Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода
Оценка 4.9

Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
5 кл—9 кл
30.10.2021
Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода
В статье представлен опыт работы по изучению агиографических произведений на уроках русского языка и литературы в школе: «Житие блаженного великого князя Александра Невского», «Житие Петра и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского». Рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания, развития личности, знакомства с нравственными ценностями и нормами жизни, приобщения детей к чтению, к изучению истории нашей Родины. Описаны виды работ при изучении данных произведений, результаты урочной и внеурочной деятельности.
Чистова Современные оббразовательные технологии.docx

Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода

 

Преподаватель русского языка и литератур

филиала ЦМШ «Балтийский» г. Калининграда

Чистова Е.А,

высшая квалификационная категория

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями  поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который умеет, желает и стремится учиться всю жизнь. Поэтому наше общество заинтересовано в выпускниках, нацеленных на саморазвитие, умеющих оперировать своими знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Решение подобных задач требует высокого уровня качества образования, поэтому педагоги понимают всю важность разработки и внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий. Задача учителей - внедрить в  образовательный процесс такие методы и приемы, которые помогут подросткам не только овладеть знаниями, но и развить их творческие способности.

Учителю необходимо вести самостоятельный творческий поиск, отбор и комбинирование различных педагогических средств, методов, приемов и технологий в конкретной учебно-воспитательной ситуации.

Педагогическая технология – это  продуманная модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Учитель должен хорошо ориентироваться в педагогических технологиях, чтобы у него была возможность реализации той, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом возможностей и способностей каждого ребенка, а также основной задачи школы и социального заказа общества. Грамотное использование педагогических технологий в учебной деятельности делает уроки учителя интересными, динамичными, повышает их плотность.

К современным педагогическим технологиям относятся

Личностно-ориентированные технологии обучения

Групповые

Диалоговые

Игровые

Информационно-коммуникационные

Блочно-модульные технологии

Здоровьесберегающие технологии.

Остановлюсь на  некоторых формах организации урока, которые  применяю,  чтобы, в первую очередь, развивать личность ребенка.

Личностно-ориентированные педагогические технологии  позволяют обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, сделать обучение более эффективным, ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка. Поэтому стараюсь создать условия для формирования личности ученика, вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность.

Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы. Стараюсь  начало урока построить таким образом, чтобы учащиеся либо самостоятельно сформулировали тему урока, либо после объявления темы смогли сформулировать задачи урока, чтобы понимали, где могут пригодиться знания, приобретенные во время урока. Понимая значимость изученного материала, ребята проявят к нему интерес, будут работать вдумчиво и внимательно.

Большие возможности для развития познавательной активности и развития каждого ребенка таят различные групповые технологии. В составе группы учащиеся пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей, это помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, они разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке каждый представляет результаты своей работы, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важную часть  работы, без которой невозможен общий успех класса.

Групповую и парную работу использую чаще всего на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

   Например, на уроке русского языка в 8 классе по теме «Однородные члены предложения»  предлагаю из текста  выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ученики выполняют эту работу самостоятельно, затем учащиеся-консультанты проверяют ее у остальных ребят,  результаты выполненного задания обсуждаются в классе.  Затем учащиеся наблюдают за ролью однородных членов предложения,  проводят небольшую исследовательскую работу.

Групповая и парная работа развивает пунктуационную и орфографическую зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к работе одноклассников,  к иной точке зрения.

Также использую в своей работе диалоговые технологии. Для того чтобы конструктивное общение состоялось, необходимо научиться общаться. Искусство диалога мы с ребятами начинаем постигать с  5 класса и работаем над его совершенствованием на протяжении всех лет обучения. Организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога, ведь для  учителя  диалог  на  уроке - это,  прежде  всего,  уникальный  способ  соприкоснуться  с  личными  проблемами  и  размышлениями  ученика.  Для  учеников  это  ощущение  и  понимание  равенства  со  своим  собеседником,  что  обозначает   равенство  не в   знаниях,  а  равные  права  на  ответственность  за  постановку  и  решение  своего  вопроса.  В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.  Это обычно уроки-семинары, уроки-дискуссии, уроки-зачеты.

При планировании урока обязательно стараюсь выявить уровень возможностей учеников по предмету и планирую работу с учетом индивидуальных особенностей ребят, в том числе особенностей состояния здоровья, потому что русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы, и учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, чередовать виды работ, давать разноуровневые задания, что способствует сохранению здоровья учащихся Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объем всех видов диктантов, тестов для изложений, контрольные и зачетные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию. В течение урока уделяю время физкультминуткам, игровым  паузам, зрительной гимнастике,  эмоциональной  разгрузке. Стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету, потому что доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Делаю все возможное, чтобы  создавать на уроках  чувство новизны, пробудить в учащихся желание самостоятельно работать, т.к. личностно-ориентированный подход считаю одним из важнейших в работе. Провожу сюжетные уроки, на которых все наши действия объединены не только темой, но и сюжетом урока. Например, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки-практикумы, смотры знаний. Так, в 6 классе  под Новый год ребята совершили невероятное и интересное путешествие в волшебную страну под названием Лингвиния. На уроках русского языка они узнали множество лингвистических тонкостей, постигли некоторые тайны родного языка. А в конце декабря  к ним в гости пришла в госпожа Лингвистика, и они вместе отправились в путь по волшебной стране. В Лингвинии шестиклассники преодолели немало препятствий, побывав в разных княжествах: Фонетика, Орфоэпия, Лексика, Фразеология, Словообразование. В каждом княжестве их ожидали занимательные и непростые задания, но благодаря своим знаниям и смекалке ребята успешно справились со всеми трудностями. Соревновались две команды: «Фортуна» (команда мальчиков) и «Алые паруса» (команда девочек), в княжествах Фонетика и Лексика лучше ориентировались ребята из команды «Фортуна», а в княжествах под названием Орфоэпия, Фразеология и Словообразование блистали участницы команды «Алые паруса».  И мальчишки, и девчонки работали дружно, сплоченно и, несмотря на то что были соперниками, переживали друг за друга, ведь они одноклассники, а путешествовать по стране, где необходимо быть внимательными и серьезными непросто, но ребята справились. С небольшим отрывом победила команда «Алые паруса», мальчики и девочки получили дипломы за свое сказочное путешествие. Волшебный путь подходил к завершению, как вдруг все почувствовали холод, никто не мог понять, что случилось, а госпожа Лингвистика объяснила, что это Дед Мороз, незаметно войдя, оставил таким замечательным и умным ребятам подарки и пожелал дальнейших успехов в постижении знаний и таких же интересных путешествий.

Единый сюжет подобных уроков предусматривает общность дидактических задач, актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности.

Подобные уроки способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые  постигнуты ребенком самостоятельно.

Ребята учатся оперировать материалом, приобретают навыки взаимопроверки, совершенствуют умения совместной деятельности, адекватной оценки собственной работы и работы команды.

Также в работе использую блочно-модульную технологию, потому что  при обучении русскому языку  очень важно обобщать и систематизировать изученный материал. Мы с ребятами используем обобщающие таблицы по различным разделам орфографии и пунктуации.

На уроках дети принимают активное участие в составлении таблицы. Сначала мы вспоминаем соответствующие правила, находим закономерности, общие черты. Затем ребятам предлагаю самостоятельно составить таблицу, слабым ученикам в это время даю тренировочные упражнения. После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Затем они сравниваются с таблицей на доске.

Таблицы и схемы, которыми я пользуюсь, носят обобщающий и, по возможности, алгоритмизированный характер. Алгоритм облегчает выработку орфографических и пунктуационных навыков, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.

Важнейшим аспектов личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления,  делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Стараюсь вводить элементы интеграции на уроках, а также провожу интегрированные уроки.

Так, прежде чем начать работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова  «Бородино» в 5 классе, стараюсь выяснить, что знают учащиеся об этих героических страницах русской истории. Стараюсь заинтересовать ребят, привлечь их внимание к предстоящей работе над произведением, в ходе которого учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и о значении Бородинской битвы, о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении мастера художественного слова помогает учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

А при изучении поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» учащиеся  7 класса искали ответ на философский вопрос «Что движет Солнце и светила?» во время интегрированного урока литературы и географии.  Ребята анализировали  поэму Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины», посвященную женам декабристов, которые отправились в Сибирь, чтобы поддержать своих мужей. Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность русских княгинь дали Некрасову богатый поэтический материал для развития темы национального русского женского характера.

За время урока ребята  проследили путь Екатерины Ивановны Трубецкой от порога родного дома в Петербурге до Иркутска по физической карте, выяснили особенности географической территории России, посчитали в верстах расстояние, которое преодолела княгиня,  охарактеризовали климат Сибири по климатической карте России. Ученики пришли к выводу о том, что поступок жен декабристов -  настоящий подвиг  для них, привыкших жить в неге и беззаботности.  Когда же наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими. Творческая группа ребят подготовила инсценировку диалога губернатора Иркутска с княгиней Трубецкой. Анализ «живой сцены» позволил ученикам  не только понять, но и прочувствовать, что княгиня Трубецкая, беззащитная женщина, одержала нравственную победу, потому что обладала умом, целеустремленностью, стойкостью и силой духа. Княгиня светом своей души, теплотой своего сердца  согревала не только своего мужа, но и других сосланных на каторгу декабристов.

Выяснив этимологию и лексическое значение слова «Солнце», ученики сделали вывод о том, что всем миром движет ЛЮБОВЬ, что именно она определяет гармонию мироздания, о том, что в наши дни, когда люди подчас разобщены, эгоистичны, думают только о своём собственном благе, судьба декабристок напоминает нам о любви к ближнему, о сострадании, о долге, о семейных ценностях, без которых невозможна жизнь человека.  Поэтому сегодня мысли Н.А. Некрасова очень актуальны. Без ЛЮБВИ невозможна жизнь на планете Земля.

Подобные уроки  имеют огромное значение в формировании нравственного и эмоционального здоровья обучающихся.

На уроках применяю прием рефлексии и считаю ее необходимым моментом личностно-ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Личностно-ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет ярко проявить себя не только ученику, но и педагогу. Стараюсь строить свою работу так, чтобы ребята видели во мне человека, способного прислушаться к чужому мнению, поддержать их, помочь  добрым советом в трудную минуту, порадоваться за них, за их маленькие и большие победы.

Применение в практике современных образовательных технологий, личностно-ориентированного подхода имеет множество преимуществ, о которых сказано выше, а также дает хорошие результаты личностного роста учащихся, пробуждает интерес к предмету.

В арсенале современного учителя множество современных технологий,                каждая из них по-своему интересна, но самое важное и самое главное в нашей работе – любить и понимать своих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также практикую уроки-праздники, например, во время традиционной в нашей гимназии Недели русского языка и литературы. Все мы знаем, что русский язык - самый красивый, самый  богатый язык в мире.  А вопросом о том, сколько тайн он хранит, задаются не одну сотню лет.  Ребята любят   русский язык, язык, на котором они говорят, который  изучают каждый день, узнавая новые правила, новые особенности, бесконечно удивляясь  его могуществу. К уроку на тему «Наш прекрасный русский язык» ученики 7 класса готовились самостоятельно, работая дома, в школе, встречаясь в библиотеке, консультируясь с учителем, они подготовили интересные задания. Например, необходимо было узнать автора высказывания о русском языке, справиться с заданиями по морфологии, решить файнворды, ответить на вопросы викторины, поработать с  этимологией слов и фразеологизмов, что было одновременно сложно и интересно. Праздник прошел великолепно. Ученики узнали много нового и в очередной раз убедились в том,  что наш язык неисчерпаем, велик и прекрасен.


 

Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода

Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода

Блочно-модульные технологии

Блочно-модульные технологии

Также использую в своей работе диалоговые технологии

Также использую в своей работе диалоговые технологии

Лингвистика, и они вместе отправились в путь по волшебной стране

Лингвистика, и они вместе отправились в путь по волшебной стране

Важнейшим аспектов личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся

Важнейшим аспектов личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся

Трубецкой. Анализ «живой сцены» позволил ученикам не только понять, но и прочувствовать, что княгиня

Трубецкой. Анализ «живой сцены» позволил ученикам не только понять, но и прочувствовать, что княгиня

Также практикую уроки-праздники, например, во время традиционной в нашей гимназии

Также практикую уроки-праздники, например, во время традиционной в нашей гимназии

Ученики узнали много нового и в очередной раз убедились в том, что наш язык неисчерпаем, велик и прекрасен

Ученики узнали много нового и в очередной раз убедились в том, что наш язык неисчерпаем, велик и прекрасен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021