Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Оценка 5
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
11 кл
20.06.2018
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психология спорта - тема обширная и новая для нашего коллектива, так как академия существует только пятый год. В рамках психологического просвещения я использую лектории, которые одинаково полезны, как для педагогов, так и для родителей воспитанников, обучающихся в нашей академии и в, первую очередь, для тренеров - преподавателей по футболу.Современные исследования личности спортсмена для 11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психология спорта - тема обширная и новая для нашего коллектива, так как академия существует только пятый год. В рамках психологического просвещения я использую лектории, которые одинаково полезны, как для педагогов, так и для родителей воспитанников, обучающихся в нашей академии и в, первую очередь, для тренеров - преподавателей по футболу.
псих 8.doc
«СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
СПОРТСМЕНА»
Футбол – всеми любимый, имеющий богатейшие традиции в российской
и мировой истории вид спорта – отличается, в первую очередь, тем, что
является наиболее доступным для любого возраста. Признанная во всем мире
игра № 1 позволяет максимально гармонично сочетать коллективизм и
демонстрацию индивидуальных качеств игроков. Положительное влияние
футбола на различные стороны жизни практически всех возрастных групп и
категорий населения, вне зависимости от политических, религиозных и
культурных различий, не вызывает сомнений. Футбол – это один из наиболее
эффективных способов привлечения граждан, прежде всего, детей и
молодежи к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу
жизни. Именно поэтому были созданы спортивные интернаты. В этих
заведениях полузакрытого типа ничто не отвлекает юных спортсменов
от подготовки к достижениям. Но каковы отличительные черты спортсмена?
Какие требования к личности предъявляет современный спорт?
В своей статье я бы хотела рассмотреть некоторые черты личности
спортсменов.
Агрессивность. До сих пор нет четкого определения понятия «агрессия».
Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для
обозначения и насильственных захватнических действий.
Агрессия (и агрессоры) вообще оцениваются резко отрицательно как
выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В основном под
агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия»
объединяются различные по форме и результатам акты поведения от таких,
как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы
поведения до бандитизма и убийств В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного
поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость»,
«злобность», «жестокость».
Но…во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается
непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой
физической агрессии просто необходимы.
Уолтер Кролл (1968) выделил группу сходных личностных черт у
спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта,
в которых
имеют место проявления физической агрессивности. Он
установил, что у спортсменов этих двух групп были сходные профили
личности по
16факторному тесту Кэттела,
хотя собственно
агрессивность или агрессивные тенденции специально не исследовались.
Более того, Кролл установил, что виды спорта, которые явно агрессивны по
своей природе, могут привлекать индивидов с различной личностной
структурой.
Джонсон, Хаттон и Джонсон провели обследование 12 спортсменов,
которых они классифицировали, как «выдающихся». Среди выделенных черт
личности они обнаружили чрезвычайно высокую агрессивность.
Флетчер и Доуэлл также обнаружили в своих исследованиях, что
школьники – спортсмены обладают более выраженными агрессивными
тенденциями, чем неспортсмены.
Исследователи из ТельАвивского университета получили статистические
доказательства влияния спорта не только на здоровье, но и на эмоциональное
состояние и поведение подростков.
Исследователь Керен Шафар из Школы социальной работы Боба
Шапелла при Тельавивском университете под руководством профессоров Тамми Ронена и Майкла Розенбаума изучил 649 детей из малообеспеченных
семей. Оказалось, что постоянные занятия определенными видами спорта
помогли им улучшить самоконтроль, дисциплину и снизить агрессивность.
Результаты показали, что занятия спортом более эффективны для
снижения агрессии, чем сеансы терапии, которая поощряет детей
контролировать свое поведение, сдерживать свои негативные эмоции, а не
избавляться от них.
Исследователи проанализировали 24недельную программу занятий
спортом в 25 школах Израиля. Половина подростков, которые не участвовали
в программе, составили контрольную группу. Остальные школьники
регулярно занимались различными видами спорта 5 часов в неделю.
После 24 недель ученые сравнили результаты анкетирования детей до и
после прохождения программы.
Результаты показали улучшение
самоконтроля, навыков решения проблем и снижение агрессивности.
Возможно, снижение агрессивности у подростков объясняется тем, что
занятия спортом увлекают и мотивируют их.
Также следует осознать, что ни одно исследование и ни один вид
исследований не может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном
поведении у подростков. Габеляйн (Gaebelein, 1981) полагает, что
исследователь должен обдумать "применение нескольких различных
стратегий исследования для подтверждения [своих] предположений". Во
многих случаях мощными детерминантами агрессивности могут являться
некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессаторов те
личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые
остаются неизменными в независимости от ситуации.
Стремление к достижению. Обзор исследований по этой теме не
подтвердил предположения о том, что у спортсменов более выражено стремление к высоким достижениям. Так, например, Мэйерс и Омнахт (1963) не
обнаружили существенных различий в стремлении к достижению у
спортсменов и неспортсменов.
Возможно, это связано с тем, что полученные показатели основаны на
измерениях, учитывающих наличие или отсутствие лишь общих тенденций к
достижению, а не стремления к высоким спортивным результатам. Когда эти
измерения будут модифицированы таким образом, чтобы конкретно
установить, как испытуемые относятся к достижению успехов в спорте и в
других видах деятельности, требующих физических усилий, то скорее всего
окажется, что спортсмены высокого класса обладают большим стремлением
к достижению, чем спортсмены более низкой квалификации и неспортсмены.
Однако с помощью существующих бланковых личностных тестов трудно пока
определить степень выраженности этой черты у различных групп спортсменов.
Результаты нескольких исследований, проведенных в ФРГ, свидетельствуют о
том, что у членов большинства успешно выступающих спортивных команд раз
личный уровень потребностей в достижении. У одних это качество выражено
сильнее, у других слабее. Очевидно, что в таких спортивных командах
наблюдается меньше конфликтных ситуаций, чем в группе с одинаково
высокой потребностью в достижении у всех ее членов.
Экстраверси и интроверсия. Обычно у спортсменов высокого класса,
особенно при обследовании достаточно больших выборок, отмечается
выраженная тенденция к экстраверсии. Однако пока неизвестно, что является
причиной этой «открытости, ориентации на внешний мир». Возникает ли она от
общей уверенности спортсмена в себе, формирующейся у него благодаря
выдающимся физическим данным и высоким результатам, которые он по
казывает, либо это врожденное качество? Тем не менее, имеется достаточное количество экспериментальных данных,
свидетельствующих о выраженной общей экстраверсии у спортсменов различ
ных видов спорта.
Но картина опятьтаки не так проста, как может показаться на первый
взгляд, В 1966 году Уарбэртон и Кэйн, например, обнаружили у лучших
спортсменов мирового класса некоторую тенденцию к интроверсии. Было
высказано предположение, что в соревнованиях самого высокого уровня
стрессорные воздействия среды, повидимому, становятся настолько
велики, что некоторая интровертированность помогает спортсмену
сохранить самообладание и лучше выдержать эти дополнительные
нагрузки.
Такие черты, как общительность и замкнутость, тоже влияют на то, как
будет реагировать индивид на похвалу или порицание. На интроверта будут
лучше действовать порицания, нежели похвала. Экстраверту же, наоборот,
может понадобиться различная поддержка и помощь со стороны других.
Неясно также, какого рода проблемы и конфликты могут возникнуть у
спортсмена и тренера, если по этой личностной характеристике они
существенно отличаются друг от друга. Однако известно, что люди обычно
быстрее сходятся и охотнее общаются с себе подобными людьми. Поэтому,
если вдруг у тренера возникнут какиелибо трудности при работе с кемто из
его воспитанников, то, прежде чем терять терпение или проявлять
недовольство, ему следует сначала обратиться к особенностям своего
характера, а затем посмотреть, насколько велики различия в личностных
установках спортсмена и его самого. Список литературы
1. Агрессия детей и подростков /Под ред. Н.М.Плотниковой . Спб.,2004
2. Бандура А. УолтерР Подростковая агрессия. М.,:Апрельпресс, 2000
3. Баев, М.Н. Целенаправленное совершенствование подготовленности
спортсменов в играх и единоборствах / М.Н. Баев, А.А. Гераськин // Тезисы
докладов 13й научнопрактической конференции по психологии физического
воспитания и спорта (2122 октября 1992 г.). М.: ЦНИИС, 1992. С. 30
4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.:
Изд. центр "Академия", 2000. 288 с.
5. Гавриленко, В.А. Психологическая характеристика борьбы / В.А.
Гавриленко. М.: ГЦОЛИФК, 1979. 23 с.
6. Лозовая, Г.В. Методика изучения успешности профессиональной
деятельности / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической
деятельности: Материалы межвузовской научной конференции. СПб.:
СПбГАФК, 2003. С. 5860.
7. Лозовая, Г.В. Методика изучения удовлетворённости спортивной
деятельностью / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической
деятельности: Материалы 31й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф.
Лесгафта. СПб.: СПбГАФК, 2004. С. 104107.
8. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997
9. Психология спорта: Хрестоматия / Сост.ред. А.Е. Тарас / М: АСТ; Мн.:
Харвест, 2007. 10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:
Учебное пособие / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
11. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М.: Флинта, 2003. 96
с.
12. Семенов Л.М. Психологический особенности агрессивного поведения и
условия его коррекции. М.,:Флинта, 1998
Интернет – ресурсы:
1. http://www.fizkultura.ru
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.