Современные образовательные технологии в изучении физики в школе
Оценка 5

Современные образовательные технологии в изучении физики в школе

Оценка 5
pdf
18.01.2024
Современные образовательные технологии в изучении физики в школе
Современные образовательные технологии в изучении физики в школе.pdf

Современные образовательные технологии в изучении  физики в школе

 

Современное информационное общество ставит перед учебным заведением задачи подготовки выпускников, способных:

·         ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

·         самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

·         грамотно работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем;

·         быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;

·         самостоятельно работать над развитием собственного духовного, нравственного и культурного уровня, интеллекта.

Использование широкого спектра педагогических подходов дает учителю возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов обученности учащихся.

Проблемное обучение

Проблемное обучение - это обучение, основанное на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями. Цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся. Для проблемного обучения необходимо, чтобы учитель умел создать проблемную ситуацию, а также развивал у учащихся навыки самостоятельного поиска способов её решения.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. 

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.

Проблемные ситуации могут возникать спонтанно, что наблюдается практически на каждом уроке независимо от технологии, темы, предмета; могут намеренно создаваться учителем. Особую ценность имеют проблемы, самостоятельно сформированные и разрешенные учащимися, задачей учителя в этом случае является «удержание» обсуждения в русле целей, задач, темы данного урока. 

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Цели введения проблемного метода обучения на своих уроках:

-  научить учащихся объяснять физические явления (дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему);

-  научить учащихся творческой деятельности (ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь);

-  воспитание активной личности (ребята отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер).

Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроке могут быть различными:

     учитель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

     излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

     предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;

     ставит конкретные вопросы (на логику рассуждения, сравнение, обобщение); 

     определяет проблемные теоретические и практические задания;

     ставит проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками).

Действия обучающегося при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

-анализ проблемной ситуации;

-формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки преподавателя;

-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); 

-проверка правильности решения.

Информационно- коммуникационные технологии.

Компьютерные технологии на уроках физики предполагает: 

     использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;

     интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов; 

     изменение содержания обучения физики; 

     реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами;

     разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов; 

     обучения учащихся методом коллективного решения проблем; 

     поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием

Интернет;

     использование электронных таблиц для решения задач;

     проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ;

     подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения. 

Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества". 

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

 

Обучение  в малых группах

При обучении в малых группах главной силой, влияющей на учебный процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой. 

При обучении в малых группах решаются следующие задачи: 

Учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива; 

От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать; 

В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

1.Обучение в команде. (Вариант метода обучения в малых группах был разработан в университете Д. Хопкинса).

Метод обучения в команде особое внимание уделяет «групповым целям и успеху всей группы», который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы.

2.Второй вариант обучения в малых группах – «Учимся вместе» (Дьяченко В.К.). Класс разбивается на разнородные группы (по уровню обученности) по 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, подзадание большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Группа оценивается («получает награды») всей командой при обязательном учёте индивидуального подхода и равных возможностях, но в зависимости от достижений каждого ученика. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания, т.е. с самого начала группа имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение познавательной, творческой цели, а с другой стороны, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания культуры общения.

3.Третий вариант – исследовательская работа учащихся в группах – разновидность метода обучения в малых группах. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Обычно учащиеся работают или индивидуально, или в группах. Каждый учащийся вносит свою лепту в решение общей проблемы. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется итоговый доклад, схема, таблица и др. 

Рассмотрим организацию урока с использованием этой технологии на конкретном примере. Урок по теме «Атмосферное давление» в 7 классе учитель может организовать следующим образом: заранее объявить тему урока и названия групп – «географы», «историки», «экспериментаторы», «теоретики», «биологи», «практики».

Ученики должны распределиться по группам и получить задания. Например, «экспериментаторы» подбирают опыты, доказывающие существование атмосферного давления и готовятся их показать. «Практики» демонстрируют устройства, связанные с использованием атмосферного давления. «Биологи» готовят сообщения о влиянии атмосферного давления на человека, использовании его живыми организмами, отвечают на вопросы о том, как вести себя при изменении атмосферного давления и т. д.

После выступления каждой группы учитель просит выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Некоторые моменты фиксируются в тетрадях. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивают их. Таким образом, класс совместно работает над темой урока.

Игровые технологии

ИГра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1.          По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2.          По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3.          По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4.          По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5.          По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-  стимулируется познавательная деятельность

-  активизируется мыслительная деятельность

-  самопроизвольно запоминаются сведения

-  формируется ассоциативное запоминание

-  усиливается мотивация к изучению предмета

Кейс-технология

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Характеристика метода кейсов

1. Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления,  которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

2.Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

-    Способствует развитию умений:

-    Анализировать ситуации;

-    Оценивать альтернативы;

-    Выбирать оптимальный вариант решений;

-    Составлять план осуществления решений 

 

Результаты, возможные при использовании метода «Кейс-метода»:

Учебные

Образовательные

1.Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4.                  Умение работать с текстом

5.                  Соотнесение теоретических и практических знаний

 

1.                  Создание авторского продукта

2.                  Образование и достижение личных целей

3.                  Повышение уровня коммуникативных навыков

4.                  Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Работа ученика с кейсом

1  этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2  этап — выделение   основной   проблемы(проблем),

3  этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4  этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5  этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Действия учителя в кейс – технологии: 

1)  создание кейса или использование уже имеющегося;

2)  распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3)  знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4)  организация презентации решений в малых группах;

5)  организация общей дискуссии;

6)  обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7)  оценивание учащихся учителем

Что дает использование кейс - технологии

Учителю

Ученику

                Доступ к базе современных учебно-методических материалов

                Организация гибкого учебного процесса

                Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

                Беспрерывное повышение квалификации

                Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

                Работа с дополнительными материалами

                Постоянный доступ к базе консультаций

                Возможность самому готовиться к аттестации

                Общение с другими учащимися в группе

                Освоение современных информационных технологий

 

 

 

 

Современные образовательные технологии в изучении физики в школе

Современные образовательные технологии в изучении физики в школе

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности

Информационно- коммуникационные технологии

Информационно- коммуникационные технологии

Обучение в малых группах

Обучение в малых группах

На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется итоговый доклад, схема, таблица и др

На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется итоговый доклад, схема, таблица и др

По (характеристике) характеру педагогического процесса: —обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие 2

По (характеристике) характеру педагогического процесса: —обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие 2

Какие задачи решает использование такой формы обучения: —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний

Какие задачи решает использование такой формы обучения: —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний

Характеристика метода кейсов 1

Характеристика метода кейсов 1

Работа ученика с кейсом 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы(проблем), 3 этап — предложение концепций или тем…

Работа ученика с кейсом 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы(проблем), 3 этап — предложение концепций или тем…

Доступ к базе современных учебно-методических материалов •

Доступ к базе современных учебно-методических материалов •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2024