«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.
Оценка 4.6

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
география
11 кл
19.01.2020
«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.
Современная система образования даёт возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию, по-новому взглянуть на собственный опыт и знания. Технология развития критического мышления (КМ) через чтение и письмо предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий. Рассмотрим вторую стадию педагогической технологии «КМ» - стадию осмысления («О»). На стадии «О» - обучаемый вступает в новый контакт с новой информацией, совмещает идеи текста со своими собственными идеями, это фаза больше самостоятельной работы. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. Задача учителя – поддержать активность, интерес, движение к работе, созданные во время вызова, а ученик обдумывает информацию, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает. На стадии «О» используются разные приёмы.
«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС».docx

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС»

Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

(Из опыта работы учителя географии высшей квалификационной категории Голиковой Галины Анатольевны. Новосибирская область, МКОУ Здвинская СОШ №1)

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

(Китайская пословица)

Современная система образования даёт возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию, по-новому взглянуть на собственный опыт и знания.

Технология развития критического мышления (КМ) через чтение и письмо предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий. В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:

стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний

стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями

стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний

Рассмотрим вторую стадию педагогической технологии «КМ» - стадию осмысления («О»).

На стадии «О» - обучаемый вступает в новый контакт с новой информацией, совмещает идеи текста со своими собственными идеями, это фаза больше самостоятельной работы.

Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

Задача учителя – поддержать активность, интерес, движение к работе, созданные во время вызова, а ученик обдумывает информацию, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает.

На стадии «О» используются разные приёмы.

1. Например, графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему - это приём «кластеры».

Суть этого приёма – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определённом порядке в виде схемы – «виноградная гроздь».

При изучении темы урока ведётся работа с учебником. На основе текста учебника вокруг каждой рамки формируется «гроздь» - устанавливаются связи между блоками, и эти связи соединяются стрелками.

Полученный опорный конспект ориентирован на полное графическое отображение информации и подведение к выводу, вытекающему из раскладки на «грозди» новой темы.

Например, при изучении топливно-энергетического комплекса в 9 классе учащиеся составляют кластер:

Данный приём может использоваться на всех стадиях урока. В зависимости от целей урока возможны и различные формы работы с кластерами.

Главное в том, что использование приёма кластеров учит детей анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Считаю, что применение метода кластеров позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному выводу. Можно отметить достоинства этого приёма в том, что он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс.

Необходимо отметить, что в ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.

Таким образом, уроки с применением метода кластеров, дают свободу творческой деятельности.

Следующий приём на стадии «О» - ключевые слова, которые предполагают мыслительные операции высокого уровня. По ключевым словам составить описание какого-то гео. объекта, используя тематические карты.

(Например:

1 группа составляет по ключевым словам описание ПЗ и определяет эту зону;

2 группа выбирает причины безлесья тундры;

3 группа определяет факторы образования тундрово-глеевых почв;

4 группа делает вывод о хозяйственной деятельности в тундре

(мхи, 350 мм, песец, олень, природный газ, карликовая берёза, сильные ветра, Кув=1, многолетняя мерзлота, короткое холодное лето, t=-28*, болота).

При изучении определённой темы, используется преемственность классов через приём КМ.

В 5 – 6 классах после беседы о погоде – предлагается выразить в рисунке элементы погоды, какая она сегодня, или описать погоду по народным приметам, а также используя ключевые слова, составить прогноз погоды. Именно с младшего звена, с их небольшим объёмом стандарта знаний, легче внедрять технологию КМ.

В7 кл. при изучении темы «Климатические пояса» - провести взаимообучения в парах.

В 8 классе при изучении темы «Климат и человек», предлагается написать ЭССЕ - для чего в медицинских вузах изучается «Медицинская география».

При изучении климатообразующих факторов (циклонов и антициклонов) – провести взаимоопрос. Один из способов работы в парах.  Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

В 9 классе при оценки влияния природных условий на хозяйственную деятельность человека можно провести дискуссию.

Преемственность изучения темы прослеживается также в приёме «Сюжетные таблицы: кто? Что? Когда? Где? Почему?». Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Например, в 6 классе при изучении темы «История географических открытий», детям нужно запомнить большой объём информации о путешественниках, географических открытий.

В 8 классе при изучении темы «История заселения, освоения и исследования территории России».

При работе с текстом можно использовать приём «Инсерт». Этот приём позволяет возможность учащимся активно искать информацию и фиксировать процесс собственного восприятия текста.

Приём маркировки текста следующими значками:

«V» – информация, которая известна;

«+» – новая информация;

«-» – информация, с которой не согласен;

«?» – информация, которая непонятна

Деятельность учителя:

Эффективный способ организации поиска информации и чёткое отслеживание – как выполняются поставленные задачи

Ещё один приём при работе с текстом «Толстые и тонкие вопросы». Данный приём

развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос отражает уровень погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа (Кто? - Что? Когда? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...?  Было ли?).

«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...?)

При сравнении географических объектов, явлений используется приём «Концептуальная таблица». Например, в 9 классе проводится практическая работа «Сравнить особенности географического положения, городской застройки, социально-экономического развития и экологических проблем двух столичных городов - Москвы и Санкт-Петербурга» с использованием тематических карт и текста учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 8 классе при изучении циклонов и антициклонов также заполняется концептуальная таблица с использованием текста учебника, таблиц, презентации:

1.

2.

3.

4.

5.

В старших классах используется на стадии «О» приём «ФИШБОУН» - /Рыбья кость/.

 

На стадии «О» решаются все задачи обучения, обучающая - приобретение знаний в деятельной форме с акцентом на значимость в будущем; развивающая-творческое преобразование информации, способы добычи знаний через продуктивную деятельность. активно искать информацию и фиксировать процесс собственного восприятия текста; воспитывающая – индивидуальное развитие учащихся.

Используя эту универсальную модель «КМ», мы учим детей аналитически мыслить, стать самостоятельными в суждениях и оценках, ответственно и творчески относится к учёбе, создаём в классе атмосферу сотрудничества в режиме творческого соавторства, способствуем активности учащихся в учебном процессе.

В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства.

 

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.

«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» Приём «Критического мышления», стадия осмысления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020