Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроке географии в контексте внедрения новых Государственных Образовательных Стандартов

  • docx
  • 10.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современ.подходы... на ур.географии.docx

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «Школа № 101

города Донецка имени Героя Советского Союза А.А.Удодова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                   

 

«Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках географии в контексте внедрения новых Государственных образовательных стандартов»

 

 

 

 

                                                    Подготовила

                                                                        учитель географии                    

                                                                        Коваленко В.А.

 

 

 

 

 

 

                                             Донецк -2020

 

               В условиях принятия Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.

 

                                                                                                                             Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.

 

           Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

                                                                                                                                                                        Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний, развивать их творческие способности, ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся  социальным условиям жизни общества. Любая деятельность человека имеет определенную цель.

 

Огромную помощь в решении этого вопроса могут оказать                         новые подходы к организации учебной работы в школе.

          Использование элементов  информационных технологий, метода проектов и нетрадиционных методов  обучения позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка к изучаемому предмету, а, значит, и повысить качество знаний, эффективность обучения.

 

           Образование в пору глобализации и высоких технологий — это фактор социальной стабильности, экономического благосостояния страны, его конкурентоспособности и национальной безопасности.  Меняется структура общественных отношений, изменяются потребности общества и, как следствие, цели образования.

 

 География — один из классических школьных предметов, который играет большую роль  в образовании и воспитании молодого поколения.

 

Географическая наука занята исследованием как естественных природных явлений так и явлений, связанных с человеком, обществом. Она в равной мере — наука о Земле и общественная наук. 

Процесс обучения школьников географии следует рассматривать как  процесс формирования у них определенной  системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы естественно-научных и социально-экономических.


 

 

 

В современной школе все больше внимания уделяется планированию,  подготовке, организации и проведению разнообразных подходов в обучении, традиционных и новых активных учебных форм работы с детьми, в содержание которых входят разнообразные традиционные и активные нетрадиционные методы и приемы обучения. 

Многие педагоги используют в своей работе со школьниками традиционные словесные, практические, наглядные и технические методы обучения, а так же и нетрадиционные, такие как викторины, конкурсы, тестирование, использование на уроках материалов исторического краеведения, по разным направлениям развития личности детей. Учитывая возрастные особенности детей, такие методы учебной и воспитательной работы являются наиболее эффективным способом передачи социокультурных ценностей, процессом творческим, позволяющим включать в подготовку и проведение самих учащихся на основе их активности, инициативы, креативности (творческого самовыражения), сознательности, оригинальности идей, ответственности и дисциплинированности. Они помогут решить задачи развития интеллекта, памяти, мышления, воображения, научат детей вести наблюдение за своим поведением, освободиться от «вредоносных» привычек, действовать нестандартно, оригинально, с выдумкой и фантазией, помогут в нравственном  и духовном развитии, быть всегда готовыми к созидательной творческой деятельности, позволят развивать такие качества, как находчивость и любознательность, жизнелюбие, положительные качества эмоционально-чувственной сферы, организованность, внимательность, общительность. 

И здесь многое зависит от учителя: от его умения планировать учебную работу по географии, планировать уроки-презентации и мастер-класс, подбирать интересные формы работы, для реализации тех или иных задач, используя активные способы, методы, приемы и средства обучения, включать учащихся в подготовку и организацию уроков,  воспитательных дел, мероприятий, занятий по географии.  Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной  темы. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в учении  без принуждения, основанное на переживании радости, познания мира, на подлинном интересе. При этом возрастает потребность в учении и чѐтко выявляются мотивы познавательной деятельности. У ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. 

Метод обучения (от греч, «методос» — путь) — это путь достижения заданной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на память, мышление, воображение, фантазию, внимание, сознание, волю, чувства, поведение школьников с целью выработки у них заданных целью системы качественных знаний. Процесс перевода школьника с более низкого уровня на более высокий обучения называется процессом обучения.  

Сколько же их всего? В принципе столько, сколько может найти учитель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика обучения использует, прежде всего те пути, которыми вели своих учеников учителя, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами обучения. Однако во многих случаях общие методы могут оказаться малоэффективными, поэтому перед  учителем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям современного обучения, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов— вершина педагогического профессионализма. 

В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самоактуализацию личности школьника меняется не только целепологание, сущность и содержание учебного процесса, но и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору формы, методов и приемов обучения, а именно, влечет за собой потребность не только в использовании традиционных методов обучения географии, но и эффективных нетрадиционных.

Сложившаяся в современной школе система обучения позволяет эффективно реализовать основные учебные цели: освоение основ знаний гуманитарного, математического и общественного циклов, социальной, речевой, художественной культуры; формирование гармонично развитой, творческой и интеллектуальной личности.  

К основной классификации методов обучения относят словесные, практические и технические.

 Словесные методы представлены такими методами как: рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, изложение, сочинение, тестирование, метод аукциона, дискуссии и т.д. 

Наглядные методы включают в себя объемные,  плоские средства обучения, а именно: плакаты, иллюстрации, карты,  снимки, фотографии, гербарии и др.; муляжи, глобусы,  коллекции трав,  бабочек, жуков, чучела птиц, животных и другие. 

К техническому методу относится использование ТСО: телевизор, магнитофон, видео, компьютер и т.п.

В школах  наряду с традиционными словесными, наглядными и техническими методами  активно внедряются в учебно-воспитательный процесс интенсивные технологии, активные формы обучения и нетрадиционные методы и приемы обучения.

1.                 мозговой штурм;

2.                 метод контрольных вопросов;

3.                 синтетика;

4.                 метод фокальных объектов;   .

5.                 система учебно-воспитательной информации;

6.                 система творческих заданий;

7.                 тестирование; 

8.                 учебные краеведческие исследования и исследования в области народного искусства и ремесел;

9.                 метод аукциона; 

10.            игровой метод; 

11.            метод дистанционного обучения географии через Интернет; 

12.            метод видеопрограмм, видеофрагментов; 

13.            метод дискуссии; 

14.            контролирование, моделирование и др. 

Из огромного арсенала педагогических приемов и методов грамотный, творческий учитель всегда сможет выбрать те, которые именно в его руках (что важно) проявят себя как эффективные и корректные. Например, из разнообразных игр, используемых в педагогическом процессе (обучающих, тренировочных, обобщающих, контролирующих, познавательных, развивающих, воспитательных, творческих,  профориентационных и др.) в распоряжении  учителя немало вариантов  их применения в зависимости от ситуации на уроке.

Вместо требований к ученикам «усвоить, запомнить, выполнить...» лучше так организовать работу, чтобы ученики сами захотели сделать то, что было намечено учителем. А это гораздо сложнее, чем «рассказать», «дать задание», «поставить вопросы», отругать за невыполнение. Для такой работы учителю на уроке нужны и разный материал, и многообразные формы коллективной работы, и критерии, способы контроля за ходом работы, за психофизиологическим состоянием школьников, которыми могли бы пользоваться и они сами. Если на уроке только учитель видит и знает, что на самом деле верно и неверно, хорошо и нехорошо, интересно и неинтересно, то дети привыкают ориентироваться лишь на его одобрение, а не контролировать свое поведение, состояние, результаты собственной деятельности. С каждого урока ученики должны уходить с обоснованным ощущением, что они научились чему-то для них новому. Формальная и многозначительная фраза о том, какую интересную и важную тему узнали сегодня ученики, воспринимается скорее как свидетельство о неудачно проведенном уроке. Известный педагог и режиссер П.М. Ершов отмечал, что мастерство учителя заключается в том, чтобы суметь вызвать у учеников при изучении нового или повторении старого материала положительные эмоции от занятий, когда то, что было недоступным или трудным, становится легким и получается. 

Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путѐм освоения современных технологий обучения и воспитания.

Само слово ―технология‖ происходит от греческих слов ―техно‖ (искусство, мастерство, умение) и ―логос‖ (слово, учение, наука). Но отношение к этому слову разное. Для некоторых учителей – технологии – это нечто серое, твѐрдое, машинное, мѐртвое. На самом деле технология – символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие ученика.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чѐткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику  раскрывается исключительно большой научно-методический потенциал, появляется ещѐ больше возможностей использования различных форм и методов работы. 

Применяя новые педагогические технологии на уроках, автор опыта убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.

На уроках географии можно использовать следующие новые технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей.

1.Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).

2.                 Технологии исследовательского обучения (обучение учащихся основам исследовательской деятельности).

3.                 Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

4.                 Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).

5.                 Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

6.                 Дистанционное обучение (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы). 

7.                 Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путѐм самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.   

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. 

Основная цель применения метода проектов - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем. 

Типы учебных проектов по географии.       Выделим возможные типы учебных проектов.

-                     По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)

-                     По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

-                     По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

-                     По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. 

Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме ―Горы (или равнины) Земли‖. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.  

Реализация метода проектов по географии может осуществляться через внеурочную деятельность (кружковую работу.) и работу на уроках. Основной целью можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

 

Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о мини проекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.

Выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определѐнные качества личности и учебную мотивацию. Это является фактором повышения качества образования в школе и способствует успешной социализации учащихся.

Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса. Ибо вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает практическую направленность образования. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки. 

Привлекательность проектного метода обучения состоит ещѐ и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учѐбе и улучшает результаты обучения.

Необходимо научить школьников объективно оценивать свои возможности, раскрывать свои способности и оптимальным способом добиваться желаемого результата. Школьники должны овладеть проектным мышлением, у них должны быть сформированы основы проектной культуры.  

Педагогическая профессия включает умение учителя делать интересным для других то, что он считает интересным, сам. А для этого учителю необходимо смело и свободно позволять себе интересоваться самыми разными вещами — это и будет поведение сильного человека, увлекающего за собой воспитанников. Но если оценивать бытующие сейчас методы, способы и организацию обучения, то трудно не прийти в отчаяние от невозможности осуществить многие на практике, хотя содержание программ средней школы вполне доступно среднему ученику, просто не хватает иногда средств правильно оформить тот или иной метод. И тут выход из положения остается за учителем, его чувством ответственности способности отказаться от привычных шаблонов и призывов «не выделяться».

Важна культура мышления самого учителя, ведь стиль, эффективность его мыслительной деятельности — пример для школьников. Процесс мышления более эффективен, если в нем превалирует не результативный, а процессуальный мотив, т.е. не стремление решить задачу, а удовольствие от процесса думания, интенсивной работы мысли, творчества. В реализации этой стратегии проявляется и большая открытость миру, отсутствие страха, заставляющего стремиться к результату, так как если его нет, наносится удар по самооценке.  

Отметим несколько общепедагогических приемов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья.

                    Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию, касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем яснее, понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.

                    Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произнесенные им слова.

                    Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений.

                    Для «осаждения или «охлаждения» учащихся достаточно бывает небольшой сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией.

                    Для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких элементарных приемов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот и др., которые должны быть в арсенале каждого учителя.

                    Вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.

                    Полезно использовать закономерность парадоксальной зависимости интереса от темпа и ритма: достижение близких целей преимущественно связано с темпом, далеких — с ритмом.

                    В школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и абсолютным источником пользы. Все зависит от ситуации и профессионализма учителя.

Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые нередко остаются за границами внимания педагогов.

Учитель должен обеспечить:

                    связь своих задач и задач самого учащегося (что-то узнать, чему-то научиться; самоутвердиться; выполнить требование взрослых; не получить плохую отметку и др.);

                    творческий          характер     урока,         определяемый     ассоциативной активностью учащихся;

                    предоставление учащимся средств 

                    для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении;

                    оптимальное использование наглядных средств обучения, методов периферийного воздействия с целью подключения всех органов чувств учащихся, в том числе наименее активизируемой сферы — идеомоторики, двигательной сферы школьников;

                    использование приемов и методов, направленных на активизацию подсознательных механизмов восприятия информации, поскольку именно на подсознательном уровне происходит самая важная часть обучения .

                    психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока;

                    преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения (что не исключает неизбежных переживаний по поводу отдельных неудач, напряжение волевых усилий, разрешение конструктивных конфликтов и др.);

                    представление в начале урока его крупного плана — общей картины того, чему будет посвящен урок;

                    включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться . 

Для решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы  класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта, тренера, психотерапевта. И здесь работа с мотивацией учащихся выступает на первый план.

                    Из разнообразных методов стимуляции учебных мотивов, оказывающих позитивное влияние на психологическое состояние учащихся — волевых (предъявление учебных требований, создание познавательных затруднений, информирование о результатах обучения); эмоциональных (поощрение, создание ярких наглядно-образных представлений, ситуации успеха); познавательных (развитие познавательного интереса, опора на жизненный опыт, использование творческих заданий); коммуникативных (поиск контактов и сотрудничества, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в коллективной работе), — учителями в среднем на уроках используется не более трети.

                    Мотивация учащихся заметно повышается, если учитель подчеркивает, что поставленная им оценка относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания.

                    От учителя школьники получают в неявной форме информацию о своих возможностях, очень важную для становления их адекватной самооценки, уровня притязаний, развития самостоятельности и инициативности. Постепенно вырабатываемый у учащихся специальными приемами навык учебной рефлексии позволяет им четко осознавать, что полезного и нового они узнали на уроке, где смогут применить усвоенное и какие преимущества это даст им на будущее.  

В современной школе все уроки имеют коллективный и творческий характер. В этом суть заботы о развитии и формировании интересов, задатков, способностей, интеллекта, особенностей личности школьников, дисциплинированности, культуры поведения, эстетики и художественного вкуса; положительных эмоций и чувств; воздействие на сознание личности; формирование нравственного потенциала личности, трудовые навыки, навыки организации коллектива своих сверстников, навыки самостоятельности,      активности,         инициативы,        самодеятельности, дружелюбия, коммуникативного общения с другими и т.д. 

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов обучения:

-         учет возрастных особенностей школьников;

-         осуществления обучения на основе индивидуального подхода.

Отсюда вытекает необходимость использовать разнообразие эффективных методов и приемов учебной работы с детьми. Разновидности форм обучения позволяют прогнозировать практическую реализацию всех методов, приемов и видов воспитательных воздействий на личность воспитанников. Например, социально-ориентированные, экологические, природоведческие, игровые, учебные, краеведческие, героикопатриотические, интеллектуальные, музыкальные, искусствоведческие, компьютерные игры, диагностические, психологические методы обучения школьников .

По словам Р. Роллан: "Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания", а  В.А. Сухомлинский считает, что: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". Значит, "если выстроить четкую систему форм организации учебного процесса, психологически и педагогически обоснованную, методически грамотно инструментованную, тогда каждая форма и станет "клеточкой" учебного процесса, многообразие которых выстроит "ткань" обучения с помощью правильно подобранных методов обучения.

Многообразные методы учебного процесса позволяют педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим.

Процесс формирования знаний, умений и навыков у учащихся в курсе «География» включает звенья:

                    непрерывное, поэтапное, комплексное становление географических, научных, познавательных, оценочных, прогностических, экологокартографических умений у учащихся;

                    использование заданий, которые требуют реализации самостоятельной деятельности учащихся и направлены на раскрытие более сложных и глубоких взаимозависимостей в изучаемых природных явлениях;

                    использование всех форм организации учебного процесса (выполнение заданий на карте, изучение модели географических объектов, решение учебных проблем, обмен мнениями и суждениями, сотрудничество в группе, осуществление взаимоконтроля);

                    широкое применение средств наглядности;

                    использование разнообразных методов и методических приемов (вопросы и задания, стимулирующие школьников к размышлению, желанию выразить свое личное мнение и отношение к проблеме, дать ей нравственную оценку, создание проблемных ситуаций, способствующих возникновению дискуссии, в которых учащиеся проявляют свое отношение к обсуждаемым поступкам и поведению в природе и повседневной жизни, отмечая положительные и отрицательные стороны этих поступков и их воздействие на природу.   

         География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и мета предметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

        В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».    

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;        

- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способны к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

          Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):  

·         планирование;

·         организация;

·         реализация и контроль;

·         коррекция;

·         анализ.

        Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Профессиональная деятельность учителя заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, я использую и применяю  довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.

          На уроках учитель  использует современные средства ИКТ. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.

           В своей работе  учитель реализует практическую направленность  несколькими путями:

1.    Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.

2.Проведение практик по географии, практическое применение навыков исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или индивидуальный).

3.Выполнение учениками опережающего домашнего задания. Работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.

4.Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.

5.Работа экологической направленности. Развивается память, культура речи, коммуникабельность, умение отстоять свою точку зрения.

6.Проведение собственных исследований, определение результатов, формулирование выводов, оформление работ, их презентация.

          Одна из современных технологий обучения - метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени.

         Таким образом, принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Учитель должен стараться акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а  урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на уроках учитель должен научить уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.