Современные образовательные парадигмы. Актуальные проблемы педагогики.
Оценка 4.6

Современные образовательные парадигмы. Актуальные проблемы педагогики.

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.05.2021
Современные образовательные парадигмы. Актуальные проблемы педагогики.
Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, предпосылок, которыми он руководствуется в качестве образца действия. В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования: когнитивная, личностно -ориентированная, функционалистская, культурологическая. Когнитивная парадигма. Когнитивный (лат. cogito -- мыслю) - относящийся к познанию только на основе мышления. В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Главным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится. Учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания. Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения. Основным критерием эффективности обучения являются знаний, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют «знаниевой», императивной, традиционной, а школу - «школой памяти», так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умения мыслить.
Современные образовательные парадигмы. Актуальные проблемы педагогики.ppt

М.Е. Никитин, преподаватель высшей категории

М.Е. Никитин, преподаватель высшей категории

М.Е. Никитин,
преподаватель высшей категории

Современные образовательные парадигмы Актуальные проблемы педагогики.

Образовательные задачи: Сформировать представление основных направлениях развития образования

Образовательные задачи: Сформировать представление основных направлениях развития образования

https://znanio.ru/person/z98576333

Образовательные задачи:

Сформировать представление основных направлениях развития образования

Понять сущность актуальных педагогических проблем

Развить умение работать с нормативными документами

https://znanio.ru/person/z98576333 Ключевые понятия

https://znanio.ru/person/z98576333 Ключевые понятия

https://znanio.ru/person/z98576333

Ключевые понятия

Исторические тенденции развития образования

Исторические тенденции развития образования

https://znanio.ru/person/z98576333

Исторические тенденции развития образования

Исторические тенденции развития образования

Исторические тенденции развития образования

https://znanio.ru/person/z98576333

Исторические тенденции развития образования

Исторические тенденции развития образования

Исторические тенденции развития образования

https://znanio.ru/person/z98576333

Исторические тенденции развития образования

Педагогическая система: компоненты

Педагогическая система: компоненты

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогическая система: компоненты

Цели, ценности
Содержание
Субъекты, объекты
Способы
Средства
Методы
Контроль
Результат, оценка

Педагогический процесс Системное взаимодействие – изменение состояния

Педагогический процесс Системное взаимодействие – изменение состояния

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогический процесс

Системное взаимодействие – изменение состояния

Педагогический процесс: характеристики

Педагогический процесс: характеристики

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогический процесс: характеристики

Единство и самостоятельность процессов
Общее и специфическое
ЦЕЛОСТНОСТЬ:

Единство обучения, воспитания, развития
Целостность человека
Единство цели, средств и результата
Единство воздействий педагога
и активности воспитуемого
5. Единство воспитательных систем

https://znanio.ru/person/z98576333 Подход к образованию -

https://znanio.ru/person/z98576333 Подход к образованию -

https://znanio.ru/person/z98576333

Подход к образованию -

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

https://znanio.ru/person/z98576333

Системно-деятельностный подход

Основная цель и результат образования –
развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий познания
и освоения мира

Деятельность - форма активного и целенаправленного взаимодействия человека с миром

Деятельность - форма активного и целенаправленного взаимодействия человека с миром

https://znanio.ru/person/z98576333

Деятельность - форма активного и целенаправленного взаимодействия человека с миром

Потребность – деятельность
Сущностные характеристики деятельности:
предметность
субъектность
мотивированность
целенаправленность
сознательность
опосредованность

История понятия Понятие системно-деятельностного подхода введено в 1985 г

История понятия Понятие системно-деятельностного подхода введено в 1985 г

https://znanio.ru/person/z98576333

История понятия

Понятие системно-деятельностного
подхода введено  в 1985 г.
Это понятие направлено на снятие оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).

Компетентностный подход совокупность общих принципов определения целей и содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

Компетентностный подход совокупность общих принципов определения целей и содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

https://znanio.ru/person/z98576333

Компетентностный подход

совокупность общих принципов определения целей и содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

Сегодня в системе общего образования:

Сегодня в системе общего образования:

https://znanio.ru/person/z98576333

Сегодня в системе общего образования:

Приняты ФГОС (методологическая основа – системно-деятельностный подход)

Утвержден Профессиональный стандарт педагога (система требований к трудовым функциям, реализуемым в деятельности педагога, система требований к профессиональным компетенциям)

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Вектор смещения акцентов нового стандарта

https://znanio.ru/person/z98576333

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление
содержания

Ради чего
учить?

ценности
образования

Как учить?

обновление
средств
обучения

Что из этого следует? Для реализации «стандартов развития» педагог должен создавать условия, инициирующие детское действие и соответствовать требованиям профессионального

Что из этого следует? Для реализации «стандартов развития» педагог должен создавать условия, инициирующие детское действие и соответствовать требованиям профессионального

https://znanio.ru/person/z98576333

Что из этого следует?

Для реализации
«стандартов развития» педагог
должен создавать условия,
инициирующие детское действие
и
соответствовать требованиям профессионального Стандарта

https://znanio.ru/person/z98576333 Профессиональные роли педагога

https://znanio.ru/person/z98576333 Профессиональные роли педагога

https://znanio.ru/person/z98576333

Профессиональные роли педагога

Каковы сложности учителя в современной ситуации?

Каковы сложности учителя в современной ситуации?

https://znanio.ru/person/z98576333

Каковы сложности учителя в современной ситуации?

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

https://znanio.ru/person/z98576333

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Наиболее универсальными способами решения профессиональных задач педагога являются:
понимание (анализ),
проектирование,
продуктивные коммуникации,
рефлексия

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип минимакса

Принцип психологической
комфортности

Система
дидактических
принципов

Принцип вариативности

Принцип творчества

21

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся

https://znanio.ru/person/z98576333

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся

Технологическая компетентность

Готовность к самообразованию

Готовность к социальному взаимодействию

Готовность к разрешению проблем

Коммуникативная компетентность

Готовность к использованию информационных ресурсов

Готовность принять персональную ответственность

Адаптивность

Что для педагога системно-деятельностный подход?

Что для педагога системно-деятельностный подход?

https://znanio.ru/person/z98576333

Что для педагога системно-деятельностный подход?


Развитие личности происходит в деятельности
Не всякая активность есть деятельность
Деятельность культурна по своему происхождению
Учебная деятельность и учение – не синонимы
Обучение должно быть организовано в формах деятельности, адекватных возрасту обучающихся
Учебная деятельность – преобразование субъектом самого себя

Компетенции – практико – ориентирован- ные знания, навыки, способы деятельности, необходимые для качественного результата

Компетенции – практико – ориентирован- ные знания, навыки, способы деятельности, необходимые для качественного результата

https://znanio.ru/person/z98576333

Компетенции – практико – ориентирован-
ные знания, навыки, способы деятельности,
необходимые для качественного результата.


Компетентность - комплекс освоенных человеком компетенций с обязательным личностным, ценностным отношением к деятельности

Психологическая природа компетентности

Психологическая природа компетентности

https://znanio.ru/person/z98576333

Психологическая природа компетентности Джон Равен «Компетентность в современном обществе»

Основа компетентности - система ценностей и установок личности.
Основные проявления компетентности - высокая готовность к творчеству, инициативность, ответственность за принимаемые решения.

Компетентность включает в себя компоненты: когнитивный (знания), операционально-технологический (навыки, умения, способы), мотивационный (ценности и установки), аффективный ( эмоциональное отношение), волевой, поведенческий

Компетентность включает в себя компоненты: когнитивный (знания), операционально-технологический (навыки, умения, способы), мотивационный (ценности и установки), аффективный ( эмоциональное отношение), волевой, поведенческий

https://znanio.ru/person/z98576333

Компетентность включает в себя компоненты:

когнитивный (знания),
операционально-технологический (навыки, умения, способы),
мотивационный (ценности и установки),
аффективный ( эмоциональное отношение),
волевой, поведенческий

Факторы, способствующие формированию компетентности

Факторы, способствующие формированию компетентности

https://znanio.ru/person/z98576333

Факторы, способствующие формированию компетентности

Развивающая среда
Ценности и установки родителей, учителей и сверстников
Компетентностное поведение педагогов
Особая организация и особое содержание образовательного процесса
Проектное обучение, исследовательская деятельность, социальная практика

Проблемы развития компетентности в современном обществе (по

Проблемы развития компетентности в современном обществе (по

https://znanio.ru/person/z98576333

Проблемы развития компетентности в современном обществе (по Д. Равену)

Стремление к инициативному, компетентному поведению в мыслях и суждениях
Нежелание рефлексировать свое поведение, признавать ошибки и тратить время на освоение эффективных способов

Основное социально-психологическое противоречие:

Основное социально-психологическое противоречие:

https://znanio.ru/person/z98576333

Основное социально-психологическое противоречие:

Доминирующие социальные установки взрослых относительно поведения детей


Вызовы времени и ориентиры современного качества образования
НЕ СОВПАДАЮТ

Психологические препятствия для реализации компетентностного образования (Д

Психологические препятствия для реализации компетентностного образования (Д

https://znanio.ru/person/z98576333

Психологические препятствия для реализации компетентностного образования (Д. Равен)

Социальные ожидания родителей, педагогов, самих детей- наиболее мощный механизм, регулирующий поведение детей и взрослых, они действуют сильнее, чем любые компетентностные программы.

Как достигать необходимых результатов? проблематизация (задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования

Как достигать необходимых результатов? проблематизация (задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования

https://znanio.ru/person/z98576333

Как достигать необходимых результатов?

проблематизация (задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД);
осмысление (интерактивные формы занятий)
проектная деятельность
включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач

Как достигать необходимых результатов? организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе; понимание учения как процесса образования и порождения смыслов; ориентация на коллективные…

Как достигать необходимых результатов? организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе; понимание учения как процесса образования и порождения смыслов; ориентация на коллективные…

https://znanio.ru/person/z98576333

Как достигать необходимых результатов?

организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;
понимание учения как процесса образования и порождения смыслов;
ориентация на коллективные формы взаимодействия детей и педагогов в учебной и во внеурочной деятельности;
рефлексия и обобщение

В каком направлении развиваться?

В каком направлении развиваться?

https://znanio.ru/person/z98576333

В каком направлении развиваться?

От «Что преподаем?» – к «Чему учим? Что предполагаем преобразовать в ребенке?»
От «О чем сообщаем учащимся?» – к «Как организуем их деятельность?
От программы как перечня тем – к программе как проекту совместной деятельности
От объяснительно-иллюстративных методов обучения – к проектным, интерактивным, исследовательским технологиям
От позиции воздействия – к позиции взаимодействия

Что для педагога компетентностный подход?

Что для педагога компетентностный подход?

https://znanio.ru/person/z98576333

Что для педагога компетентностный подход?

Смысл образования - развитие способности самостоятельно решать проблемы
Содержание образования - дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем
Смысл организации образовательного процесса - создание условий для формирования опыта самостоятельного решения проблем
Оценка образовательных результатов – на основе анализа уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021