Современные подходы к оценке качества образовательных достижений на этапе проверки домашнего задания

  • ppt
  • 24.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.ppt

Современные подходы к оценке качества образовательных достижений на этапе Проверки домашнего задания

.

Правда или действие

Учителю необходимо подготовить открытые вопросы и небольшие задания по изученной теме. Предоставьте ученикам выбор, задавая вопрос «правда или действие». Выбирая действие, ребята должны выполнить небольшое задание. Выбирая правду-ответить на вопрос (отвечать можно как письменно, так и устно). Отличная идея для того, чтобы опросить весь класс.

Вопрос автору в форме интервью

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут  наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по теме «Лексика» можно адресовать интересующие вопросы Далю.

Карандашные пометки на полях

«Л»-легко, «Т»-трудно, «С»-сомнения
Пометки, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения д/з помогают учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии и самооценке.

Диктант на основе д\з

На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Конкурс шпаргалок по теме

Ученики, работая дома индивидуально кодируют информацию по изученной теме, представляют ее в форме шпаргалки(презентация, плакат), а затем рекламируют ее классу.

Крестики- нолики

Раздайте ученикам листы, нарисуйте квадрат, а в нем 9 клеток и пронумеруйте их. Озвучьте 9 утверждений по пройденной теме. Если утверждение верное, ученикам нужно поставить 0, если неверное-х. Проверка такой игры занимает 3 мин.

Пинг- понг

Один из учеников готовит простые вопросы по домашнему заданию, ответы на них должны быть односложные. Он выходит к доске и бросает небольшой яркий мяч любому ученику класса и одновременно задает вопрос, ученик поймавший мяч отвечает на поставленный вопрос и отдает мяч ведущему , игра продолжается дальше. Учитель следит за игрой и оценивает качество и оригинальность задаваемых вопросов и правильность ответов.

Пинг-понг (вариант 2)

К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по д\з. В это й игре можно задействовать мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Щадящий опрос

Класс разбивается на две команды по рядам вариантов. Учитель задает вопрос, на него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сам учитель либо сильный ученик класса. Выслушав правильный ответ и сравнив его с ответом товарища, ученики второй группы оценивают своего соседа и выставляют ему оценку. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ученики первой их выслушивают и выставляют оценку. Таким образом , на 10 вопросов заданных учителем, каждый ученик в классе дает ответы на 5 из них, выслушивает ответы учителя и оценивает своего одноклассника.

Опрос в парах

Учитель выписывает на доске список вопросов, задач по изученной теме, среди которых и репродуктивные и продуктивные, проблемные задания по изученному материалу. Возле каждого задания проставляют рейтинг сложности. Затем учащиеся в паре, сидящие за одной партой выбирают себе задание и начинают совместно готовиться к решению или ответу. Затем каждый из них готовит вопросы для своего товарища, на которые следует дать решение или ответ , после чего они обсуждают , какую оценку заработал каждый из них и передают лист анализа совместной деятельности педагогу.

Верю- не верю

Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос, заданный учителем, начинается словами «Верите ли вы, что…?»учащиеся должны согласиться с выдвинутым предложением или нет. Этот опрос можно проводить как в письменной, так и в устной форме, фронтально или индивидуально. Также свое согласие с утверждением учащиеся могут показывать с помощью сигнальной карточки.

Блиц- опрос по цепочке

Суть блиц- опроса заключается в том, что первый ученик задает короткий вопрос второму ученику, второй дает ответ и задает свой вопрос третьему учащемуся, и так далее по цепочке до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме урока или недостаточно корректен. Ученик имеет право отказаться от процедуры блиц- опроса, в таком случае учитель должен заранее выяснить кто из учащихся будет принимать участие в опросе, чтобы избежать разрыва цепочки.

Пресс- конференция

Есть несколько вариаций проведения пресс-конференции. При изложении нового учебного материала учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать вопросы, дораскрывающие тему.
По изученному материалу учащиеся готовят заранее вопросы, в классе на уроке к доске выходят 2-3 ученика, желающих принять участие в пресс-конференции, которым и задают подготовленные вопросы. Учитель и жюри следят за ответами и в конце оценивают ответы выступающих.

Рыцарский турнир

Ученик , желающий принять участие в турнире выходит к доске и по пройденному материалу ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые хочет получить ответы. В свою очередь учитель задает по изученной теме вопросы ученику. Вся процедура взаимного опроса длится не более 8-10 минут. Проведение турнира объявляется заранее, вопросы должны быть сжатыми, а ответы лаконичными и по существу поставленного вопроса. За происходящим следит рефери, из числа сильных учеников класса, который следит за вопросами и может снять любой, если он кажется ему некорректным. Учащиеся класса различным образом (оценки, аплодисменты, голосование) оценивают выступление учителя и ученика. В турнире могут принимать участие и два ученика, в таком случае учитель принимает на себя роль рефери.

Найди ошибку

Этот методический прием можно применять и на новом материале и на материале хорошо известном ученикам. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые необходимо найти. Или учитель раздает тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, свойства, последовательность изложения (например в теореме). Учитель просит найти ошибки, можно указать и количество допущенных ошибок.
Еще один вариант, учитель показывает карточки с решенными примерами или записывает их на доске, в некоторых из них намеренно допущены ошибки, которые и необходимо найти ученикам.

Снежный ком

Данный методический прием привлекает к активной работе большое количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так «слово- предложение-вопрос-ответ». Учитель показывает на ученика и говорит «слово». Ученик говорит слово, термин, которое касается темы урока, затем показывает на другого ученика и говорит «предложение». Второй ученик составляет предложение с этим словом, показывает на третьего ученика и говорит «вопрос». Третий ученик должен придумать вопрос к этому предложению, четвертый ученик дает ответ на поставленный вопрос.

лото

Данную игру рекомендуется проводить после прохождения значительного объема материала. Ученикам заранее сообщается тема и дата проведения данного урока, общая направленность вопросов. Ученики получают карточки с заданиями, дифференцированные по уровню сложности, все карточки пронумерованы. В течении 10-15 минут ученики готовят задание. Далее учитель в произвольном порядке достает из конверта небольшие квадратики с номерами, который объявляет учащимся. Ученик, имеющий карточку –задание с тем же номером дает ответ. Если ответ верный и полный, то «номер»отдается ученику и прикрепляется к карточке. Если ответ не верный, то любой из учеников может дать ответ, но в таком случае «номер» остается у учителя.

литература

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителей. Луганск: СПД Резников В.С., 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Ростов- на – Дону, «Учитель», 2005