«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Оценка 4.9

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Оценка 4.9
Документация +4
docx
воспитательная работа +1
Детсад
12.01.2023
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Здоровье-сберегающие технологии в ДОУ.docx

 

    «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

 

 

 

 

 

Цель здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании:

 

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

 

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

 

 

 

 

 

 

 

Виды здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании

 

 · медико-профилактические;

 · физкультурно-оздоровительные;

 · технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 ·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

 · валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

  Медицинские здоровье-сберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

 

•   технологии профилактики заболеваний,

• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

•   коррекция возникающих функциональных отклонений,

• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

•   реабилитация соматического состояния здоровья,

•  противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

•   санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

 

 

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

·      закаливание КГН;

·      беседы по валеологии;

·      спортивные праздники;

·      спортивные развлечения и досуги;

·      недели здоровья;

·      соревнования;

·      прогулки-походы.

 

Технологии здоровье-сбережения и здоровье-обогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

 

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

·      Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

·      Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

·      Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

·      Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

 

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

 

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

·      Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

·      Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

·      Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

·      Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

 

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

 ·        приобщение детей к физической культуре

 ·        использование развивающих форм оздоровительной работы.

 

 В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

 

 Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

 

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Современные здоровье-сберегающие педагогические технологии

 

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

 

Время проведения в режиме дня

 

Особенности методики проведения

 

Ответственный

 

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста    

 

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка   

 

 Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ

 

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Педагоги ДОУ

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

 

 

 

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Релаксация       

 

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

 

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др

Для всех возрастных групп  

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса    

 

Все педагоги ДОУ

 

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) 

 

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Все педагоги ДОУ, логопед

 

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

 

Все педагоги ДОУ

Гимнастика дыхательная     

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. 

 

 

 

 

 

 

 

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.    

Педагоги ДОУ

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

 

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

 

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

 

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)    

 

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Психолог, педагоги ДОУ

 

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста       

 

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Психолог, педагоги ДОУ

 

Занятия из серии «Здоровье»        

 

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста    

 

 

 

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития        

 

Педагоги ДОУ

Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

 

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму     

 

 

 

 

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

 

 

Коррекционные технологии

 

Технологии музыкального воздействия      

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка  

Педагоги ДОУ, психолог

Технологии коррекции поведения

 

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста    

 

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

 

Педагоги ДОУ, психолог

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Педагоги ДОУ, психолог

 

 

Этапы  внедрения здоровье-сберегающих технологий

 

·       Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их    валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

·       Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

·       Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

·       Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

·       Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

·       Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

 

 

 

 

 

Система здоровье-сбережения в ДОУ:

·      различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

·      комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

·      физкультурные занятия всех типов;

·      оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

·      организация рационального питания;

·      медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

·      соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

·      комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровье-сбережению в ДОУ

 

·      Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

·      Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

·      Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

·      Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей;

·      Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

·      Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

·      Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

 

 

 

Результаты внедрения здоровье-сберегающих

технологий в ДОУ

 

1.Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

2.Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3.Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5.Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

Десять золотых правил здоровье-сбережения:

 

·    Соблюдайте режим дня!

·    Обращайте больше внимания на питание!

·    Больше двигайтесь!

·    Спите в прохладной комнате!

·    Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

·    Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

·    Гоните прочь уныние и хандру!

·    Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

·    Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

·    Желайте себе и окружающим только добра!

 

 


 

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с

Цель здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании:

Цель здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании:

Виды здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании · медико-профилактические; · физкультурно-оздоровительные; · технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; ·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; · валеологического просвещения…

Виды здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании · медико-профилактические; · физкультурно-оздоровительные; · технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; ·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; · валеологического просвещения…

Медицинские здоровье-сберегающие технологии в

Медицинские здоровье-сберегающие технологии в

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: · закаливание

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: · закаливание

Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в

Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей

ДОУ и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни

ДОУ и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни

Современные здоровье-сберегающие педагогические технологии

Современные здоровье-сберегающие педагогические технологии

Релаксация В любом подходящем помещении

Релаксация В любом подходящем помещении

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие…

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие…

Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин

Система здоровье-сбережения в ДОУ: · различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); · комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам…

Система здоровье-сбережения в ДОУ: · различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); · комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам…

Направления работы по здоровье-сбережению в

Направления работы по здоровье-сбережению в

Результаты внедрения здоровье-сберегающих технологий в

Результаты внедрения здоровье-сберегающих технологий в

Десять золотых правил здоровье-сбережения: ·

Десять золотых правил здоровье-сбережения: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023