Современные компьютерные технологии в коррекции устной и письменной речи.
Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Современные информационные технологии всё плотнее входят в нашу жизнь. Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся он выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля.
Использование ИКТ на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда. Процесс обучения ребёнка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоёмкий процесс. Использование же компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Письменная речь — сложная психическая деятельность. Это одна из форм существования языка, возникающая на базе сформированной устной речи.
Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
В отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь.
К моменту поступления в школу дети с умственной отсталостью, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В связи с этим, возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом.
Процесс овладения чтением и письмом умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.
Необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, – одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу также может компьютер. Лабораторией компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработаны специальные программы для учителей-дефектологов: «Видимая речь», «Мир за окном», «Кроссворды», «Играя, учимся LOGO» и другие. Логопедические занятия по исправлению дисграфии можно вести с помощью «Word» - текстового редактора.
Программа «Word» помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.
Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.
Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Позволяют передавать звуковой сигнал непосредственно на динамик слухового аппарата или кохлеарный имплант, усиливая его, и отсекая посторонние шумы.
Состоит из передатчика и приемника.
Звук с микрофона преподавателя поступает на FM-передатчик, который транслирует радиосигнал на FM-приемник учащегося, а затем, посредством индукционной петли на слуховой аппарат или имплант.
Комплексная многосторонняя компьютерная программа по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с патологией слуха и речи.
Широкий выбор методов и глубина обработки речевой информации.
Работает с любыми речевыми единицами от звука до текста и решать разнообразные сурдологопедические задачи
Позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал
Работает на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика
Позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений
Одновременно с логопедической работой помогает осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти
Список используемой литературы:
Соколов, В.В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям/ В.В. Соколов // Дефектология. - 2013. – №.4. – с. 65-77.
Соколов, В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012. – 6 п.л., 135 с.
Соколов, В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №.6. - С. 33-42.
Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. – 420 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.