Одна из групп профессиональных задач педагога связана с умением проектировать образовательный процесс с учётом современных образовательных технологий, в том числе и в вопросах подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Как известно, эффективности усвоения учебной информации в большей степени способствует участие в дискуссионных группах, практические действия обучающихся. В моей практике работы это систематическое составление обучающимися кластеров, создание проектов разных видов, обучение других (обучающиеся готовят самостоятельно или при помощи учителя не просто выступление, а именно объяснение какой – то части учебного материала с обязательной рефлексией со стороны тех, кому они объясняют учебный материал). Эти технологии, методы, используемые в учебном процессе способствуют организации активной познавательной деятельности обучающихся с опорой на их личный опыт, интерактивность и диалогичность, мотивацию к сотрудничеству, совместную деятельность всех субъектов обучения, с учётом индивидуальных образовательных потребностей, здоровья, наличия комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала обучающихся.
Как известно, проекты бывают разных видов - по времени проведения проекты делятся на кратковременные и длительные; по содержанию – посвящённые одной проблеме, монопредметные («Плакаты времён «холодной войны») или междисциплинарные («Московский Кремль на картинах А. М. Васнецова ) и т.д. Объектами проектной деятельности учащихся могут быть, например: территориальный рост Российского государства в IX—XX вв.: факторы, механизмы, геополитические, социально-экономические и культурные последствия обретения новых земель, расширения государственных границ, роста населения; договоры о межгосударственных границах, исторические корни территориальных претензий и спорных, оспариваемых территорий; миграции народов в разные исторические эпохи, их причины и последствия; карикатуры с аллегорическими изображениями стран, событий и личностей, которые пытались «повелевать» пространствами и всем миром и др.
В каждом из проектов этой направленности ученикам потребуется, во-первых, самостоятельно найти оригинальные первоисточники, которыми не изобилуют ни школьные учебники, ни дидактические издания; во-вторых, критически проанализировать содержащуюся в них информацию. Эта деятельность помогает выполнять задания ЕГЭ по истории с источниками, картами. Работая с источниками из заданий ЕГЭ, можно и самостоятельно формулировать темы проектов, предлагать выполнить их в группе.
Кластер (гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
− посередине чистого листа (классной доски) напишите ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста, идеи, темы.
− вокруг «накидайте» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»).
− по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Это помогает обучающимся в составлении планов по заданной теме (задание 24 ЕГЭ по обществознанию).
Стоит также отметить, что хорошие результаты в работе с обучающимися дает использование социальных сетей.
Наш Президент В.В. Путин говорил, что «логично предположить, что социальные сети является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников. Также со всей долей уверенности можно сказать, что никакие репрессивные методы борьбы с социальными сетями среди школьников не могут увенчаться успехом. В связи с этим возникает резонный вопрос: можно ли рассматривать социальные сети в качестве инструмента достижения образовательных целей сегодня? Образовательные учреждения в большинстве случаев остаются в стороне от обсуждения этой злободневной проблемы. В связи с вышеизложенным, одной из серьезных проблем, которая должна быть вынесена на широкое обсуждение общественности, я считаю следующую: возможность использования потенциала социальных сетей в образовании школьников в современной России».
Такие сетевые технологии, как форумы, блоги, образовательные порталы и автоматизированные системы дистанционного обучения, обладая несомненными дидактическими и методическими преимуществами, уступают социальным сетям с точки зрения вовлеченности пользователей в их коммуникационное пространство, а также соответствия интеллектуальным, творческим и социальным потребностям каждого обучающегося.
Среди преимуществ использования социальных сетей в образовании можно отметить следующие: возможность информировать детей о новых и сложных заданиях, о новых материалах, при этом задания могут становится мини – конкурсом – это отлично влияет на качество образования. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки урочных занятий, что повышает эффективность обучения таким образом высокий уровень взаимодействия преподавателя и школьника обеспечивает непрерывность учебного процесса. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.
Понятность интерфейса социальных сетей большей части интернет аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации обучающихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей обучающихся к общению и стремлению жизни в коллективе сверстников повышает их мотивацию к обучению. Социальные сети позволяют получать консультации индивидуально, совместно решать трудные вопросы, а также мобильно проверять выполненные задания (короткая обратная связь, получение оценок без длительного ожидания).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.