«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС»
Приём «Критического мышления», стадия осмысления.
(Из опыта работы учителя географии высшей квалификационной категории Голиковой Галины Анатольевны. Новосибирская область, МКОУ Здвинская СОШ №1)
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
(Китайская пословица)
Современная система образования даёт возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию, по-новому взглянуть на собственный опыт и знания.
Технология развития критического мышления (КМ) через чтение и письмо предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий. В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний
стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Рассмотрим вторую стадию педагогической технологии «КМ» - стадию осмысления («О»).
На стадии «О» - обучаемый вступает в новый контакт с новой информацией, совмещает идеи текста со своими собственными идеями, это фаза больше самостоятельной работы.
Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.
Задача учителя – поддержать активность, интерес, движение к работе, созданные во время вызова, а ученик обдумывает информацию, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает.
На стадии «О» используются разные приёмы.
1. Например, графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему - это приём «кластеры».
Суть этого приёма – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определённом порядке в виде схемы – «виноградная гроздь».
При изучении темы урока ведётся работа с учебником. На основе текста учебника вокруг каждой рамки формируется «гроздь» - устанавливаются связи между блоками, и эти связи соединяются стрелками.
Полученный опорный конспект ориентирован на полное графическое отображение информации и подведение к выводу, вытекающему из раскладки на «грозди» новой темы.
Например, при изучении топливно-энергетического комплекса в 9 классе учащиеся составляют кластер:
Данный приём может использоваться на всех стадиях урока. В зависимости от целей урока возможны и различные формы работы с кластерами.
Главное в том, что использование приёма кластеров учит детей анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Считаю, что применение метода кластеров позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному выводу. Можно отметить достоинства этого приёма в том, что он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс.
Необходимо отметить, что в ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.
Таким образом, уроки с применением метода кластеров, дают свободу творческой деятельности.
Следующий приём на стадии «О» - ключевые слова, которые предполагают мыслительные операции высокого уровня. По ключевым словам составить описание какого-то гео. объекта, используя тематические карты.
(Например:
1 группа составляет по ключевым словам описание ПЗ и определяет эту зону;
2 группа выбирает причины безлесья тундры;
3 группа определяет факторы образования тундрово-глеевых почв;
4 группа делает вывод о хозяйственной деятельности в тундре
(мхи, 350 мм, песец, олень, природный газ, карликовая берёза, сильные ветра, Кув=1, многолетняя мерзлота, короткое холодное лето, t=-28*, болота).
При изучении определённой темы, используется преемственность классов через приём КМ.
В 5 – 6 классах после беседы о погоде – предлагается выразить в рисунке элементы погоды, какая она сегодня, или описать погоду по народным приметам, а также используя ключевые слова, составить прогноз погоды. Именно с младшего звена, с их небольшим объёмом стандарта знаний, легче внедрять технологию КМ.
В7 кл. при изучении темы «Климатические пояса» - провести взаимообучения в парах.
В 8 классе при изучении темы «Климат и человек», предлагается написать ЭССЕ - для чего в медицинских вузах изучается «Медицинская география».
При изучении климатообразующих факторов (циклонов и антициклонов) – провести взаимоопрос. Один из способов работы в парах. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
В 9 классе при оценки влияния природных условий на хозяйственную деятельность человека можно провести дискуссию.
Преемственность изучения темы прослеживается также в приёме «Сюжетные таблицы: кто? Что? Когда? Где? Почему?». Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Например, в 6 классе при изучении темы «История географических открытий», детям нужно запомнить большой объём информации о путешественниках, географических открытий.
В 8 классе при изучении темы «История заселения, освоения и исследования территории России».
При работе с текстом можно использовать приём «Инсерт». Этот приём позволяет возможность учащимся активно искать информацию и фиксировать процесс собственного восприятия текста.
Приём маркировки текста следующими значками:
«V» – информация, которая известна;
«+» – новая информация;
«-» – информация, с которой не согласен;
«?» – информация, которая непонятна
Деятельность учителя:
Эффективный способ организации поиска информации и чёткое отслеживание – как выполняются поставленные задачи
Ещё один приём при работе с текстом «Толстые и тонкие вопросы». Данный приём
развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос отражает уровень погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа (Кто? - Что? Когда? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли?).
«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...?)
При сравнении географических объектов, явлений используется приём «Концептуальная таблица». Например, в 9 классе проводится практическая работа «Сравнить особенности географического положения, городской застройки, социально-экономического развития и экологических проблем двух столичных городов - Москвы и Санкт-Петербурга» с использованием тематических карт и текста учебника.
В 8 классе при изучении циклонов и антициклонов также заполняется концептуальная таблица с использованием текста учебника, таблиц, презентации:
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
В старших классах используется на стадии «О» приём «ФИШБОУН» - /Рыбья кость/.
На стадии «О» решаются все задачи обучения, обучающая - приобретение знаний в деятельной форме с акцентом на значимость в будущем; развивающая-творческое преобразование информации, способы добычи знаний через продуктивную деятельность. активно искать информацию и фиксировать процесс собственного восприятия текста; воспитывающая – индивидуальное развитие учащихся.
Используя эту универсальную модель «КМ», мы учим детей аналитически мыслить, стать самостоятельными в суждениях и оценках, ответственно и творчески относится к учёбе, создаём в классе атмосферу сотрудничества в режиме творческого соавторства, способствуем активности учащихся в учебном процессе.
В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.