Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного образования.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров.
Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка провозглашается главным критерием качества образования. Одним из способов повышения качества обучения учащихся является организация учебного процесса.
Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Выбор педагогической технологии, методов обучения
В современной системе образования выбор образовательной технологии осуществляется учителем на основе личных убеждений. Технология отвечает на вопрос: «Как я учу? Как я включаю ребёнка в позицию успеха?»
Технология должна подбираться под цель. Мы сначала ставим цель, потом подбираем технологию. Потому что технология – это алгоритм действия учителя и ученика, направленного на достижение заранее поставленной цели.
Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета, т. е. конкретно от:
• уровня знаний и умений учителя;
• общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;
• отобранного учителем содержания учебного материала;
• уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных особенностей;
• материальной оснащенности образовательного учреждения;
• времени.
Педагогическую технологию часто определяют как последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий
Из многообразия существующих современных образовательных технологий основными для повышения качества образования являются технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
- Технологии проблемного обучения
- Технология проектного обучения
- Информационные технологии
- Технологии дифференцированного обучения
- Здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного обучения
Данная технология позволяет учащимся быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Учащиеся практикуются в решении проблем.
В будущем, столкнувшись с проблемой, не опустят руки, т.к. зная, что если есть проблема – значит есть её решение.
Эта технология способствует переходу знаний в убеждение.
Информационные технологии
Современные дети — это цифровые уроженцы. Они выросли с технологиями. Технологии вплетены в их жизни. Но технологии в образовании — это не просто использование цифровых устройств – это то, что облегчает взаимодействие между учителем и учеником, что повышает результативность, а значит и качество учебного процесса.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. У младших школьников преобладает интерес к формам и приёмам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому процессу.
Использование компьютера может быть органично включено в любой этап урока — во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ появляются неограниченные возможности для индивидуальной и дифференцированной работы.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения.
В игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Технология
проектного обучения
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.
Это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией осязаемых результатов.
Эта технология, как универсальный метод, применяемый в школьной практике. Его следует применять как дополняющий элемент. Весь образовательный процесс переводить на проектное обучение не рекомендуется.
Проектная технология применяется и в урочной, и во внеурочной деятельности.
Выполнение учебного проекта считается одной из форм организации познавательной деятельности учащихся, в которой они занимают активную субъективную позицию.
Плюсов много. НО….
На практике дело обстоит иначе. Организовать выполнение учебного проекта или исследования не просто. Зачастую доля труда учителя в полученных результатах слишком велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на развитие личности ученика.
Здоровьесберегающие технологии.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных кабинетов, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Очень важное место занимает правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
На сайте «Современные педагогические технологии» можно познакомиться с разработками уроков, мероприятий с использованием разных технологий.
https://pedtehno.ru/razrabotki-urokov/informacionno-kommunikacionnaya-tehnologiya
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.