Современные педагогические технологии начального образования ТРИЗ
Оценка 4.6

Современные педагогические технологии начального образования ТРИЗ

Оценка 4.6
pdf
27.05.2020
Современные педагогические технологии начального образования ТРИЗ
Триз.pdf

Современные педагогические технологии начального

образования ТРИЗ

Юшко Арина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея №6 г.Ессентуки

"Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".

Н.М. Верзилин 

 

Из истории ТРИЗ –технологии

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру.

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.

Этапы  работы по использованию  элементов

ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе школьного учреждения.


Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом?

Что общее между плакатом и дверью? и др.


Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?


Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?», или «Вы встретили Хитрого шакала, что делать?» (индийская сказка)

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

 

 

Возможности применения

элементов

ТРИЗтехнологии


В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью. Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

Личностно-адаптивные:  использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Многие модели ТРИЗ-технологии могут использоваться при изучении

программного материала по основным предметам.

Метод создания речевых творческих продуктов

Например, для быстрого усвоения пересказа учащимся предлагаются модели «Раскадровка» и «Синтез пословиц».

Алгоритм работы

1.    Прочитай текст.

2.    Раздели его на части.

3.    Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место  действия,  появляется     герой  либо    резко меняется его настроение.

4.    Обсуждаем каждый кадр: – Что делает этот герой?

    Зачем он это делает?

    Что получает в результате?

5.                   Составляем пословицы по модели: Кто… (характер), тот… (результат).

Кто… (действие), тот… (результат).

Кто… (цель), тот… (результат).

6.                   Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: – Какие кадры для вас самые важные?

– Какая пословица для вас самая важная?

На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.

7.    Составляем пословицы по первому и последнему кадрам.

8.    К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)

9.    Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)

Целесообразно проводить эту работу на уроках литературного чтения. Так, при изучении африканской народной сказки «Гиена и черепаха» дети составили следующие пословицы:

Кто думает о себе, тот будет наказан.

Кто друзей не уважает, тот в беду попадает.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто жалеет, тот и разумеет.

Методморфологическогоанализа

Задачи:

1.                 Развитие   творческого   воображения, фантазии, преодоления стереотипов.

2.                 Развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

Возраст

Место     

жительства

Средство  передвижения

Стиль    

одежды

Характер

Ребёнок

Дворец

Конь

Спортивный костюм

Добрый

Подросто к

Многоэтажны й дом

Автомобиль

Праздничны й наряд

Вредный

Юноша

Лес

Ролики

Строгий костюм

Нытик

Старик

Детский сад

Лыжи

Шорты и майка

Весельчак

 

 

 

 

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

 

ЛОВИ ОШИБКУ

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

             умение анализировать информацию;

             умение применять знания в нестандартной ситуации; •  умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель  предлагает     учащимся информацию,     содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.


Приём «Лови ошибку»

ВотВотииплощадьплощадьссциркомцирк посрединепосредине. .

ЕдваЕдва сталостало темнеть,темнеть, каккакАртёмкаАртёмкаходилходил ужеужевокругвокруг циркацирк иизаглядывалзаглядывалвововсевсещелищели. . БылоБыло рано,рано, вв циркцирк нене пускалипускали…… НоНокогдакогда стемнело,стемнело, сосо всехвсех сторонсторон кк циркуцирк повалилповалил народнарод..

ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

              Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?

              Что растет не березе - яблоки или груши?

              Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

              Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

              Столица России - Москва или Минск?

              Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

              Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Познавательные УУД: умение анализировать информацию

ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.

Формирует:

              для   заданного конкретного  объекта   выделять  имена признаков;

              определять значения признаков объекта по заданному имени признака.

ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ»

-    Имя существительное. Что обозначает?

-    Предмет. На какие вопросы отвечает?

-    Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?

-    Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что?

-    Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

-    Собственные. В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род?

-    Начальную. У имен существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

-    Женского. Как называется изменение имен существительных по вопросам?

-    Склонение. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? …. и т.д.

СВЯЗИ

Универсальный прием-игра ТРИЗ, Формирует:

    умение находить связи между объектами в системе;

    умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов; • умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.


Благодарю за внимание

Современные педагогические технологии начального образования

Современные педагогические технологии начального образования

Н.М. Верзилин

Н.М. Верзилин

Из истории ТРИЗ –технологии

Из истории ТРИЗ –технологии

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит

Этапы работы по использованию элементов

Этапы работы по использованию элементов

Что общее между плакатом и дверью? и др

Что общее между плакатом и дверью? и др

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать

необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов

Хитрого шакала, что делать?» (индийская сказка)

Хитрого шакала, что делать?» (индийская сказка)

Современные педагогические технологии начального образования ТРИЗ

Современные педагогические технологии начального образования ТРИЗ

Возможности применения элементов

Возможности применения элементов

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

Многие модели ТРИЗ-технологии могут использоваться при изучении программного материала по основным предметам

Многие модели ТРИЗ-технологии могут использоваться при изучении программного материала по основным предметам

Алгоритм работы 1. Прочитай текст

Алгоритм работы 1. Прочитай текст

Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: –

Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: –

Гиена и черепаха» дети составили следующие пословицы:

Гиена и черепаха» дети составили следующие пословицы:

Развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы

Развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы

Ребёнок Дворец Конь

Ребёнок Дворец Конь

ЛОВИ ОШИБКУ Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся

ЛОВИ ОШИБКУ Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся

Приём «Лови ошибку» ВотВотииплощадьплощадьсс циркомцирк посрединепосредине

Приём «Лови ошибку» ВотВотииплощадьплощадьсс циркомцирк посрединепосредине

БылоБыло рано,рано, вв циркцирк нене пускалипускали……

БылоБыло рано,рано, вв циркцирк нене пускалипускали……

Ни один из предлагаемых ответов не является верным

Ни один из предлагаемых ответов не является верным

ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ» Универсальный приём

ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ» Универсальный приём

Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто? -

Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто? -

Склонение. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? …

Склонение. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? …

взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020