УДК –781
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ДШИ (из опыта работы)
А.С.Мустафина
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
Король С.С.
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
МБУДО «ДШИ № 2»,
г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл., РФ
«Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания
невозможно полноценное
умственное развитие ребенка»
В.А.Сухомлинский
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники: использование компьютеров, программного обеспечения для преобразования, хранения, обработки, передачи, получения информации, защита во всех сферах деятельности. Сегодня значительная часть образовательных и информационно-справочных программ относится к категории мультимедиа.
XXI век: это век интернета, всемирная сеть «поглотила» практические всё жизненное пространство человечества. Сегодня: с самого раннего детства используются гаджеты и все сферы образование переходят на онлайн и офлайн - обучение. В связи со сложившимися обстоятельствами, интернет ̶ технологии завоевывают все большее признание, внедряются в сферу и музыкального образования, которые оказывают значительную помощь в различных аспектах педагогической деятельности преподавателей ДШИ.
Использование инновационных мультимедийных технологий сегодня открывает новые возможности для преподавателей в образовательном процессе и привлечении учеников к мировой культуре и искусству. Но переориентация образования требует от преподавателей знания инновационных педагогических технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения и их внедрение в образовательный процесс.
В общеобразовательных школах давно применяют компьютерные технологии: практически на всех уроках используются презентации в качестве объяснения новой темы или освоение дополнительного материала, проводится тестирование, репетиторство с помощью компьютерных программ. В связи с этим, сегодня применение компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов в учреждениях дополнительного образования (ДШИ, ДМШ, ДХШ) стало необходимой потребностью. Необходимо, чтобы каждый ученик стал своеобразным исследователем интернет- пространства для достижения нужного информационного и исполнительского результата, а именно: умение анализировать огромное количество информаций, уметь систематизировать, согласно заданной теме: например, знакомство с творчеством композитора, эпохи или прослушать музыкальные произведения в различной исполнительской редакции.
С использованием интернет - технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса.
В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед обучающимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у обучающихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др.
Это является залогом более успешного обучения и воспитания.
1.1Информационные технологии и их виды.
На сегодняшний день отмечается устойчивая тенденция внедрения современных информационных технологий во все отрасли образования. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования. В последние годы во всех образовательных учреждениях все чаще прибегают к использованию информационных технологий при изучении большинства учебных дисциплин.
В настоящее время значительная часть образовательных и информационно-справочных программ относится к категории мультимедиа.
Мультимедиа -это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.
Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение.
Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать разные цели, например получение информации или общение с другими людьми. Пользователь может взаимодействовать как ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения. Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно человек может взаимодействовать в интернет ресурсами либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий в образование.
Являясь уникальной знаково-символической системой, мультимедиа открывает широкие перспективы не только в плане получения определенной информации, но и значительно стимулирует процесс творческого познания человеком действительности.
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучающимся. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.
Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства: электронные учебники, онлайн-уроки; программы-тренажеры (репетиторы); контролирующие (тестовые); информационно-справочные (энциклопедии);
демонстрационные (слайд- или видео - фильмы); учебно-игровые (компьютерные игры).
Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.
Педагогическими программными средствами могут выступать:
Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.
Методическими возможностями информационных технологий можно считать:
- визуализацию знаний;
- индивидуализацию, дифференциацию обучения;
- возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);
- моделирование объектов, процессов и явлений;
- разработку и применение информационных баз данных;
- доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
- развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
- возможность самоконтроля;
- возможность тренировки и самоподготовки;
- повышение мотивации обучения;
- формирование культуры учебной деятельности;
- экономию учебного времени.
Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:
-развитие личности: в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.
-выполнение социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. (Слово «инновация» произошло от латинского слова «innovus» (in — в и novus — новый) и переводится на русский язык как «новинка», «обновление», «изменение»). Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека. Основная цель обучения в музыкальной школе - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Каждый урок в музыкально-исполнительском классе детской музыкальной школы является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы учебно-педагогического процесса. Желание каждого преподавателя – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для обучающихся.
Как этого можно достичь? Каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.
Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.
В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?
-в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
-в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего преподавателю сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;
-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- для профессиональной подготовки исполнителей;
- для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).
-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и обучающимся;
- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;
- расширить кругозор ученика.
Основные направления использования технологий на уроках:
· визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
· демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).
· самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия.
Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.
Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет - технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучающимся. Например:
- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;
- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;
- самопроверка знаний;
- самообразование;
- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.
В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа - система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес обучающихся.
Наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал в процессе обучения позволяет проектная деятельность. В результате проектной деятельности обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует обучающихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
На уроках в детской школе искусств активно применяются такие информационные технологии:
· различного типа видео- и аудио- ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.).
· музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.
· интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).
2.2. Результаты использования ИКТ и дистанционных технологий на уроке:
- становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы обучающихся;
- возрастает интенсивность учебного процесса;
- у обучающихся появляется дополнительная мотивация к познавательной деятельности;
- доступность учебных материалов в любое время;
- применяется индивидуальный подход;
- повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
- возможность самоконтроля степени усвоения материала по каждой теме неограниченное количество раз.
- развивается творческий потенциал обучающихся;
- сокращается время на опрос
Использование информационных средств в детской школе искусств.
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.
Программу «Музыкальный класс», целесообразно использовать как на предметах сольфеджио и музыкальной грамоты, так и на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. В программе имеется раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Так же здесь подобраны и музыкальные игры, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.
Так же программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Данная программа заслуживает хороших отзывов и рекомендаций. Она адаптирована для учащихся младших классов.
Создать собственное музыкальное произведение помогут такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений.
Программа «Учимся понимать музыку» направлена на приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Практический курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиаиллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические стати.
Программа - Microsoft Office Word используется для создания конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.
Программа Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.
С учениками можно использовать программы с музыкальными играми. «Играем с музыкой», «Алиса и времена года» - обучающие игры на развитие внимания, музыкального слуха, с музыкальными заданиями и головоломками.
Интересна музыкальная игра «Щелкунчик», в которой в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобятся учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета «Щелкунчик»: китайского, индийского, русского танца, танца цветов.
Музыкальная программа «Волшебная флейта» сочетает в себе игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом. Юному музыканту вместе с маленьким Моцартом нужно вернуть в страну Сновидений Солнце, украденное Царицей Ночи.
Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучающихся в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.
Личный опыт применения информационных технологий на уроках.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. В своё время К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Самые необходимые информационные программы:
1) «Windows Media Player», «KMPlayer», «Everest», «AimpPortable», которые необходимы для воспроизведения самых различных аудио- и видео-файлов.
2) Microsoft Office Word используется для создания конспектов, учебных пособий, сочинений различной тематики и пр.;
3) Microsoft Office Excel- мониторинг успеваемости, выводить ведомости за любой период обучения в виде таблиц.
4) Microsoft Office PowerPoint - презентации различных направлений по любому предмету.
-Microsoft Office Publisher незаменим при разработке буклетов и самых разных публикаций при проведении конкурсов, соревнований и пр.
Далее представляю краткую характеристику наиболее используемых мною на уроках информационных средств и программ с описанием методики их применения:
В программе «Шедевры музыки» О.П.Радыновой собраны обзорные материалы о разных направлениях музыки от эпохи барокко до современной музыки, биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Их использование делает урок более интересным, разнообразным, красочным, а учебный материал более доступным.
Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы обучающихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.
Из энциклопедии «Musical Instruments» для уроков я в основном извлекаю теоретические сведения об инструментах и ансамблях, а также наглядные материалы в виде картинок.
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» не раз выручала меня не только на уроках, но и во внеклассной работе, т.к. эта программа содержит очень много материала как по учебной программе, так и не входящего в курс обучения, но довольно интересного и актуального. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип, т.к. эта программа содержит более 3200 иллюстраций (портретов, фотоснимков, слайдов). Также эта программа подходит и для самообразования обучающихся, главное здесь – правильно сориентировать их в выборе материала для изучения, и создать условия контроля полученных знаний.
Энциклопедия на CD "Классическая музыка" иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Обучающиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, а просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Для активизации работы обучающихся можно применить занимательные формы: викторины, кроссворды, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к обучению. Центр дополнительного образования «Снейл» регулярно проводит интересные интернет - конкурсы и олимпиады международного формата. В декабре 2016 года обучающиеся моего класса участвовали в дистационной Международной олимпиаде по музыке и показали хорошие результаты, о чём говорят полученные грамоты.
Я часто использованию ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами. В интернете можно найти и скачать любые ноты да еще в облегченном варианте.
Информационно-коммуникативные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно находить нужную и учиться обрабатывать её в виде рефератов, тестовых заданий, вопросов по теме, кроссвордов и т.п.
Исследовательская деятельность обучающихся способствует развитию интеллектуальной инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса. Она побуждает действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.
Для изучения обучающиеся могут сами выбрать тему, которую они желают изучать и исследовать. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:
«Русские народные инструменты».
«Новогодняя сказка».
«Широкая масленица»
«Фольклор – народная мудрость».
Такая форма работы активизирует познавательную деятельность обучающихся, расширяет кругозор, объединяет ученика и учителя.
Вышеуказанные работы опубликованы на проекте для одаренных детей «Алые паруса» - сайт сети nsportal/ru.
После таких форм работы, я заметила то, что у обучающихся повышается самооценка, уверенность в своих силах, уважение и гордость к самому себе. Такой способ работы имеет воспитательное значение.
Интернет представляет огромные возможности поиска необходимого, важного и значимого материала, а общение с компьютером создает мотивацию для обучения и добывания необходимой информации. Здесь можно узнать о музыкальных конкурсах и фестивалях.
Все эти конкурсы дают возможность нашим ученикам открыть свои способности, реализовать возможности, продемонстрировать свои творческие замыслы и таланты.
Игровые программы представляют особый интерес, ведь они очень разнообразны по смыслу, структуре и форме (например, интеллектуальные логические игры на поиск связей, закономерностей, словотворчество).
Игровые программы помогают развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, умение конкретизировать классификацию данных, развивать коммуникативные умения (например, умение запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов).
При изучении музыкальной грамоты с обучающимися 1классов я использую сайт «Детям о музыке». Это игровые программы:
- «Нотный стан и ноты».
- «Разноцветный ксилофон».
- «Сочиняем музыку».
- «Одинаковые звуки».
- «Музыкальный тренажер».
- «Нотный стан и клавиатура».
Я советую использовать развивающие игры в домашних занятиях, включая в совместную работу родителей.
В практике нашей школы используются интерактивные уроки с применением презентаций, аудиозаписей, слайд-шоу, викторин. Ученики выступают в роли и музыкантов-исполнителей, и активных слушателей.
Заключение
Современный преподаватель должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав студента – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед образовательным учреждением. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.
Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для обучающихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.
Психологи отмечают, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Обучающиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны обучающимся.
Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Компьютерная деятельность на уроках ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает студента от предмета, но и служит развитию у него повышенного интереса к нему.
Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей обучающихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует сегодняшнему дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.
Данная тема реферата, на мой взгляд, останется актуальной еще не один год. В своей работе я предполагаю дальнейшее изучение выбранной темы и более активное использование различных информационных технологий на уроках в детской школе искусств.
Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у обучающихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого развитии личности обучающихся и доступности музыкального образования.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,
Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
Список используемой литературы
Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002
Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50
Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997
Долгушин С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке: Учебно-методическое пособие. – Омск: Мир музыки, 2004.Школа-Пресс, 1994.
Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: 1999.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:
Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь - М., 1997
Интернет-источники:
http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm - сайт «Детям о музыке»
http://www.kindermusic.ru/klassika_detyam.htm сайт «Классическая музыка детям»
http://www.kindermusic.ru/muz_skazki.htm - сайт «Музыкальные сказки для детей»
http://1-rs.com/sites/category/10149 - сайт «Музыка детям»
http://100oper.nm.ru/ - сайт«100 опер»
Он-лайн игры с сайта «Детям о музыке»:
- «Нотный стан и ноты» - http://www.muz-urok.ru/pianino_notyi.htm
- «Разноцветный ксилофон» - http://www.muz-urok.ru/ksilofon.htm
«Сочиняем музыку» - http://www.muz-urok.ru/muzigra_podbor.htm
- «Музыкальный тренажер» - http://www.muz-urok.ru/muz-igra13.htm
- «Нотный стан и клавиатура» - http://www.muz-urok.ru/muz-igra13.htm
- «Music Match» - http://www.muz-urok.ru/muz_igra4.htm
Другие он-лайн игры:
«Радуга из нот» - http://www.flashmusicgames.com/rus/rainbow_piano.html
«Проверка слуха» - http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/proverka_sluha.html
«Пианист» - http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/pianist.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E5_%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8 – Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%EB%FC%F2%E8%EC%E5%E4%E8%E0 - Википедия
http://translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FMusical_instrument〈=en-ru&ui=ru –Яндекс
http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm - сайт «Детям о музыке»
http://www.kindermusic.ru/klassika_detyam.htm сайт «Классическая музыка детям»
http://www.kindermusic.ru/muz_skazki.htm - сайт «Музыкальные сказки для детей»
http://1-rs.com/sites/category/10149 - сайт «Музыка детям»
http://100oper.nm.ru/ - сайт«100 опер»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.