Современные технологии комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Колчина Гульнара Равилевна,
учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,
учитель-логопед МБДОУ №73, г. Нижнекамск,
высшая квалификационная категория.
В нынешнее время отмечается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ограничения в здоровье зачастую приводят к проблемам в развитии ребенка. В связи с этим, работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ, должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ. Использование современных технологий сопровождения, иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, позволяя предотвратить ограничения деятельности и улучшить качество жизни его семьи.
В рамках инклюзивного образования в ДОО нашего города разрабатываются программы по внедрению современных технологий комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Целью разработки данных адаптированных программ послужила оптимизация интегрированной модели развивающего образовательного пространства, при целенаправленном использовании инновационных технологий в системе медико-психолого-педагогического сопровождения, ориентированных на индивидуальное развитие ребенка с ОВЗ при максимальном взаимодействие всех участников образовательного процесса на каждом этапе ее реализации. В процессе создания программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, были изучены различные научно-методические источники, определены и созданы наиболее комфортные социально-психологические условия для успешного воспитания, обучения, коррекции и всестороннего развитии ребенка. Одной из ключевых задач было создание интегрированного взаимодействия участников образовательного процесса.
Современные технологии комплексного сопровождения детей с ОВЗ включают в себя:
– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;
– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;
– диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
– составление плана включения родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
– информирование родителей о результатах диагностики и совместное планирование коррекционно- развивающей работы с ребенком;
– коррекционно-развивающая работа с ребенком согласно индивидуального плана развития.
– направление на консультацию к специалистам (по необходимости), корректировка плана работы
– мониторинг эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
– проектирование последующей работы по интегрированному взаимодействию специалистов.
Ребенок с ОВЗ обследуется на ПМПК (поступает в ДОУ с заключением и рекомендациями). Специалисты ДОУ с учетом рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей формируют комплект необходимых для обучения ребенка ресурсов, соответствующий пакет программно-методических материалов.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребенка, реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую (заполняют диагностические карты; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
- проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
- аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов). Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно- развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Для раннего выявления детей с ОВЗ (с ТНР), мной систематизирован диагностический инструментарий для обследования детей с различными нарушениями речи раннего и дошкольного возраста. Имеется «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет» О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной, «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.В. Серебряковой. Имеются в наличии речевые карты, бланки протоколов обследования, альбом для обследования О.Б.Иншаковой, дидактическое пособие Г.А. Каше. При обследовании детей общеразвивающих групп, активно использую авторское методическое пособие «Психолого-педагогическое обследование детей в детском саду» из опыта работы дошкольной ПМПК /адаптивный вариант диагностической методики Е.А. Стребелевой/.В процессе стартовой и итоговой диагностики детей, вариативно подбираю и использую задания, в соответствии их возрастным, индивидуальным и речевым возможностям. Отслеживаю динамику речевого развития детей, по результатам деятельности провожу сравнительный анализ, что отражено в плане-программе индивидуального развития ребенка. В коррекционной (логопедической) работе, использую нетрадиционные и здоровьесберегающие технологии: сказкотерапию, игры с песком и водой, самомассаж, аромотерапию, Су-джок терапию, дыхательную гимнастику, психогимнастику, мозжечковую стимуляцию, релаксационные паузы. Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, используя различные виды шнуровок, пирамидок, конструирование из мелкого и природного материала, крупяные коробочки, мозаику, пазлы, трафареты, раскраски, тактильные дорожки. В рамках сопровождения ребенка с ОВЗ, координирую работу воспитателей и осуществляю взаимосвязь с разными специалистами (комплексное обследование детей группы, интегрированные занятия, взаимопосещение занятий). Оказываю методическую и практическую помощь воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физическому воспитанию и воспитателю по ознакомлению с татарским языком в организации и проведении занятий. Весь коррекционно-образовательный процесс проходит в тесном контакте с семьей путем использования разнообразных формы: индивидуальное пролонгированное консультирование с практическим показом; открытые занятия; дни открытых дверей; семинары практикумы; речевые гостиные; библиотеки; рекомендации через месенджеры, интернет странички, персональный сайт, интернет рассылки на электронные адреса, через ведение индивидуальных тетрадей, в которых оформляет коррекционно-развивающие задания для детей, информационные стенды. Использую тестирование, анкетирование, что позволяет своевременно определять эффективность включения родителей в педагогический процесс.
Совместно с медицинским персоналом подбираем наиболее оптимальные здоровьесберегающие мероприятия, своевременно направляем родителей на консультации к специалистам узкого профиля.
Такой подход в работе службы сопровождения позволяет своевременно и наиболее корректно подбирать необходимые условия образования для ребенка с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.