Современные информационно-коммуникационные технологии
как средство формирования информационных
компетенций учащихся, их место и роль в образовательном процессе
Бурное развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда.
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования. В педагогике существует несколько трактовок понятия компетентность.
Компетентность –
1. это обладание компетенцией;
2. это обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
- Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
- Компетентность также определяется как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным.
Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
В современном мире предъявляются новые требования к результатам обучения и освоения содержания курса истории: умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями, с помощью которых возможна разработка новых приёмов и методов обучения. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий.
Применение интерактивных технологий на уроке сегодня очень актуально.
В последнее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:
- перегруженность школьных программ,
- оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать. Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим были определены задачи:
1. Обеспечение качества усвоения знаний по истории.
2. Развитие общеучебных умений и навыков.
3. Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
Решению этих задач помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
- сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
- приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Внедрение компьютерных технологий имеет ряд преимуществ:
1. Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
2. Широко использовать показ репродукций картин художников
3. Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс
Информационные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
- как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
- как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
- как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.
На этапе закрепления и контроля возможно использовать электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Стоит отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
У китайского народа есть поговорка «Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю». Этой поговоркой можно охарактеризовать существующие модели обучения:
Пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
Активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1. Самый распространенный вид - подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Преимущества использования презентаций:
I. Учитель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
V. Урок становится более ярким!
2. Использование тестов, заполнение таблиц, разгадывание кроссвордов позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность. Дает возможность проводить работу над ошибками в самих тренажерах.
Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации. Мы работаем с учебником, находим необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу.
3. Метод проектов через презентации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.
Использование метода проектов позволяет:
- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами;
- формировать коммуникативные навыки культуры общения;
- добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния;
- развивать ключевые компетенции;
- расширить кругозор.
Результатами данного метода можно считать создание учащимися 6-9 классов проектов: « Спасибо деду за победу!», «Ветеран труда», «Моя семья».
4. Своеобразным продолжением урока считаю внеклассные мероприятия с ИКТ, при проведении которых учитываю потребности учащихся в исторических знаниях, использую интеграцию разных предметов.
Информационно-коммуникационные технологии, формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Используя ИКТ необходимо соблюдать санитарные правила и нормы
работы компьютеров для детей разных возрастов.
Таблица 1. Возрастные особенности работы на ПК
1 – 4 класс |
5–7 класс |
8–9 класс |
15 минут |
20 минут |
25 минут |
Обобщив все выше сказанное можно сказать, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать знания, умения, навыки учащихся, делает для них урок более интересным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования информационной компетенции учащихся.
Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверено лидируют не только в образовательном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах. Работать по-новому интересно – это верный путь в формировании информационной компетентности учащихся.
Литература
1. Раковiч А. Выкарыстанне iнфармацыйных тэхналогiй на уроках гiсторыi. //«Беларускi гiстарычны часопiс» 2010г, № 7 с.58
2. Левiна А. «Хто заменiць звычайнага педагога?»// «Настаунiцкая газета» 2016г., №28, с.8
Интернет – ресурсы
http://myshared.ru
http://d.120-bal.ru
http://u4eba.net
http://rome.webzone.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.