Современные образовательные парадигмы. Актуальные проблемы педагогики.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, предпосылок, которыми он руководствуется в качестве образца действия. В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования: когнитивная, личностно -ориентированная, функционалистская, культурологическая. Когнитивная парадигма. Когнитивный (лат. cogito -- мыслю) - относящийся к познанию только на основе мышления. В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Главным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится. Учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания. Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения. Основным критерием эффективности обучения являются знаний, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют «знаниевой», императивной, традиционной, а школу - «школой памяти», так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умения мыслить.
Иконка файла материала Современные образовательные парадигмы. Актуальные проблемы педагогики.ppt

М.Е. Никитин,
преподаватель высшей категории

Современные образовательные парадигмы Актуальные проблемы педагогики.

https://znanio.ru/person/z98576333

Образовательные задачи:

Сформировать представление основных направлениях развития образования

Понять сущность актуальных педагогических проблем

Развить умение работать с нормативными документами

https://znanio.ru/person/z98576333

Ключевые понятия

https://znanio.ru/person/z98576333

Исторические тенденции развития образования

https://znanio.ru/person/z98576333

Исторические тенденции развития образования

https://znanio.ru/person/z98576333

Исторические тенденции развития образования

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогическая система: компоненты

Цели, ценности
Содержание
Субъекты, объекты
Способы
Средства
Методы
Контроль
Результат, оценка

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогический процесс

Системное взаимодействие – изменение состояния

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогический процесс: характеристики

Единство и самостоятельность процессов
Общее и специфическое
ЦЕЛОСТНОСТЬ:

Единство обучения, воспитания, развития
Целостность человека
Единство цели, средств и результата
Единство воздействий педагога
и активности воспитуемого
5. Единство воспитательных систем

https://znanio.ru/person/z98576333

Подход к образованию -

https://znanio.ru/person/z98576333

Системно-деятельностный подход

Основная цель и результат образования –
развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий познания
и освоения мира

https://znanio.ru/person/z98576333

Деятельность - форма активного и целенаправленного взаимодействия человека с миром

Потребность – деятельность
Сущностные характеристики деятельности:
предметность
субъектность
мотивированность
целенаправленность
сознательность
опосредованность

https://znanio.ru/person/z98576333

История понятия

Понятие системно-деятельностного
подхода введено  в 1985 г.
Это понятие направлено на снятие оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).

https://znanio.ru/person/z98576333

Компетентностный подход

совокупность общих принципов определения целей и содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

https://znanio.ru/person/z98576333

Сегодня в системе общего образования:

Приняты ФГОС (методологическая основа – системно-деятельностный подход)

Утвержден Профессиональный стандарт педагога (система требований к трудовым функциям, реализуемым в деятельности педагога, система требований к профессиональным компетенциям)

https://znanio.ru/person/z98576333

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление
содержания

Ради чего
учить?

ценности
образования

Как учить?

обновление
средств
обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Что из этого следует?

Для реализации
«стандартов развития» педагог
должен создавать условия,
инициирующие детское действие
и
соответствовать требованиям профессионального Стандарта

https://znanio.ru/person/z98576333

Профессиональные роли педагога

https://znanio.ru/person/z98576333

Каковы сложности учителя в современной ситуации?

https://znanio.ru/person/z98576333

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Наиболее универсальными способами решения профессиональных задач педагога являются:
понимание (анализ),
проектирование,
продуктивные коммуникации,
рефлексия

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип минимакса

Принцип психологической
комфортности

Система
дидактических
принципов

Принцип вариативности

Принцип творчества

21

https://znanio.ru/person/z98576333

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся

Технологическая компетентность

Готовность к самообразованию

Готовность к социальному взаимодействию

Готовность к разрешению проблем

Коммуникативная компетентность

Готовность к использованию информационных ресурсов

Готовность принять персональную ответственность

Адаптивность

https://znanio.ru/person/z98576333

Что для педагога системно-деятельностный подход?


Развитие личности происходит в деятельности
Не всякая активность есть деятельность
Деятельность культурна по своему происхождению
Учебная деятельность и учение – не синонимы
Обучение должно быть организовано в формах деятельности, адекватных возрасту обучающихся
Учебная деятельность – преобразование субъектом самого себя

https://znanio.ru/person/z98576333

Компетенции – практико – ориентирован-
ные знания, навыки, способы деятельности,
необходимые для качественного результата.


Компетентность - комплекс освоенных человеком компетенций с обязательным личностным, ценностным отношением к деятельности

https://znanio.ru/person/z98576333

Психологическая природа компетентности Джон Равен «Компетентность в современном обществе»

Основа компетентности - система ценностей и установок личности.
Основные проявления компетентности - высокая готовность к творчеству, инициативность, ответственность за принимаемые решения.

https://znanio.ru/person/z98576333

Компетентность включает в себя компоненты:

когнитивный (знания),
операционально-технологический (навыки, умения, способы),
мотивационный (ценности и установки),
аффективный ( эмоциональное отношение),
волевой, поведенческий

https://znanio.ru/person/z98576333

Факторы, способствующие формированию компетентности

Развивающая среда
Ценности и установки родителей, учителей и сверстников
Компетентностное поведение педагогов
Особая организация и особое содержание образовательного процесса
Проектное обучение, исследовательская деятельность, социальная практика

https://znanio.ru/person/z98576333

Проблемы развития компетентности в современном обществе (по Д. Равену)

Стремление к инициативному, компетентному поведению в мыслях и суждениях
Нежелание рефлексировать свое поведение, признавать ошибки и тратить время на освоение эффективных способов

https://znanio.ru/person/z98576333

Основное социально-психологическое противоречие:

Доминирующие социальные установки взрослых относительно поведения детей


Вызовы времени и ориентиры современного качества образования
НЕ СОВПАДАЮТ

https://znanio.ru/person/z98576333

Психологические препятствия для реализации компетентностного образования (Д. Равен)

Социальные ожидания родителей, педагогов, самих детей- наиболее мощный механизм, регулирующий поведение детей и взрослых, они действуют сильнее, чем любые компетентностные программы.

https://znanio.ru/person/z98576333

Как достигать необходимых результатов?

проблематизация (задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД);
осмысление (интерактивные формы занятий)
проектная деятельность
включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач

https://znanio.ru/person/z98576333

Как достигать необходимых результатов?

организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;
понимание учения как процесса образования и порождения смыслов;
ориентация на коллективные формы взаимодействия детей и педагогов в учебной и во внеурочной деятельности;
рефлексия и обобщение

https://znanio.ru/person/z98576333

В каком направлении развиваться?

От «Что преподаем?» – к «Чему учим? Что предполагаем преобразовать в ребенке?»
От «О чем сообщаем учащимся?» – к «Как организуем их деятельность?
От программы как перечня тем – к программе как проекту совместной деятельности
От объяснительно-иллюстративных методов обучения – к проектным, интерактивным, исследовательским технологиям
От позиции воздействия – к позиции взаимодействия

https://znanio.ru/person/z98576333

Что для педагога компетентностный подход?

Смысл образования - развитие способности самостоятельно решать проблемы
Содержание образования - дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем
Смысл организации образовательного процесса - создание условий для формирования опыта самостоятельного решения проблем
Оценка образовательных результатов – на основе анализа уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.