«Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»
Оценка 4.8

«Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»

Оценка 4.8
docx
воспитательная работа
09.11.2021
«Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»
В данной методической разработке содержатся разнообразные и эффективные формы работы с классными руководителями.
работа по обобщению опыта.docx

Методическая разработка

«Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»

 

 

Введение

В наше время в современном образовании, на инновационно-технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Повышается роль методической работы, которая становится важнейшим звеном системы непрерывного педагогического образования. Она дает возможность администрации, методической службе обеспечить профессиональный рост и развитие каждого педагога, а также участие в экспериментальной и инновационной деятельности.

На основе сотрудничества взрослых и детей организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения.

Эффективность работы всего педагогического коллектива учреждения зависит от правильного выбора и использования заместителем директора разнообразных форм методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в учреждении образования. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и педагог имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение эффективных форм и методов воспитания в практику работы методического объединения классных руководителей

 

Точка зрения на методическую работу как одну из самых важных функций руководителя возникла в теории и практике внутришкольного управления достаточно давно. К методической относили работу руководителей по повышению квалификации педагогических кадров. Ответственность за осуществление методической работы возлагалась на директора школы и его заместителей, которые осуществляли свои функции через педагогический совет школы и предметные методические объединения учителей, возглавляемых руководителями. Основными источниками повышения квалификации педагогов служили результаты научных исследований и передовой педагогический опыт. Поэтому методическая работа связывалась прежде всего с деятельностью по выявлению, изучению, обобщению и распространению заимствованного, а также своего опыта, сложившегося в трудовом коллективе. Наиболее распространенными формами методической работы были педагогические чтения, школы педагогического мастерства, методические объединения, семинары классных руководителей, открытые уроки. Немалая роль отводилась самообразованию.

В последние годы интерес к методической работе вырос. Переходя в режим развития, школы попытались обновить устаревшую систему работы с педагогическими кадрами, которая перестала устраивать педагогов. Инновационная педагогическая деятельность требует совершенно новых подходов. Основным источником обновления стал опыт передовых школ.   Любому классному руководителю хочется стать значимой фигурой. Значимый педагог сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым он готов чаще всего только теоретически. Классный руководитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями. И как показывает опыт работы с классными руководителями, что они всегда нуждаются в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные руководители. С этой целью в учреждении образования работает методическое объединение классных руководителей [1].

Воспитание – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между педагогами и учащимися. Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой, поэтому школа, как никогда, призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей.  

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы.

В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

«Классное руководство – это не работа, это образ жизни». Это выражение является кодексом моей работы

Основными задачами методического объединения классных  руководителей являются всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, повышение творческого потенциала педагогического коллектива, повышение качества и эффективности системы воспитательной работы школы.

Одним из эффективных методов управления методической работой в учреждении образования является планирование. Планирование – разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Планирование охватывает собственно разработку плана, организацию и контроль за его выполнением.

Разрабатывая какой либо план, для начала следует ответить на вопросы: что мы планируем? Для чего мы планируем? Какой результат мы хотим получить? Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Планирование далеко от импровизации – оно требует аналитического мышления.

 В отношении каждого из объектов  планирования нужно соблюдать  следующую последовательность:

1.     Анализ и оценка настоящего положения

2.     Определение целей

3.     Определение средств для достижения целей

4.     Определение и взвешивание альтернативных возможностей

5.     Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.

6.     Уточнение мер, определение порядка их важности времени исполнения

7.     Разбитие средств на конкретные работы со сроками

8.     Контроль

Работа МО классных руководителей многопланова и многолика. Поэтому очень важно выбрать верный путь в воспитательной системе. Умение руководителя хорошо организовать свою управленческую деятельность и воспитательную деятельность классных руководителей с учетом изменений в содержании и технологии воспитательного процесса помогает найти оптимальные способы построения своей работы и добиться высоких результатов в управлении.

Осуществление дифференцированного подхода к организации работы методического объединения позволяет учитывать индивидуальные особенности классных руководителей посредством их группировки организации различного обучения как по содержанию, объему, сложности, так и по формам, методам и приемам.[2]

Эффективность работы методического объединения, интерес к нему классных руководителей может быть обеспечен лишь при условии использования разнообразных форм работы.  Я в своей работе использую такие формы работы с руководителями методических объединений, с классными руководителями как:

методические сессии (выступления, презентации опыта, участие в работе тематических групп, дискуссиях и др.; - заочное участие (представление материалов для публикации );

практикумы, семинары;

круглые столы;

педагогические консилиумы;

решение педагогических задач;

аукцион методических знаний;

методические выставки;

экспресс-анкеты

мастер-классы (Приложение1)

При этом формы проведения подбираются так, чтобы каждый мог получить не только теоретические знания, но и практические советы, рекомендации, навыки.

 В целях развития профессионального мастерства, выявления и распространение опыта классных руководителей в школе проводится конкурс «Лучший классный руководитель», конкурсы на лучшие методические  разработки по различным направлениям воспитательной работы, творческие отчеты, презентации, методические недели, которые включают в себя:

открытые классные часы;

творческие дела по различным технологиям воспитательной работы. [3]

 

 

 

 

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что методическое объединение классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий. Хотелось бы остановиться на шести характерных моментах в работе классного руководителя:

Во-первых, проектирование и организация процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью инновационных форм пытаются создать программы и модели развития воспитательной деятельности.

Во-вторых, применяется, системный способ организации воспитательного процесса. Для того, чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние носили целенаправленный и системный характер, классные руководители объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания» - так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые дела, тематические программы.

В-третьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми формами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребенка. Они стремятся к тому, чтобы каждый их учащийся имел реальные возможности и условия стать самим собой.

В-четвертых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные руководители убеждены в необходимости использования воспитания детей традиционных форм и способов построения деятельности отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.

В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки.

В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности.

И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути.

Список использованных источников

 

1.     Научно - методический журнал «Классный руководитель» №3, 2004 год; №5, 2006 год

2.     Научно-практический журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2005 год

3.     Справочник классного руководителя 5-9 классы - М.: ВАКО, 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема. По ступенькам успеха современного классного руководителя

Форма проведения: мастер-класс

Цель: презентация результативных методических приёмов, педагогических действий, обеспечивающих создание ситуации успеха и для правильного формирования личности учащегося.

Задачи: познакомить классных руководителей с эффективными приёмами и педагогическими действиями, которые обеспечивают ситуацию успеха каждого ребёнка и формируют личность учащегося; совместно отработать методические приёмы по решению данной проблемы; выявить с классными руководителями наиболее эффективные формы и приёмы работы с учащимися для создания ситуации успеха и правильного формирования личности учащегося; организовать рефлексивную деятельность собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ход мастер-класс

I.      Организационный этап.

Нашу с вами работу я хочу начать с пожелания на плодотворную, активную и познавательную работу.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья, творческих успехов

В век инноваций, новизны!

II.  Мотивационный этап.

Девизом нашего занятия будет эпиграф. Чтение эпиграфа: «Если ты можешь это представить – ты можешь этого достичь». Джон Рон

Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нём хорошие, добрые слова. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали. И очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Чтобы создать доброжелательную атмосферу и повысить доверие друг к другу поиграем с вами в игру «Волшебная шляпа».

Участники становятся  в круг. Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о коллеге. Тот, кому адресован комплимент, должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями:

- Понравилась ли вам игра? Почему?

- Легко ли было говорить комплимент?

- Приятно ли было принимать комплимент?

- Одинаковыми были комплименты или разными?

- Почему разными?

         А теперь я буду читать предложение, а вы его закончите. Действительно, каждый человек неповторимый – это … . (На доске вывешивается слово «индивидуальность»)

- Подберите синоним к слову индивидуальность.  (Личность)

(На доске вывешивается слово «личность» рядом со словом «индивидуальность», между ними знак «равно»)

III.                      Определение темы и целей мастер-класса.

Вспомните игру, в которую вы играли в детстве «Холодно-жарко». Сейчас мы её вспомним, чтобы определить тему нашего занятия.

         Из классных руководителей выбирается водящий, который ищет предмет «темы мастер-класса». Ведущий его направляет, говоря слово «холодно», «жарко». Когда предмет найден (волшебный мешочек), ведущий спрашивает у водящего:

- Легко ли было найти мешочек?

- Появилось ли у вас чувство радости от находки? Почему?

- Можете ли вы сказать, что добились успеха?

- Кто вам в этом помог?

         Теперь я обращаюсь ко всем присутствующим: «Так что же в мешочке»? (слово «успех»).

Ведущий вывешивает слово «успех» под словами индивидуальность и личность.

А теперь сформируйте тему и цель нашего занятия. (Создание ситуации успеха учащихся, формирование личности учащегося)

IV.                       Практическая часть.

Самый интересный и захватывающий путь в жизни каждого человека – это путь к успеху. А теперь давайте же разберёмся, как создать успех для нас классных руководителей и наших учеников. Попробуем с вами определить шаги, которые должны сделать мы и наши ученики, чтобы добиться успеха.

Для реализации поставленной цели мы должны поделиться на три группы. Для этого я воспользуюсь приёмом «Солнышко». На столе лежат лучики солнца, они разного цвета. Они, как и вы индивидуальны и неповторимы. Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где лежит солнышко такого же цвета.

Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко у каждой группы. Вы такие же, как ваше солнышко. Улыбнитесь друг другу в группе. От ваших улыбок стало светлее.

1 задание в группах.

Работа по формированию  понятия  «успех». Приём «Ассоциации». Каждая группа получает контурный рисунок солнышка с лучиками. На каждом лучики участникам нужно написать только существительные, которые ассоциируются с понятием «успех».

По окончанию задания каждая группа презентует свой результат.

Ведущий подводит итог работы в группах и объясняет значение слова «успех» по толковому словарю С.И. Ожегова. При этом вывешивает карточки со значениями под словом «успех» на доске.

1.     Удача в достижении чего-нибудь.

2.     Общественное признание.

3.     Хорошие результаты в работе.

Главный смысл деятельности классного руководителя – это создать каждому ученику ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, поверить в свои силы.

А как же создать ситуацию успеха каждому ребёнку? А для этого мы сейчас будем работать над алгоритмом создания ситуации успеха, используя приём «Лесенка успеха».

2 задание в группах.

Каждая группа получает лист бумаги с изображением лесенки со ступеньками и карточки с составляющими успех. Необходимо сделать правильный выбор карточек с составляющими успех и наклеить их на ступеньки по мере их значимости.

После выполнения задания представитель от каждой группы презентует свой результат.

Выслушав всех выступающих, ведущий подводит итог всей работы, используется приём «Мозговой штурм», для проверки группами своей работы. Ведущий открывает доску с «лесенкой успеха» и хаотично расположенными карточками (доброжелательность, снятие страха, скрытая инструкция, авансирование, персональная исключительность, педагогическое внушение, высокая оценка деятельности). Участники групп предлагают свои идеи в правильности выбора, приводя аргументы и доказательства правильности данного варианта.

А теперь потренируемся применить данный алгоритм в практической деятельности.

3 задание для участников называется «Создай ситуацию успеха».

Сейчас я приглашу к нам в класс ученика начальной школы. Ему я предложу нарисовать корову на доске. Но прежде, чем задание будет выполнено ребёнком, вы должны будете сказать ему что-то такое, чтобы помогло  успеху в его художественной деятельности.

В класс приглашается ученик. Все присутствующие говорят ему подбадривающие слова. Ученик приступает к работе. Во время рисования участники мастер-класса поддерживают его добрыми поощрениями. Ведущий предельно внимательно фиксирует все советы, фразы. Затем производится оценка рисунка. Маленький художник анализирует своё состояние и называет те фразы, которые оказались для него сильнейшим мотивом для выполнения качественного рисунка.

Участники благодарят маленького художника за оказанную им помощь. Ученик уходит. Ведущий подводит итоги выполненного задания.

Ребёнок – это горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, взаимопонимание, деловое сотрудничество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От нас зависит, потухнет факел или будет гореть всё ярче и ярче. И главная наша с вами роль – поддержать огонь в каждом ребёнке, используя названные сегодня методические приёмы.

V.   Этап подведения итогов.

Я предлагаю вам послушать притчу и подумать над её смыслом.

Притча о лягушке, которая дошла до цели.

Собрались несколько лягушек и разговорились.

— Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! — проквакала одна лягушка.

— А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек,— мечтательно проквакала вторая лягушка.

— А вам-то что с этого? — огрызнулась большая жаба.— Всё равно вам туда никогда не добраться!

— Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? — сказала лягушка-мечтатель и добавила,— давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!

— Давайте! Давайте! Переберёмся в большой чистый пруд! — заквакали все лягушки на разные голоса.

Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затеи лягушек».

И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:

— Куда вы, лягушки, это же невозможно! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!

Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото. Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.

Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?

Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто была глухая!

Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали, и поэтому она легко добралась до своей цели.

- В чём вы увидели смысл этой притчи?  (Нужно внушать ребёнку веру в себя)

VI.                       Этап рефлексии.

Закончить нашу встречу я хочу игрой «Клубочек». Все участники становятся в круг и по очереди говорят «Я добьюсь успеха у своих учеников, если …». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и так далее. Получается «круг успешности».

Ведущий продолжает: «Этот круг очень прочный, помните, что успешным можно стать только при поддержке других людей.

 

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Заявка на участие в e-mail-конференции

«Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»

 

    1.

Полное название учреждения образования

Государственное учреждение образования «Нисимковичский ясли-сад -  базовая школа Чечерского района»

2.

Почтовый адрес учреждения образования, контактный телефон, факс, e-mail

247163 Гомельская область,  Чечерский район, агр.Нисимковичи, ул.Центральная,3, тел.80233271534, [email protected]

3.

Проблемное поле по теме e-mail-конференции

внедрение эффективных форм и методов воспитания  в практику работы методического объединения классных руководителей

4.

Название работы

«Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»

5.

ФИО автора работы, должность, ученая степень (при наличии), квалификационная категория

Теплякова Наталья Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе , 1-я квалификационная категория

6.

Фотография автора в электронном виде

 

7.

Контактный электронный адрес и мобильный телефон

[email protected]

8.

Сведения об участии автора в творческих конкурсах, проектах, семинарах за последние три года, публикации в СМИ и т.д

участие в семинарах на уровне района

 

 


 

Методическая разработка «Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»

Методическая разработка «Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»

Внедрение эффективных форм и методов воспитания в практику работы методического объединения классных руководителей

Внедрение эффективных форм и методов воспитания в практику работы методического объединения классных руководителей

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы

Осуществление дифференцированного подхода к организации работы методического объединения позволяет учитывать индивидуальные особенности классных руководителей посредством их группировки организации различного обучения как по содержанию, объему, сложности,…

Осуществление дифференцированного подхода к организации работы методического объединения позволяет учитывать индивидуальные особенности классных руководителей посредством их группировки организации различного обучения как по содержанию, объему, сложности,…

Заключение Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что методическое объединение классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий

Заключение Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что методическое объединение классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Приложение 1 Тема. По ступенькам успеха современного классного руководителя

Приложение 1 Тема. По ступенькам успеха современного классного руководителя

Понравилась ли вам игра? Почему? -

Понравилась ли вам игра? Почему? -

Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко у каждой группы

Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко у каждой группы

Сейчас я приглашу к нам в класс ученика начальной школы

Сейчас я приглашу к нам в класс ученика начальной школы

Куда вы, лягушки, это же невозможно!

Куда вы, лягушки, это же невозможно!

Приложение 2 Заявка на участие в e - mail -конференции «Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей» 1

Приложение 2 Заявка на участие в e - mail -конференции «Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021