Современные тенденции в обучении иностранному языку
Аннотация
На данный момент существует огромное количество разнообразных приёмов по обучению иностранному языку. Все эти приемы преподавания нужны для того, чтобы обеспечить потребность широкого круга людей в освоении иностранного языка.
Ключевые слова
Методы преподавания:классический, лингвосоциокультурный, коммуниуативный, интенсивный, Методика Шехтера, метод чтения Ильи Франка.
В современном и весьма динамично развивающемся обществе сложилось так, что знание иностранных языков стало необходимостью во многих сферах деятельности людей. Для овладения иностранным языком предлагается множество способов. Появилось множество курсов, которые предлагают групповое и индивидуальное обучение языку, занятия с носителями языка, а также методики с погружением в языковую среду. Многие прибегают к компьютерным самоучителям. Благодаря развитию технологий мультимедиа появилось множество электронных репетиторов нового типа. Имитация живого общения, техники распознавания речи, интерактивные упражнения – это основные особенности компьютерных учебных курсов. В последнее время рынок образовательных технологий предлагает огромное количество разнообразных приемов изучения иностранного языка. Изучение иностранного языка стало доступно большинству, предложения всё больше ориентированы на потребителя. Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С. Г. Тер-Минасова отмечает: "Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства."Преподавание языка приобрело прикладной характер. Функции педагога в образовательном процессе значительно изменились. На смену учителю – ментору, учителю – диктатору пришел учитель – наблюдатель, учитель – посредник, учитель –руководитель" и т.д. Влияние личности преподавателя на аудиторию не уменьшается, а возрастает.
Классический подход к изучению иностранного языка несколько трансформировался, но его основные принципы сохранились. Он активно применяется в школах. Классический курс ориентирован на учащихся различного возраста и чаще всего предполагает изучение языка "с нуля". В задачи учителя входит постановка произношения, формирование грамматической базы, ликвидация психологического и языкового барьеров. В основе классического подхода лежит понимание языка как реального и полноценного средства общения, что все языковые компоненты – чтение, письмо, говорение, аудирование – нужно развивать планомерно и гармонично.
Лингвосоциокультурный метод– это один из самых серьёзных методов изучения иностранного языка.Лингвосоциокультурный метод принимает в расчёт тот простой факт, что 52% ошибок совершаются под влиянием родного языка, а 44% кроются внутри изучаемого. Раньше следили за правильностью речи, а теперь стремятся повышать её содержательность. Важен смысл передаваемой информации, то есть коммуникативный уровень, потому что в любом случае конечная цель общения – быть понятым. Лингвосоциокультурный метод объединяет языковые структуры (грамматику, лексику и т. д.) с внеязыковыми факторами. Цель изучения языка с помощью данного метода облегчит понимание собеседника.
Анализ мониторинговой информации показывает, что в нашей стране используется повсеместно признанный в мире "коммуникативный метод", который занимает первое место среди наиболее активно используемых методов изучения иностранных языков. Основы этого метода подходят для изучения любого иностранного языка.
Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. Многочисленные игровые элементы в преподавании, работа в парах, в тройках, участие в дискуссиях на интересующие обучающимся темы – всё это позволяет учителю учесть индивидуальные особенности ребят, сделать занятия творческими и увлекательными. Традиционную методику обучения иностранным языкам сейчас принято ругать, но несмотря на преобладание коммуникативного метода, традиционная методика не утеряла свои позиции.
На данный момент становится популярна интенсивная методика обучения английскому. Изучать иностранный язык интенсивно по шаблонам «клише». Запоминая и отрабатывая определённый круг "устойчивых выражений", можно объясниться и понять собеседника. Основные учебные приёмы – это диалогическое общение и тренинги.Однако выучить иностранный язык даже на самом простом уровне "за две недели" сложно, а вот за 2 – 3 месяца – гораздо реальнее.
Методика Шехтера предполагает свободное языковое общение учитель с обучающимися с первого занятия. Учащиеся выбирают себе второе имя, привычное для носителя изучаемого языка.Суть метода в том, что фразы и конструкции запоминаются естественно. Грамматические курсы служат мостами-связками между ступенями обучения. Предполагается, что после первого этапа ученик не потеряется в стране изучаемого языка, после второго – не заблудится в грамматике собственного монолога, а после третьего сможет быть полноправным участником любого разговора. Недостаток данного метода в том, что обучение можно начинать только в возрасте от 16 лет.
Метод чтения Ильи Франка – это особенный способ адаптации текста, который способствует пассивному освоению языка и который можно использовать как поддержку, дополнение к коммуникативным занятиям, а также при самостоятельном освоении языка.
В связи с наличием огромного числа методов и методик преподавания и изучения иностранных языков учителю необходимо иметь критерии выбора той методики или курса, которые более всего подходят тому или иному классу и уровню знаний обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.