Современные методы обучения на учебных занятиях по истории и обществознанию Автор: Калиновская Любовь Михайловна Организация: МОУ «Крутоярская СОШ» Адрес : Челябинская обл. Октябрьский р-он, п. Крутоярский
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В современных образовательных технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках. Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира. В связи с реализацией ФГОС ООО, ситуация в образовании принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями, целевым отбором содержания исторического образования, она включила экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах. Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод – способ взаимодействия учителя и ученика в достижении учебно-воспитательных целей. Поэтому, каждый метод включает в себя обучающую работу учителя (объяснение нового) и организацию активной учебно- познавательной деятельности учащихся. Сегодня учитель должен не объяснять новый материал, а определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам. Приведённые мною приёмы и методы обучения истории и обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа, помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению. Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретации, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия. В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения». Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения. Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках:
Критическое мышление – способность ставить смысловые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. При этом уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других, отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает три стадии, которые должны присутствовать на уроке: Вызов. Осмысление .Рефлексия. На стадии вызова стараюсь направить работу на актуализацию и обобщение имеющихся знаний, вызвать интерес учащихся к изучаемой теме, настроить на решение проблемной ситуации. Например, сформулировать тему урока по найденному в коробке на ощупь предмету (шахматы - «Индия», сапог- «Италия»). Также можно использовать следующие приемы: «Нестандартный вход в урок», «Ассоциативный ряд», «Что впереди?», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные предположения», «Мозговой штурм», «Ключевые слова», «Верите ли вы..», «Да-нет»-ка и др. На стадии осмысления ученик, получив новую информацию, осмысливает ее, соотносит с уже имеющимися знаниями. Помогает в этом «инсерт», заполнение таблиц (ПМИ, ЗХУ), ментальной карты, кластера и др. Развивается способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, выполняя задание, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла На этапе рефлексии учащиеся целостно осмысливают информацию, имеют собственное отношение к изучаемому материалу. Использую «синквейн», «3 предложения» (записать 3 главных вывода), «черно-белый кадр» (белый кадр – что было хорошего, интересного на уроке, черный кадр – что было плохого, неинтерсного), «Незаконченное предложение» (Сегодня на уроке я узнал, что…) и др. Методы используются для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта. 2.Шестиугольное обучение Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым связям. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать их по категориям, причем шестиугольники располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы. Варианты использования данной технологии. 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать предложения, словосочетания, слова, текст. Слова и предложения могут быть и с ошибками, и с пропусками, и без ошибок. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое. 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. 3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой Ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. Над данным приемом работаю второй год. На мой взгляд, применение этого приема более эффективно на уроках усвоения новых знаний и на уроках систематизации и обобщения знаний и умений. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы. Примеры работы с данным приемом из личного опыта:
• На шестиугольниках написаны события из темы, учащимся надо разложить соты в хронологической последовательности; • На шестиугольниках написаны события из темы, но сознательно допущена ошибка, необходимо найти эту ошибку; • Составить картину. Для этого на больном листе печатается иллюстрация к теме, затем разрезается на шестиугольники. Учащиеся собирают все в единое целое. Данная работа нравится учащимся. После первой работы с шестиугольниками учащиеся сами сравнили себя с пчелками, когда увидели результат своей работы. Они с удовольствием работают как в парах, так и в группах, выстраивая свои логические цепочки. При работе с данным приемом не смогла не заметить и минусы. На одном из сайтов нашла ссылку на готовый шаблон шестиугольников, но так и не смогла его найти, так как сайт оказался на английском языке. Пришлось использовать найденный в интернете шаблон и заполнять его вручную. Еще одним минусом является долгая и кропотливая работа по созданию шестиугольников с уже готовым текстом и картинками. Думаю, что при дальнейшей работе с данным приемом эти минусы превратятся в плюсы.
С данной технологией я познакомилась еще 8 лет назад, когда в 5 класс пришли дети, которых сложно было обучать по обычной методике по причине гиперактивности детей. Авторы (В. М. Букатов, Е.Е. Шулешко, Л. К. Филякина, Е. Г. Самсонова) видят главную задачу обучения в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении учащимися их собственной личности. Достигаются эти задачи путем организации урока, как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социоигровая»). Лозунг этой педагогики: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения». В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбуждён после физкультуры или утомлён после контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в мгновение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение - а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. То есть учителю следует по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать урок. И такая работа учителя несомненно носит творческий характер. В результате учёта всех разнообразных условий (объем материала, степень его сложности, характер класса как коллектива, конкретные особенности проведения предыдущего урока, связь с последующими уроками, время и день недели) складывается режиссёрский замысел урока, включающий то, чем необходимо заниматься на предстоящем уроке. В социо-игровой «режиссуре урока» есть свои «три кита»: движение, вариативность и работа малых групп. Если на уроке одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция может оказаться шаткой и ненадежной. «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ по В.М. БУКАТОВУ
- деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Можно поделиться: Группа ровесников (сентябрьские, июньские и т.д.) По цвету волос, глаз, одежды; Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; По считалочке, вариант разрезной картинки. СМЕНА ЛИДЕРСТВА Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И СМЕНА МИЗАНСЦЕНЫ Образовательная, совместная и самостоятельная деятельность детей должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в различных уголках: в центре, за столами, на полу, и т.п.). СМЕНА ТЕМПА И РИТМА Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и конечно же требует определенной сосредоточенности С чего начать? Овладение игровыми возможностями обучения лучше начинать с двигательных заданий. Несложные движения – бег, прыжки на одной ноге, приседания, хлопанье в ладоши, перестановка мебели в классе ценны тем, что снимают блокаду статистической позы. В отличие от дидактических игр (как правило, скучных), в играх двигательных сразу видно успешно или нет их выполняют. Двигаться, соревнуясь на скорость, точность, одновременность, без ощущения участниками полноты протекающей сейчас жизни – невозможно. А полнота эта создается и ученической инициативностью, и деловой увлеченностью, дружественностью и уверенностью в возможности победы. Многие задания требуют простора и передвижения, и учителю нужно поломать голову, как осуществить их в условиях тесной комнаты. Становится нормой по ходу урока несколько раз менять место занятий, переходя от малого объема (класс, кабинет) в большой (зал, вестибюль, школьный двор) и обратно. Приходится осваивать режиссерское умение менять мизансцены. Одна группа заданий направлена на социоигровое приобщение к делу. Эти задания помогают выстраивать деловые отношения учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в свое время и каждый на своем месте, каждый после кого-то и перед кем-то – эти «нехитрые» игровые правила заимствованы из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются в работе над любым учебным материалом. Другие игры-задания могут помочь избавиться от формалистики, скуки и горьких минут отчаяния. Они могут стать мостиками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося к тому, что сначала кажется менее привлекательным). Могут помочь они и в дозировках трудоемкой работы, и в снятии ситуации затянувшегося ожидания. В третьих играх доминируют механизмы деятельного и психологически эффективного отдыха. Они характеризуются доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. Авторы не призывают к единообразному подражанию, а убеждают последователей больше доверять своему педагогическому и жизненному опыту, ориентируясь на создание учеников ощущения полноты жизни, радости общения, радости учения. Наша задача: потихоньку нарабатывать личные премудрости и личный стиль работы. Как и любая другая педагогическая технология, социоигровая педагогика предлагает не просто набор приемов, а систему, а еще точнее, образ жизни, который превратит противостояние учителя и учеников в плодотворное творческое содружество, помогающее совместными усилиями одолеть такую нелегкую учебную программу. Я не могу сказать, что полностью владею этой технологией. Приемов, советов, правил и принципов, постоянно вливающихся в это направление деятельности появляется все больше. Работать в этой технологии трудно с точки зрения подготовки урока и режиссуры урока. Не всегда можно и, на мой взгляд, нужно использовать данную технологию. Но чем сложнее класс, тем она действеннее. От учителя этот стиль жизни потребует постоянной высокой мобилизации и некоторой доли фантазии, а иногда и определенной смелости, но то, что эта технология дает хорошие результаты, сомнений не вызывает. 4. Технология АМО В основе активных методов обучения заложен игровой принцип обучения, их включение в образовательный процесс позволяет создать открытую, мотивирующую среду, как на уроке, так и во внеклассной работе. Авторы технологии Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов сам термин «социоигровая технология» объясняют так: « организация занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»). Можно провести прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире и естественным образом возникают межпредметные связи. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт учитель - это и есть главная задача педагога! Изучив труды основателей социоигровой педагогики и законы общения , которые предлагают В.М. Букатов и А.П. Ершов, пришла к выводу о том, что моя педагогическая миссия как учителя состоит в том, чтобы поддержать ученика, помочь подняться и победить! Главная цель моей педагогической деятельности – воспитание самостоятельно мыслящей, социально-активной и саморазвивающейся личности. Основные признаки в социоигровой «режиссуре урока» основываются на «трёх китах».
При проведении игровых заданий и упражнений авторы технологии призывают придерживаться следующих 9 правил социоигровых подходов к педагогике. Для себя выделила одно из них: «за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток». Следуя этому правилу, создала свою копилку методов и приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся, которые считаю наиболее эффективными Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах. С уверенностью могу утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, учит добиваться усвоения материала учениками, помогает решать воспитательные и развивающие задачи, учит учиться. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.