сОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • pdf
  • 17.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала совр-сжатый.pdf

                                                                             

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С  ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ

                                                           « ГОРОД МАХАЧКАЛА»                          

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

            _______________________  _ГИМНАЗИЯ №4______________________________                                                                    Ул. Коркмасова  2 г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000 тел.  8-8722-67-08-14,,                                                          e-mail: ege200604@yandex.ru ОГРН 1070562000530 ИНН 0562066480 КПП 057201001 ОКПО 49165391

              ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  

 

 

Письменный отчет   учителя родного (лакского) языка и литературы

Гаммуевой Марьяны  Алиевны   об использовании современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

  

 

               Я работаю в школе интеллекта, в  школе образования и радости познания.  

Многолетний опыт преподавания свидетельствует, что в нашей школе есть реальные возможности решить задачу развития иноязычной коммуникативной компетенции при условии использования целенаправленной и эффективной технологии обучения.  

    Основными направлениями моей работы  являются:  

  личностно – ориентированная технология;

  дифференцированное обучение;

  профильное обучение;

  использование новых информационных технологий:

  коммуникативно – развивающей технологии; компьютерных технологий;

  телекоммуникационных технологий (телешкола);

  проектной методики;

  элементов интенсивного и проблемного обучения;

  работа с одарёнными детьми, подготовка к олимпиадам;

  индивидуальное обучение;

  работа в школе «Абитуриент»;

  кружок внеурочной деятельности. «К истокам дагестанской поэзии»

Осознаю, что эффективность любой технологии зависит от моего умения управлять процессом обучения и способности сформировать успешную и творческую личность. Любая технология, метод обучения преломляются через личность педагога, реализующего этот метод. На протяжении всей педагогической деятельности:  

  систематически пополняю теоретические знания по своему предмету, а также по педагогике, психологии;

  изучаю и конкретно применяю на практике разнообразные формы и методы учебной и воспитательной работы;

  совершенствую педагогическую технику;

  нахожу новые формы оценивания не только предметных достижений, но и уровня развития личности школьника;

  создаю условия, обеспечивающие ученикам максимум успеха в будущей жизни.

 Постоянно стремлюсь к тому, чтобы видеть перспективы в работе, определять главные направления в учебно-воспитательном процессе. Владея методикой обучения, помогаю школьникам успешно осваивать отечественные и зарубежные учебно-методические комплексы, дидактические аудио – и видеокурсы, телеуроки, что обеспечивает стойкую мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе, способствует расширению их кругозора и повышению интереса к изучению   родного  языка.

Целенаправленная работа по теме «Коммуникативный подход в обучении иностранному языку» отражается на обновлении моей творческой лаборатории поурочными разработками, методическими рекомендациями, а также на результативности обучения. Опираясь на данные современной методики преподавания, постоянно стремлюсь подчинять методы обучения главной цели -  формированию коммуникативной компетенции учащихся для развития способности к межкультурному общению.

 Исходя из актуальности выбранной темы и намеченной цели ставлю перед собой следующие задачи:

научить учащихся решать коммуникативные задачи во всех видах речевой деятельности; сформировать у обучающихся потребность в саморазвитии.

Стремлюсь к изучению нового, передового в методике и педагогике. Исследовательский подход

в обучении в полной мере раскрылся в ходе апробирования в школе зарубежных учебников.  

 

 Самостоятельно разработала и успешно применяю различные методические приёмы и формы организации учебной деятельности, такие как методика развития интеллектуальных способностей учащихся на уроке, стимулирование работы обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к изучению родного языка, планирование результатов обучения, приёмы релаксации и здоровьесбережения на уроках  по данному учебно – методическому комплексу. Регулярно ввожу в  учебный процесс на уроке рифмовки и детские песенки, которые использую при проведении физкультурных и музыкальных пауз. В моей методической «копилке» большое количество такого материала, так как в течение нескольких лет работала по теме «Музыкальные игры на уроках родного языка». Как показывает мой опыт работы в школе, использование песен на уроке родного языка снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается на их речевой активности. Считаю, что очень эффективны и доступны на начальном этапе обучения ролевые игры и драматизация. Смена видов учебной деятельности, применение рифмовок и песенок, игр, особенно на начальном этапе, являются необходимым условием повышения эффективности обучения и здоровьесбережения.

 

 

Применение игровых технологий на уроках  в комплексе с другими приемами и методами организации учебной деятельности

  укрепляет мотивацию на изучение предмета,  

  помогает вызвать положительные эмоции,  

  позволяет увидеть индивидуальность детей,   развивает коммуникативные навыки и умения.  

 Использование нового учебно - методического комплекса в работе принесло положительные результаты. Следует отметить, что звуковое пособие зарубежного учебно - методического, содержащего аутентичные тексты диалогов, увлекательных историй, песен, а также шумовые эффекты позволяет формировать прочные навыки аудирования, социокультурную компетенцию и мотивировать детей на самостоятельную работу с пособием. Задания учебника и рабочей тетради способствуют отработке и закреплению всех аспектов речевой деятельности. Не вызывает сомнения то, что это личностно – ориентированный учебно – методический комплекс, который даёт базу для обучения в среднем и старшем звене, развивает коммуникативные умения и навыки.   Не только новые формы и методы преподавания, обеспечивающие новый подход к процессу обучения создают мотивацию общения, но и современные технические средства, такие как телевидение, видео, проектор,DVD, компьютеры.  

Одной из первых в Дагестане  стала использовать телеуроки. Сегодня весь  учебный материал «Телешколы» записан на видеокассетах и CD дисках и доступен для самостоятельных занятий каждому моему ученику,есть материал по родному языку в ютуб  канале .

   Уделяю самое пристальное внимание внедрению новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, ясно осознавая, что они играют огромную роль в интеллектуальном развитии учащихся, в развитии их творческих способностей. В кабинете имеется мультимедийная установка. Компьютерные технологии способствуют

  индивидуализации обучения,  

  интенсификации самостоятельной работы учащихся,  

  повышению познавательной активности и мотивации.

 

 

 

Использование компьютерных программ позволяет мне расширить рамки школьных учебников, открывает новые возможности в изучении родного языка школьниками, через включение их в дидактические игры, создание презентаций. Используемые информационные технологии позволяют изменить традиционную структуру урока, создают поисковые и творческие ситуации, усиливают роль исследовательских функций деятельности. Использую элементы компьютерного тестирования как средство улучшения системы контроля на уроке.  С помощью Интернета  решаю целый ряд дидактических задач:

  формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;

  совершенствую умения письменной речи школьников;  

  пополняю словарный запас учащихся;  

  формирую у школьников устойчивую мотивацию к изучению родного  языка.

По моему мнению,  ученик не учится, чтобы потом общаться, а общается и в процессе общения непроизвольно обучается. Такое общение можно назвать естественным или реальным, ибо оно наиболее приближено к жизненному,  реальному. Широко использую технологию стимуляции реального общения на уроках   родного  языка. Именно обучение реальному общению является началом работы над аутентичностью речи учащихся. Обеспечить подобную регуляцию призваны три принципа: создание языкового окружения, постоянный мониторинг и ситуация успеха, которые являются основой успешного формирования коммуникативных навыков учащихся. Реальные ситуации практически выдвигаются на первый план в старших классах.  

Повышение требований к коммуникативному аспекту владения родным  языком стимулировало меня искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учащихся, развития их творчества, инициативности, вовлечения детей в активный познавательный процесс.  

Остановила свой выбор на методе проектов, поскольку проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. Защиту проекта провожу в форме дискуссии или ролевой игры. От участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Всё это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения родному  языку. Помимо огромного потенциала, который несёт в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг  Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Мои ученики составляют презентации к своим проектам. Наиболее яркими из них являются:  «Мое любимой  село”,  «Моя семья», «Моя любимая учительница» Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.

Не менее интересной методикой активизации познавательной деятельности обучаемых является методика ролевой игры, которая также может при определённой её организации отражать принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности.

Она может использоваться как самостоятельно, так и в контексте метода проектов, особенно в качестве специфичной формы защиты проекта. Обучаемые применяют свой опыт накопленных знаний, результатов исследования в процессе работы над проектом в реализации социально – значимых ролей. Такое моделирование ситуаций профессионально – делового межкультурного общения помогает обучаемому вжиться в различные ситуации будущей деятельности, с которыми он может столкнуться в реальной жизни. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определённое решение. Здесь важно, чтобы коммуникативная компетентность формировалась в реальных актах общения, в  которых родной  язык является средством формирования и формулирования мысли. Таким образом, обучаемый, основываясь на умениях, сформированных с помощью дискуссионного метода, способен применить и развить эти умения в конкретных ситуациях общения, выполняя социально – значимые роли и умение отстаивать свою позицию в проблемных ситуациях. Технология моделирования ситуаций общения – эффективное средство при обучении устной и письменной речи,  синтаксису, а также способствует расширению словарного запаса и лингвистического кругозора учащихся. Благодаря данной технологии и творческому подходу учителя к организации учебной деятельности, в классе создаётся атмосфера, способствующая общению на родном языке.  

Цель работы – дать возможность способным детям показать свои знания языка и умение творчески подойти к выполнению заданий повышенной сложности по определённой теме, заинтересовать, увлечь, дать возможность поверить в свои силы, подтолкнуть к самостоятельному поиску информации, научить извлекать её и умело использовать в той или иной ситуации. Высшее искусство учителя, по словам А. Эйнштейна – пробудить в ученике радость творческого созидания и получения знаний.  

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда ученики перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке. Для своих учеников я - учитель - партнёр, учитель - консультант, учитель-посредник и руководитель.  

Целенаправленно применяю коммуникативно – развивающие технологии, личностно – ориентированный и лингвострановедческий подходы к отбору и организации учебного материала, что даёт возможность вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, организовать аргументированные дискуссии, развивать инициативную творческую речь учеников.