«Современные проблемы социализации детей дошкольного возраста»
«Проектная деятельность как средство социализации детей раннего возраста»
Социализация - это процесс и результат усвоения детьми существующих норм, ценностей и форм поведения. Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного освоения социальных отношений.
Одними из важных направлений программы дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, являются создание условий развития ребенка дошкольного возраста, которые открывают широкие возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей, а также создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста.
Внедрение инновационных технологий является условием, которое обеспечивает качество и доступность реализации учебно-воспитательной работы в современном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Современные педагогические методы направлены на развитие социально-коммуникативной, познавательной, общекультурной и других компетентностей детей дошкольного возраста и оптимально соответствуют цели развития личности. Одним из наиболее действенных способов формирования компетентности дошкольников является проектная деятельность, которая способствует использованию эвристических, поисковых, проблемных и творческих методов.
Задачами педагогической деятельности являются воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно себя вести в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Именно поэтому в работе с дошкольниками целесообразно применять проектный метод
Проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое развитие детей, педагогов и родителей с целью реализации проекта.
Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастия и удовлетворённости от своих успехов и успехов своих детей.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Сложность реализации данного проекта заключается в том, у детей раннего возраста не развиты навыки общения, готовности детей к совместной деятельности, умения договариваться, самостоятельно решать конфликты со сверстниками, первичные представлений о безопасном поведении
Мной был разработан долгосрочный проект «Формирование предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству дошкольного возраста
«Мы - будущие инженеры», задачами данного проекта являются формирование уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, готовность детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться. Формирование уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
Для реализации данного проекта развивающая предметно – пространственная среда группы,
была пополнена художественной литературой, наглядно-иллюстрированным материалом, дидактическими играми, материалами для художественного творчества, атрибутами для сюжетно ролевых игр, игрушками.
Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные и яркие. Все игры находятся в свободном доступе, могут использоваться в совместной деятельности и самостоятельно.
В рамках реализации данного проекта с целью определения знаний и готовности взаимодействия и сотрудничества с родителями группы был проведён семинар-практикум «Сенсорное воспитание детей в домашних условиях».
Одним из мероприятий по реализации проекта является тематическая неделя «Мы – экспериментаторы»
В рамках тематической недели был реализован проект «Азбука безопасности»
Цель проекта: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Задачи проекта знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе,
Формировать первичные представления о безопасности на дороге
знакомить с предметным миром и правилами безопасного общения с предметами
знакомить с понятиями можно-нельзя, опасно
формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой
Для реализации проекта были разработаны дидактические игры для детей раннего возраста
Были привлечены родители воспитанников
Результатом проделанной работы явилось итоговое мероприятие «В гости к Светофорчику». В процессе организации данного проекта была организована выставка рисунков «Безопасность глазами ребёнка». Дети и родители стали полноправными участниками образовательной деятельности и получили возможность проявить свои творческие способности.
Одним из мероприятий по реализации данного проекта является тематическая неделя «Мы любим играть»
Проект включал в себя подготовку к экспериментально-исследовательской деятельности, а именно: игры с водой «Пускаем бумажные кораблики».
Не осталась в стороне и оздоровительная работа. Дети с удовольствием играли в пальчиковые и развивающие игры: «Дружат в нашей группе…», «Апельсин», «Жу-жу-жу», «Вот так!» и другие.
В результате работы над проектом дети пополнили представления об игрушках, стали проявлять интерес и желание играть с игрушками, у малышей развилась речевая активность, они научились включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевый диалог, стали бережнее относиться к игрушкам.
Итоговым продуктом проекта явилась совместная работа родителей и детей «Моя………» где родители изготавливали вместе с детьми поделки на различные темы из различных материалов.
Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста одним из важных условий реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования исоздает условия для формирования у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего ребенка. Сотрудничество педагогов, их родителей в рамках проектной деятельности укрепляет психологическое здоровье семьи.
«Я в мире человек» В течении тематической недели с целью повышения
С целью формирования элементарных навыков безопасности в группе был реализован проект
«Мой дом, моя семья» итоговым мероприятиемигра драматизация «Как коза избушку построила
Организация и Проектирование совместной образовательной деятельности с учетом целей и задач настоящего Проекта, возрастных особенностей детей:
В основном работа ведется через совместную и индивидуальную деятельность.
Непрерывно-образовательная деятельность
…….
Используя правила безопасного поведения в группе детского сада с детьми в режимных моментах, требуя выполнения их дома и на улице – мы более продуктивно сможем донести до детей, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной проблеме. Кроме того, родители почувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери, в формировании у малыша навыков охраны личного здоровья.
«Не оставляйте детей без присмотра!»
Стендовая информация: «Правила безопасного дорожного движения в зимний период», «Ребенок на улице. Советы и рекомендации родителям».
Папка-передвижка «Опасные предметы»
Памятки «Пожарная безопасность для вас и ваших детей»
Родители (законные представители) принимают активное участие в совместной деятельности с детьми.
Результат
Таким образом, проектная деятельность осуществляется педагогами детского сада в процессе образовательной деятельности, позволяет создать условия для достижения целевых ориентиров образования, что является основой для дальнейшей успешной социализации ребёнка. В реализации проектной деятельности педагог использует доступные формы, методы, приёмы средства обучения в соответствии с возрастными особенностями детей, построенной с учетом требований ФГОС ДО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.