https://znanio.ru/person/z98576333
Образовательные задачи:
Сформировать представление основных направлениях развития образования
Понять сущность актуальных педагогических проблем
Развить умение работать с нормативными документами
https://znanio.ru/person/z98576333
Педагогический процесс: характеристики
Единство и самостоятельность процессов
Общее и специфическое
ЦЕЛОСТНОСТЬ:
Единство обучения, воспитания, развития
Целостность человека
Единство цели, средств и результата
Единство воздействий педагога
и активности воспитуемого
5. Единство воспитательных систем
https://znanio.ru/person/z98576333
Деятельность - форма активного и целенаправленного взаимодействия человека с миром
Потребность – деятельность
Сущностные характеристики деятельности:
предметность
субъектность
мотивированность
целенаправленность
сознательность
опосредованность
https://znanio.ru/person/z98576333
История понятия
Понятие системно-деятельностного
подхода введено в 1985 г.
Это понятие направлено на снятие оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).
https://znanio.ru/person/z98576333
Компетентностный подход
совокупность общих принципов определения целей и содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов
https://znanio.ru/person/z98576333
Сегодня в системе общего образования:
Приняты ФГОС (методологическая основа – системно-деятельностный подход)
Утвержден Профессиональный стандарт педагога (система требований к трудовым функциям, реализуемым в деятельности педагога, система требований к профессиональным компетенциям)
https://znanio.ru/person/z98576333
Что из этого следует?
Для реализации
«стандартов развития» педагог
должен создавать условия,
инициирующие детское действие
и
соответствовать требованиям профессионального Стандарта
https://znanio.ru/person/z98576333
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся
Технологическая компетентность |
Готовность к самообразованию |
Готовность к социальному взаимодействию |
Готовность к разрешению проблем |
Коммуникативная компетентность |
Готовность к использованию информационных ресурсов |
Готовность принять персональную ответственность |
Адаптивность |
https://znanio.ru/person/z98576333
Что для педагога системно-деятельностный подход?
Развитие личности происходит в деятельности
Не всякая активность есть деятельность
Деятельность культурна по своему происхождению
Учебная деятельность и учение – не синонимы
Обучение должно быть организовано в формах деятельности, адекватных возрасту обучающихся
Учебная деятельность – преобразование субъектом самого себя
https://znanio.ru/person/z98576333
Компетенции – практико – ориентирован-
ные знания, навыки, способы деятельности,
необходимые для качественного результата.
Компетентность - комплекс освоенных человеком компетенций с обязательным личностным, ценностным отношением к деятельности
https://znanio.ru/person/z98576333
Психологическая природа компетентности Джон Равен «Компетентность в современном обществе»
Основа компетентности - система ценностей и установок личности.
Основные проявления компетентности - высокая готовность к творчеству, инициативность, ответственность за принимаемые решения.
https://znanio.ru/person/z98576333
Компетентность включает в себя компоненты:
когнитивный (знания),
операционально-технологический (навыки, умения, способы),
мотивационный (ценности и установки),
аффективный ( эмоциональное отношение),
волевой, поведенческий
https://znanio.ru/person/z98576333
Факторы, способствующие формированию компетентности
Развивающая среда
Ценности и установки родителей, учителей и сверстников
Компетентностное поведение педагогов
Особая организация и особое содержание образовательного процесса
Проектное обучение, исследовательская деятельность, социальная практика
https://znanio.ru/person/z98576333
Проблемы развития компетентности в современном обществе (по Д. Равену)
Стремление к инициативному, компетентному поведению в мыслях и суждениях
Нежелание рефлексировать свое поведение, признавать ошибки и тратить время на освоение эффективных способов
https://znanio.ru/person/z98576333
Психологические препятствия для реализации компетентностного образования (Д. Равен)
Социальные ожидания родителей, педагогов, самих детей- наиболее мощный механизм, регулирующий поведение детей и взрослых, они действуют сильнее, чем любые компетентностные программы.
https://znanio.ru/person/z98576333
Как достигать необходимых результатов?
проблематизация (задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД);
осмысление (интерактивные формы занятий)
проектная деятельность
включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач
https://znanio.ru/person/z98576333
Как достигать необходимых результатов?
организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;
понимание учения как процесса образования и порождения смыслов;
ориентация на коллективные формы взаимодействия детей и педагогов в учебной и во внеурочной деятельности;
рефлексия и обобщение
https://znanio.ru/person/z98576333
В каком направлении развиваться?
От «Что преподаем?» – к «Чему учим? Что предполагаем преобразовать в ребенке?»
От «О чем сообщаем учащимся?» – к «Как организуем их деятельность?
От программы как перечня тем – к программе как проекту совместной деятельности
От объяснительно-иллюстративных методов обучения – к проектным, интерактивным, исследовательским технологиям
От позиции воздействия – к позиции взаимодействия
https://znanio.ru/person/z98576333
Что для педагога компетентностный подход?
Смысл образования - развитие способности самостоятельно решать проблемы
Содержание образования - дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем
Смысл организации образовательного процесса - создание условий для формирования опыта самостоятельного решения проблем
Оценка образовательных результатов – на основе анализа уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.