанник дошкольной организации, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Лэпбук может восприниматься воспитанниками детского сада как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется в группе дошкольной организации, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, педагог вместе с воспитанниками часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это дидактическое пособие отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Но необходимо отметить, что применение лэпбуков во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.
Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.
В группе создана копилка «умных книжек – самоделок», это и индивидуальные, созданные родителями и детьми. Лэпбук семьи Чеботарь «Я и мое тело», лэпбук семьи Чугуновых «Дружба»
Мною были разработаны уникальные лэпбуки различной тематики: «Зимующие птицы», «Лето», «Времена года», лэпбук в форме куба «День Земли», куб «Растения», «Зимующие птицы», «Микробы», «Профессии».
Рассмотрим этапы создания лэпбука.
1. Выбор темы. Тема может быть как общей, так и более конкретной. Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда они сами подсказывают педагогу, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Дети 5-7 лет обычно активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущего пособия.
2.Составление плана будущего лэпбука. Необходимо определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.
3. Рисование макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино. Этим обычно занимается сам воспитатель, так как именно он будет заниматься окончательной сборкой готового лэпбука.
4.Создание лэпбука в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста принимать посильное участие в этом процессе: вырезывать, приклеивать, складывать элементы в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу
Более предметное создание лэпбука можно описать на примере изготовления конкретного такого пособия для старшего дошкольного возраста по теме «Времена года».
Совместное составление плана: «Что мы хотим узнать про времена года?». Ребята предложили разные варианты: почитать книжки, рассмотреть журналы, посмотреть альбомы, в которых есть информация о всех времен года. Перед детьми была озвучена проблема: накапливается много разной информации, а как же можно её всю запомнить? Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку и т.д. Ребята приняли предложенную цель. Далее обсудили с детьми, какое содержание будет в необычной книжке, наметили макет лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала.
В лэпбук вошли следующие элементы: титульный лист, фон природы, кармашки с названием времен года, стихи и загадки про времена года (лето, осень, зима, лето) про признаки погоды, карточки-признаки времен года: «цикл жизни растений», «одежда», «месяца времен года»; пиктограммы солнца, тучки и дождя; карточки с изображением признаков времен года, дидактические игры «Одежда», Метеостанция. (Приложение 1)
Оформление каждого кармашка было обсуждено с детьми всей группы. План, который составили по изучению темы, был конкретизирован совместно: в какой день недели чем мы будем заниматься тем или иным материалом (раздела). В течение недели лэпбук заполняется. Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям и рассказать, над какими кармашками он работал и что это значит. Последовательное изготовление лэпбука явилось культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская.
ПРИМЕР ПЛАНА ЛЭПБУКА «Зумющие птицы»
Наглядный материал, картинка: 1.«Строение птицы» 2. Творческое задание «Дерево» 3. Скворечник 4. Карточки с зимующими птицами 5. Рассказ по картине 6. Фото кормушки для птиц. 7. Карточки с кормом для птиц. (Приложение 2)
ПРИМЕР ПЛАНА ЛЭПБУКА «Хлеб»
Материал для лэпбука: кармашки для карточек: «Пословицы и поговорки про хлеб», «Виды хлеба», «История хлеба, факты, профессии, стихотворение о хлебе, беседа по картинке «Как хлеб на стол пришел?», беседа по картинке «Из чего пекут хлеб?», карточки разных видов хлеба. (Приложение 3)
Лэпбук под названием «Хлеб» был использован на открытом занятии под названием «Хлеб – всему голова» в старшей русской группе. (Приложение 4)
ПРИМЕР ПЛАНА ЛЭПБУКА в виде куба «День Земли»
Материал: 1. Кармашки, 2. Карточки с поговорками о Матушки Земле, 3. Стихотворение про Землю, 4. Карточки с изображениями предметов загрязняющих природу, 5. Карточки с изображениями факторов развития экологически проблем, 6. Изображение свалки, 7. Кармашки для сортировки мусора (органика, пластик, бумага, стекло), 8. Карточки с изображением мусора, 9.Кармашки для карточек со способами решения экологических проблем, 10.Фон небо.
В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лэпбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Этот опыт может быть полезен как воспитателям ОДО, воспитателям-методистам ПНД, родителям воспитанников ОДО. Данный опыт может быть использован в полном объеме в процессе организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, комплексно – тематическом планировании, взаимодействии с семьями воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы позволил нам сделать вывод, что проблема познавательного развития детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Одним из таких методов является Лэпбук. Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Результаты наблюдения педагогического процесса с использованием ЛЭПБУКА показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
2.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.С.230
3. Пироженко Т. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014. №11; 12
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
5. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...
6. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
7. Лисина М.И. Познавательная активность дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - С.554
8. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.С. 224
10. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk
11. Рогов Е.И. Психология познания М., 1998.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.