Современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы
Оценка 4.7

Современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
05.06.2022
Современные педагогические технологии  в преподавании русского языка и литературы
Применение педагогических технологий на уроках русского языка и литературы: ИКТ, творческая мастерская, проблемное обучение
!!!Дедова Л.В. Обобщение опыта.docx

              Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Дедовой Ларисы Владимировны

 

Современные педагогические технологии

 в преподавании русского языка и литературы

 

 

i?id=345974837-65-72 Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы

  За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь, т.к. во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. В связи с этим освоение компьютерных технологий происходит в школе для того, чтобы выпускник смог самореализоваться в жизни, а учителю позволит вывести процесс преподавания того или иного предмета на более качественный уровень.

В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую на своих уроках информационно-коммуникационные технологии. В процессе их использования на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование ИКТ открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

На мой взгляд, создание условий  для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы приводит к:.

1. Формированию информационной  культуры, информационной  грамотности, информационной компетентности ученика.

 3. Формированию учебной мотивации и интересу к преподаваемым предметам (русский язык, литература);

 4. Повышению уровня обученности и качества знаний.

 5. Совершенствованию интеллектуальных способностей учащихся и положительному настрою к активной познавательной деятельности.

     Планируя урок с применением ИКТ, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;

- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

     Нельзя не согласиться с ведущими педагогами страны, что информационно - коммуникативные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но  и внеклассную работу. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет  ученикам пользоваться для выступления на уроке.

     На своих уроках применяю различные формы работы: самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, видеоуроки. В ходе уроков использую презентации, памятки по русскому языку и литературе, ассоциативные рисунки, дидактический материал. Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.

     Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы "БЭНП «Литература», Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, Adobe Photoshop CS2, Ulead Photo Express 4.0 SE и др., использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков в форме игр, которые можно использовать для уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание.

         Для себя я выработала алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.

Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.

Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по творчеству писателей и поэтов.

 5. Систематизация и закрепление материала.

На уроках закрепления изученного материала  использование мультимедийного проектора также значительно повышает интерес к предмету. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок».

 Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками». Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлены в игровой форме (если тест успешно пройден - в небе вспыхнет салют). Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно.

      Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором и экраном при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий , при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, - 5 классами, Мovie Maker, Excel, Домашняя фотостудия 2.10 и т.п.,  что в свою очередь развивает у учащихся навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее.

   В работе использую следующие электронные учебники и пособия:
при объяснении (введении) нового материала

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 – 11 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий»

«Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». 5 – 9 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий»

«1С:Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С»

«Библиотека школьника». – ЗАО «АСУ – Импульс»

«Русская литература от Нестора до Маяковского». - «Директ Медиа Паблишинг»

«Хрестоматия по русской литературе». - «Директ Медиа Паблишинг»
при закреплении, повторении, при контроле знаний, умений, навыков

«Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. – «Просвещение МЕДИА»

Программа – тренажер по русскому языку «Фраза». – «Гуру. СОФТ»

Орфографический практикум. – «Просвещение МЕДИА»

Полезные ссылки в копилку учителя-словесника
             http://pedsovet.org. Всероссийский Интернет-педсовет.

http://som.fio.ru . Этот сайт включает ресурсы по всем учебным предметам. Здесь представлены стандарты образования, программы, рекомендованные МО, авторские программы, примерные планы, интересные ссылки на Интернет-ресурсы.
           http://www.gramota.ru/ "Русский язык". Справочно-информационный портал. Основные задачи портала: возрождение культуры речи, популяризация русского языка и поддержание его литературных норм. Размещены электронные словари: "Орфографический словарь" под редакцией В.В.Лопатина; "Словарь трудностей произношения и ударения" под ред. К.С.Горбачевича. В он-лайновом режиме бесплатно работает "Справочное бюро". Также предлагается поучаствовать в "Дискуссионном клубе", порешать лингвистические задачи в разделе "Конкурсы" или прочитать аналитические материалы в "Научном журнале". Здесь же собраны все "официальные документы", относящиеся к русскому языку.
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт посвящен русской филологии. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Опорный орфографический компакт. Пособие по орфографии русского языка. В пособии представлен материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, сконструированного на основе методики В.Ф.Шаталова - Ю.С.Меженко, раскрывается система работы над ошибками учащихся. Пособие адресовано учителям русского языка и учащимся общеобразовательной школы.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти биографии писателей, анализы стихотворений, стихи, материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
информации.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

   На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

Современный учитель русского языка должен быть не просто транслятором знаний, сегодня он и его воспитанники могут быть активными участниками Интернет-проектов: участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах, общаться со своими сверстниками.

Учителю доступно общение в сетевых сообществах, возможность делиться опытом с коллегами, опубликовать свои методические разработки в редакции педагогических СМИ посредством электронной почты и на сайте издания, а также представлять свой педагогический опыт через  персональный сайт учителя.
ВЫВОД: Использование ИКТ в образовании является усилением интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизации, индивидуализации, интенсификации процесса обучения и повышение качества обучения в образовательной среде.

 

 

 

 

BOOK5                                                      

       Педагогическая мастерская

 

 

      На своих уроках русского языка и литературы я применяю французскую технологию «Педагогическая мастерская». Это необычная система обучения. Педагогическая мастерская – это действия мастера и учеников в поиске смысла, внутреннего преображения участников, сотворение человеком самого себя, понимание своего предназначения – творить в этой жизни  добро. Мастерская – это путь познания Жизни, в которой приобретается опыт.

Главная задача:

  • Пробудить в ребенке интерес к своему труду и  собственной жизни

Этапы работы:

  • «Индукция» (наведение) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения;
  • «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта;
  • «Социоконструкция» - построение этих элементов группой;
  • «Социализация» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано;
  • «Афиширование» - вывешивание работ учеников и мастера;
  • «Разрыв» - внутреннее сознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому;
  • «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.

Принципы:

  • Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • Включает эмоциональную сферу ребенка;
  • Равен ученику в поиске знания;
  • Не торопится отвечать на вопросы;
  • Информацию подает малыми дозами, обнаружив необходимую потребность в ней у ребят;
  • Исключает официальное оценивание работы ученика.

Технология обучения

  • Стимулирует интерес школьников к учебной работе;
  • Выявляется вопросы, интересы для детей;
  • Распределяются задания по возможности каждого.

Технология содержит огромный мотивирующий потенциал. Дети, которые обычно не хотят учиться, с помощью технологии педагогических мастерских вовлекаются в познавательную деятельность, проявляют свои способности, испытывают удовлетворение от учёбы, проживают ситуации успеха.

Технологию педагогических мастерских можно использовать и на уроках русского языка для развития речи учащихся. Общая цель обучения русскому языку – дать знания о языке и речи, научить школьников эффективно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) в избранных сферах его применения.

 Развитие речи школьников тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на юного читателя

Опыт использования технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы показывает, что данная технология работает и на ученика, и на учителя; что урок получается интересным и результативным; что учащиеся в благоприятной обстановке имеют возможность реализовать все свои возможности. А значит, необходимо использовать данную технологию для развития творчески мыслящей, активной и рефлексирующей личности.  

Уроки, построенные на технологии творческой мастерской,  помогают выявить в каждом ученике его талант, раскрыть его личность. Творческие задания мастерской развивают ассоциативное мышление детей, углубляют их представление об окружающем мире. Каждый такой урок – это творческий поиск, в процессе которого приобретаются знания.

 ВЫВОД: 1.Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению языка.  2.Технология мастерских позволяет вовлекать в творческий процесс всех учащихся. Сильнейший ресурс мотивации ребенка. Дается возможность каждому высказаться, приобщиться к коллективному (групповому) содействию.

 

  

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=191190296-49-72  Технология проблемного обучения

         Сегодня под проблемным обучением понимается  такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей                                                                                                          Целевые ориентации:

 - Приобретение ЗУН.

 - Усвоение способов самостоятельной деятельности

   - Развитие познавательных  и творческих способностей.

       Положения:

 - Ребенок повторяет путь человечества в познании. Он усваивает  материал, как результат  в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.   Условиями успешности являются: проблематизация учебного материала, активность ребенка,  связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности содержания: часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного по уровню  проблемности.

Особенности методики : основаны  на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей  в поиске и  решении  сложных вопросов, требующих актуализации знаний , анализа, умений видеть явление, закон. Проблемная ситуация создается с помощью вопроса учителя. Но слишком трудная или  слишком легкая  познавательная  задача не создает  проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации  могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Методические приемы: сталкивает противоречия практической деятельности;  излагает  различные точки зрения на один и тот же вопрос;  предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации; ставит конкретные задачи; ставит проблемные задачи.       

Использование на своих уроках этой технологии позволило мне развивать творческие способности, познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, сформировать и решить проблему. Результат в данном направлении очевиден: обучающиеся овладевают результатами учебной деятельности, навыками анализа, отбора информации и решения поставленной проблемы. Обучающиеся ведут исследовательские работы, выполняют тренировочные упражнения, работают над проектами, пишут эссе, рецензии, стихи и т.д.

В этом направлении мною  были проведены:

-  читательская конференция «Имя — чума, диагноз — наркомания» (по рассказу М.А.Булгакова «Морфий»);

- космическое путешествие  в 7 классе по теме: «Неопределенные местоимение»;

- театрализованные уроки;

- урок-лекция технологии  проблемного обучения и ИТК на тему в 10 классе: «Возникновение различных  литературных течений в конце 19 – начале 20 века (на примере поэзии)»;

-урок изучения нового материала по русскому языку в 5 классе: "Правописание приставок при- и пре-";

- урок-игра «Что за чудо эти сказки»;

- разработка урока-суда по теме: «Обман и наказание в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и  урок-суд над литературным героем в 9 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

ВЫВОД: Проблемное обучение это самостоятельная поисковая деятельность обучающихся. Эта технология ведёт к глубокому усвоению вопросов курса обучения, способствует развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже слабые ученики. Они заражаются интересом поиска истины и незаметно для себя.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Нельзя не согласиться с ведущими педагогами страны, что информационно - коммуникативные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу

Нельзя не согласиться с ведущими педагогами страны, что информационно - коммуникативные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу

Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть…

Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть…

Полезные ссылки в копилку учителя-словесника http://pedsovet

Полезные ссылки в копилку учителя-словесника http://pedsovet

Современный учитель русского языка должен быть не просто транслятором знаний, сегодня он и его воспитанники могут быть активными участниками

Современный учитель русского языка должен быть не просто транслятором знаний, сегодня он и его воспитанники могут быть активными участниками

Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

ИТК на тему в 10 классе: «Возникновение различных литературных течений в конце 19 – начале 20 века (на примере поэзии)»; - урок изучения нового материала…

ИТК на тему в 10 классе: «Возникновение различных литературных течений в конце 19 – начале 20 века (на примере поэзии)»; - урок изучения нового материала…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2022