"Современные технологии комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Оценка 4.6

"Современные технологии комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Оценка 4.6
doc
13.10.2024
"Современные технологии комплексного сопровождения детей дошкольного возраста  с ОВЗ"
Колчина статья.doc

Современные технологии комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ

 

Колчина Гульнара Равилевна,

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

учитель-логопед МБДОУ №73, г. Нижнекамск,

высшая квалификационная категория.

 

 В нынешнее время отмечается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ограничения в здоровье зачастую  приводят к проблемам в развитии ребенка. В связи с этим, работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ, должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ. Использование современных технологий сопровождения, иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, позволяя предотвратить ограничения деятельности и  улучшить  качество жизни его семьи. 

 В рамках инклюзивного образования в ДОО нашего города разрабатываются программы по  внедрению современных технологий комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Целью разработки данных  адаптированных программ послужила оптимизация  интегрированной модели развивающего образовательного пространства, при целенаправленном использовании инновационных технологий в системе медико-психолого-педагогического сопровождения, ориентированных на индивидуальное развитие ребенка с ОВЗ при  максимальном взаимодействие  всех  участников образовательного процесса на каждом этапе  ее реализации. В процессе создания программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, были изучены различные научно-методические источники, определены и созданы наиболее комфортные социально-психологические условия для успешного воспитания, обучения, коррекции  и всестороннего  развитии ребенка. Одной из ключевых задач было создание интегрированного взаимодействия участников образовательного процесса.

Современные технологии  комплексного сопровождения детей с ОВЗ включают в себя:

– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;

– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;

– диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

– составление плана включения родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

– информирование родителей о результатах диагностики и совместное планирование  коррекционно- развивающей работы с ребенком;

– коррекционно-развивающая работа с ребенком согласно индивидуального плана развития.

– направление на консультацию к специалистам (по необходимости), корректировка плана работы

– мониторинг  эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;

– проектирование последующей работы по интегрированному взаимодействию специалистов.

Ребенок с ОВЗ обследуется на ПМПК (поступает в ДОУ с заключением и рекомендациями). Специалисты ДОУ с учетом рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей формируют комплект необходимых для обучения ребенка ресурсов, соответствующий пакет программно-методических материалов.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребенка, реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую (заполняют диагностические карты; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

- проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

- аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов). Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно- развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для раннего выявления детей с ОВЗ (с ТНР), мной  систематизирован диагностический инструментарий для обследования детей с различными нарушениями речи раннего и  дошкольного возраста. Имеется  «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет» О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной, «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.В. Серебряковой. Имеются в наличии  речевые карты, бланки протоколов обследования, альбом для обследования О.Б.Иншаковой, дидактическое пособие Г.А. Каше.  При обследовании детей общеразвивающих  групп, активно использую авторское методическое пособие «Психолого-педагогическое обследование детей в детском саду»  из опыта работы дошкольной ПМПК /адаптивный вариант диагностической методики Е.А. Стребелевой/.В процессе стартовой и итоговой диагностики детей, вариативно подбираю и использую задания, в  соответствии  их возрастным, индивидуальным и речевым возможностям. Отслеживаю динамику речевого развития детей,  по результатам деятельности провожу сравнительный анализ, что отражено в плане-программе индивидуального развития ребенка.  В коррекционной (логопедической) работе, использую нетрадиционные  и здоровьесберегающие  технологии: сказкотерапию, игры с песком и водой, самомассаж, аромотерапию, Су-джок терапию, дыхательную гимнастику, психогимнастику, мозжечковую стимуляцию, релаксационные паузы. Особое внимание уделяю развитию  мелкой моторики, используя различные виды шнуровок, пирамидок, конструирование из мелкого и природного  материала, крупяные коробочки, мозаику, пазлы, трафареты, раскраски, тактильные дорожки. В рамках сопровождения ребенка с ОВЗ, координирую работу воспитателей  и осуществляю взаимосвязь с разными специалистами (комплексное обследование детей группы, интегрированные занятия, взаимопосещение занятий). Оказываю методическую и практическую помощь воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физическому воспитанию и воспитателю по ознакомлению с татарским языком в организации и проведении занятий. Весь  коррекционно-образовательный процесс проходит в тесном контакте с семьей путем использования разнообразных  формы: индивидуальное пролонгированное консультирование с практическим показом; открытые занятия; дни открытых дверей; семинары практикумы; речевые гостиные; библиотеки; рекомендации через месенджеры, интернет странички, персональный сайт, интернет рассылки на электронные адреса, через ведение индивидуальных тетрадей, в которых оформляет коррекционно-развивающие задания для детей, информационные  стенды.  Использую тестирование, анкетирование, что позволяет своевременно определять эффективность включения родителей в педагогический процесс.

 Совместно с медицинским персоналом подбираем наиболее оптимальные здоровьесберегающие мероприятия, своевременно направляем родителей на консультации к специалистам  узкого профиля.

Такой подход в работе службы сопровождения позволяет своевременно и  наиболее корректно подбирать необходимые условия образования для ребенка с ОВЗ.


Современные технологии комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с

Современные технологии комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с

Ребенок с ОВЗ обследуется на ПМПК (поступает в

Ребенок с ОВЗ обследуется на ПМПК (поступает в

Использую тестирование, анкетирование, что позволяет своевременно определять эффективность включения родителей в педагогический процесс

Использую тестирование, анкетирование, что позволяет своевременно определять эффективность включения родителей в педагогический процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2024