Современные методы приемы как важный фактор успешности в работе с одаренными детьми
Наше государство, как и любое другое, нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс. Поэтому в настоящее время, для обеспечения нового уровня школьного образования, усилия педагогов направляются на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде.
Задача нашего центра – поддержать такого ребенка и развить его способности, помочь этим способностям реализоваться.
В творческом объединении «Французский язык» моя задача как педагога дополнительного образования заключается в создании развивающей образовательной среды для одаренных и особо мотивированных детей.
При работе с одаренными детьми, способными порождать оригинальные идеи, находить нетрадиционные способы решения поставленных задач, необходимо использовать на занятиях не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания.
Я работаю по своей авторской программе «Путешествие в жизнь с Маленьким принцем», которая предусматривает использование и применение таких приемов и методов обучения как кейс-метод, кластер, синквейн и другие.
Почему в основу своей программы я положила сказку «Маленький принц»? Обучение иностранным языкам развивает мышление учащихся и формирует метакомпетенции, позволяющие достигать эффект от использования различных знаний и навыков. Кроме того, иностранные языки выполняют особые функции в процессе обучения: образовательную, воспитательную, мотивирующую, гуманитарно-просветительскую. Сказка А. де С. Экзюпери « Маленький принц» содержит в себе простые, но философские мысли. Сказка актуальна, заставляет задуматься о смысле жизни, дает ответы на многие проблемы, которые являются вечными. Короче говоря, ребенок смотрит на жизнь через призму философии Маленького принца.
Современные педагогические технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов, которые обновляются и совершенствуются. И если еще вчера я активно использовала на занятиях кейс – метод, кластер и др., то сегодня наиболее эффективным, на мой взгляд, кажется метод синектического штурма. Благодаря этому методу, у нас родились интересные исследовательские работы, такие как « Аутофагия» и «Когда земля вскрикнула» Взаимосвязь». И вторая работа - «Стратагемы в баснях».
Синектика – это метод, позволяющий
совмещать разнородные элементы в процессе творческого поиска решения
проблемы, который может привести к превращению незнакомого в знакомое и,
наоборот, знакомого в незнакомое. Метод был придуман американским ученым Уильямом
Гордоном в прошлом веке.
Суть метода заключается в поисках аналогий. Аналогий
4 вида:
Прямые аналогии – это схожесть природных данных или технических характеристик объекта или явления.
Символические аналогии позволяют в обычных вещах увидеть парадоксы, то есть посмотреть на привычное с необычного ракурса.
Личные аналогии позволяют представить себя на месте изучаемого явления или объекта, применить к себе его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи. Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и даже бессмысленными. Однако это возможность увидеть новые грани, новые стороны предмета. Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого воображения.
Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию, представить объект в самых фантастических, сказочных условиях.
Все эти аналогии дают возможность отойти от привычного хода мысли, довести все до абсурда, и решение может возникнуть с неожиданной стороны, что мы и сделали на занятии, посвященном теме экология. Эта тема хорошо раскрывается в научно-фантастической повести Конан Дойля «Когда земля вскрикнула», где главный герой утверждает, что земля это живое существо. После прочтения, анализа повести я написала на доске слово «Земля» и предложила провести аналогии.
Первую, прямую аналогию я подсказала детям сама, предложив сравнить землю с живым организмом и найти схожести. Растительность дети сравнили с волосяным покровом, ядро земли с сердцем, землетрясения с движением и т. д.
По второй личностной аналогии дети представили себя на месте планеты Земля и сказали, что могут пораниться и чувствовать телесную боль.
А раз земля имеет раны, ощущает боль, то она может залечивать свои раны – это символическая аналогия.
При использовании фантастической аналогии дети сравнили залечивание ран земли с биологическим процессом аутофагией, таким образом, убедившись в утверждении Конан Дойля о том, что земля - живое существо
Зелень - волосяной покров Земля залечивает раны
Ядро - сердце \процесс аутофагии\
|
|||
|
|||
Чувствует телесную боль Земля живой
организм
Следовательно, состоит из клеток и в ней происходит процесс аутофагии.
В ходе применения синектического штурма родилась еще одна исследовательская работа « Стратагемы в баснях».
В группу тренинга, использующую метод синектики, рекомендуется включать представителей разных профессий, отвечающих следующим требованиям: уметь абстрагироваться от обычного суждения, мысленно отвлечься от обследуемого объекта, выделить сущность задачи и преодолеть привычный ход мышления.
На занятии по обсуждению басен Лафонтена, на доске было написано слово “Fable” - басня, и детям было предложено высказать свое мнение о прочитанной басне.
Fable
Actuel, instructif, affecte la conscience d,une personne psychologue
La ruse, la stratégie, la tactique militaire
Les animaux zoologue
В ходе обсуждения были высказывания о том, что басня современна и актуальна, поучительна, влияет на сознание и психику читателя, а раз так, то нам необходим психолог, чтобы рассмотреть басню с точки зрения психологии. Предлагали привлечь военных, потому что в баснях содержится стратегия и тактика, далее дети предложили привлечь зоологов, так как персонажами басен обычно являются животные.
Таким образом, каждый представитель отдельной профессии характеризовал басню с точки зрения своего видения. В ходе обсуждения обучающиеся прибегали к различным источникам словарям, статьям и интернету. Случайно наткнулись на слово стратагема, стало интересно, что оно означает. Оказалось, что стратагем 36 и это древнекитайский военный трактат, собрание неявных стратегических приёмов и система непрямых тактических ходов, используемая для достижения скрытой цели. Раньше стратагемы применялась в военном деле, но в настоящее время их активно используют во всех сферах человеческой деятельности в политике, спорте, бизнесе, даже в быту. Таким образом, благодаря синектическому приему, дети обнаружили в басне «Ворона и лиса» 10 стратагему, которая имеет название «Скрывать за улыбкой кинжал». Двое обучающихся заинтересовалась этой темой, продолжили исследование и выявили, что в каждой басне и Эзопа, и Крылова, и Лафонтена, они рассмотрели также басни Хетагурова, оказалась одна из 36 стратагем.
Работу защищали на французском языке в Республиканском конкурсе исследовательских работ « Ступень в науку», и на русском языке на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо».
На своих занятиях я также часто применяю такой технологический метод как «кластер», который помог в написании исследовательской работы «Сравнение современных супер героев с Чиполлино».
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
При обсуждении темы: « Героизм . Как я это понимаю.» детям было предложено определить разницу в значениях слов герои и супергерои.
В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, относящиеся к заданной теме. И уже вокруг «спутников» центральной «планеты» могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Кластер, мне как учителю французского языка, помогает развивать язык, восстанавливать в памяти пройденную лексику, развивает фантазию.
Герои
Герой войны сказочный персонаж
Бэтман
хладнокровные Человек паук
всесильные
агрессивные Чиполлино
лидеры Буратино добрые
веселые
храбрые
справедливые
честные
«Сравнение современных супер героев с Чиполлино».
Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способность в той или иной области деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.