Современные исследования личности спортсмена для 11 класса.

  • Работа в классе
  • doc
  • 20.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные исследования личности спортсмена для 11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психология спорта - тема обширная и новая для нашего коллектива, так как академия существует только пятый год. В рамках психологического просвещения я использую лектории, которые одинаково полезны, как для педагогов, так и для родителей воспитанников, обучающихся в нашей академии и в, первую очередь, для тренеров - преподавателей по футболу.Современные исследования личности спортсмена для 11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психология спорта - тема обширная и новая для нашего коллектива, так как академия существует только пятый год. В рамках психологического просвещения я использую лектории, которые одинаково полезны, как для педагогов, так и для родителей воспитанников, обучающихся в нашей академии и в, первую очередь, для тренеров - преподавателей по футболу.
Иконка файла материала псих 8.doc
«СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА» Футбол – всеми любимый, имеющий богатейшие традиции в российской и   мировой   истории   вид   спорта   –   отличается,   в   первую   очередь,   тем,   что является наиболее доступным для любого возраста. Признанная во всем мире игра   №   1   позволяет   максимально   гармонично   сочетать   коллективизм   и демонстрацию   индивидуальных   качеств   игроков.   Положительное   влияние футбола на различные стороны жизни практически всех возрастных групп и категорий   населения,   вне   зависимости   от   политических,   религиозных   и культурных различий, не вызывает сомнений. Футбол – это один из наиболее эффективных   способов   привлечения   граждан,   прежде   всего,   детей   и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.   Именно   поэтому  были   созданы спортивные   интернаты.   В этих заведениях   полузакрытого   типа   ничто   не отвлекает   юных   спортсменов от подготовки к достижениям.  Но каковы отличительные черты спортсмена? Какие требования к личности предъявляет современный спорт?  В   своей   статье   я   бы   хотела   рассмотреть   некоторые   черты   личности спортсменов.  Агрессивность.  До   сих  пор   нет  четкого   определения  понятия  «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения и насильственных захватнических действий.             Агрессия (и агрессоры) вообще оцениваются резко отрицательно как выражение   антигуманизма,   насилия,   культа   грубой   силы.   В   основном   под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения ­ от таких, как   злые   шутки,   сплетни,   враждебные   фантазии,   деструктивные   формы поведения до бандитизма и убийствВ подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения,   определяемого   в   терминах   «задиристость»,   «драчливость», «злобность», «жестокость».                           Но…во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный   физический   контакт,   различные   формы   контролируемой физической агрессии просто необходимы.  Уолтер   Кролл   (1968)   выделил   группу   сходных   личностных   черт   у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, в   которых     имеют   место   проявления   физической   агрессивности.   Он установил,   что   у   спортсменов   этих   двух   групп   были   сходные   профили личности   по  16­факторному   тесту   Кэттела,  хотя   собственно агрессивность   или   агрессивные   тенденции   специально   не   исследовались. Более того, Кролл установил, что виды спорта, которые явно агрессивны по своей   природе,   могут   привлекать   индивидов   с   различной   личностной структурой.                        Джонсон, Хаттон и Джонсон провели обследование 12 спортсменов, которых они классифицировали, как «выдающихся». Среди выделенных черт личности они обнаружили чрезвычайно высокую агрессивность.                 Флетчер и Доуэлл также обнаружили в своих исследованиях, что школьники   –   спортсмены   обладают   более   выраженными   агрессивными тенденциями, чем неспортсмены.  Исследователи   из   Тель­Авивского   университета   получили   статистические доказательства влияния спорта не только на здоровье, но и на эмоциональное состояние и поведение подростков.                     Исследователь Керен Шафар из Школы социальной работы Боба Шапелла   при   Тель­авивском   университете   под   руководством   профессоровТамми Ронена и Майкла Розенбаума изучил 649 детей из малообеспеченных семей.   Оказалось,   что   постоянные   занятия   определенными   видами   спорта помогли им улучшить самоконтроль, дисциплину и снизить агрессивность.                       Результаты показали, что занятия спортом более эффективны для снижения   агрессии,   чем   сеансы   терапии,   которая   поощряет   детей контролировать   свое  поведение,  сдерживать   свои   негативные   эмоции,  а  не избавляться от них.                Исследователи проанализировали 24­недельную программу занятий спортом в 25 школах Израиля. Половина подростков, которые не участвовали в   программе,   составили   контрольную   группу.   Остальные   школьники регулярно занимались различными видами спорта 5 часов в неделю.  После   24   недель   ученые   сравнили   результаты   анкетирования   детей   до   и после   прохождения   программы.   Результаты   показали   улучшение самоконтроля,   навыков   решения   проблем   и   снижение   агрессивности. Возможно,   снижение   агрессивности   у   подростков   объясняется   тем,   что занятия спортом увлекают и мотивируют их.  Также   следует   осознать,   что   ни   одно   исследование   и   ни   один   вид исследований   не   может   дать   ответа   на   все   наши   вопросы   об   агрессивном поведении   у   подростков.   Габеляйн   (Gaebelein,   1981)   полагает,   что исследователь   должен   обдумать   "применение   нескольких   различных стратегий   исследования   для   подтверждения   [своих]   предположений".   Во многих   случаях   мощными   детерминантами   агрессивности   могут   являться некоторые   устойчивые   характеристики   потенциальных   агрессаторов   ­   те личностные   черты,   индивидуальные   установки   и   склонности,   которые остаются неизменными в независимости от ситуации.  Стремление   к   достижению.  Обзор   исследований   по   этой   теме   не подтвердил  предположения   о   том,   что   у   спортсменов   более   выраженостремление к высоким достижениям. Так, например, Мэйерс и Омнахт (1963) не обнаружили   существенных   различий   в   стремлении   к   достижению   у спортсменов и неспортсменов. Возможно,   это   связано   с   тем,   что   полученные   показатели   основаны   на измерениях, учитывающих наличие или отсутствие лишь общих тенденций к достижению, а не стремления к высоким спортивным результатам. Когда эти измерения   будут   модифицированы   таким   образом,   чтобы   конкретно установить, как  испытуемые относятся к достижению успехов в спорте  и в других видах деятельности, требующих физических усилий, то скорее всего окажется, что спортсмены высокого класса обладают большим стремлением к достижению, чем спортсмены более низкой квалификации и неспортсмены. Однако с помощью существующих бланковых личностных тестов трудно пока определить степень выраженности этой черты у различных групп спортсменов.  Результаты нескольких исследований, проведенных в ФРГ, свидетельствуют о том, что у членов большинства успешно выступающих спортивных команд раз­ личный уровень потребностей в достижении. У одних  это качество выражено сильнее,   у   других   слабее.   Очевидно,   что   в   таких   спортивных   командах наблюдается  меньше   конфликтных   ситуаций,   чем   в   группе   с   одинаково высокой потребностью в достижении у всех ее членов. Экстраверси   и   интроверсия.  Обычно   у   спортсменов   высокого   класса, особенно  при   обследовании   достаточно   больших   выборок,   отмечается выраженная тенденция к экстраверсии. Однако пока неизвестно, что является причиной этой «открытости, ориентации на внешний мир». Возникает ли она от общей   уверенности   спортсмена   в   себе,   формирующейся   у   него   благодаря выдающимся   физическим   данным   и   высоким   результатам,   которые   он   по­ казывает, либо это врожденное качество?Тем не менее, имеется достаточное количество экспериментальных данных, свидетельствующих о выраженной общей экстраверсии у спортсменов различ­ ных видов спорта.  Но картина опять­таки не так проста, как может показаться на первый взгляд, В 1966 году Уарбэртон и  Кэйн, например, обнаружили у лучших спортсменов  мирового класса некоторую тенденцию к интроверсии.  Было высказано   предположение,   что   в   соревнованиях  самого   высокого   уровня стрессорные   воздействия   среды,   по­видимому,   становятся   настолько велики,   что  некоторая   интровертированность   помогает   спортсмену сохранить   самообладание   и   лучше   выдержать   эти  дополнительные нагрузки. Такие черты, как общительность и замкнутость, тоже влияют на то, как будет реагировать индивид на похвалу или порицание. На интроверта будут лучше  действовать порицания, нежели похвала. Экстраверту же, наоборот, может понадобиться различная поддержка и помощь со стороны других. Неясно также, какого рода проблемы и конфликты могут возникнуть у спортсмена   и   тренера,   если   по  этой   личностной   характеристике   они существенно отличаются друг от друга. Однако известно, что люди  обычно быстрее сходятся и охотнее общаются с себе подобными людьми. Поэтому, если вдруг у тренера возникнут какие­либо трудности при работе с кем­то из его   воспитанников,   то,   прежде   чем   терять   терпение  или   проявлять недовольство,   ему   следует   сначала   обратиться   к   особенностям   своего характера, а затем посмотреть,   насколько   велики   различия   в   личностных установках спортсмена и его самого.Список литературы 1. Агрессия  детей и подростков /Под ред. Н.М.Плотниковой ­ . Спб.,2004 2. Бандура А. УолтерР Подростковая агрессия. ­ М.,:Апрель­пресс, 2000 3.  Баев,   М.Н.   Целенаправленное   совершенствование   подготовленности спортсменов в играх и единоборствах / М.Н. Баев, А.А. Гераськин // Тезисы докладов 13­й научно­практической конференции по психологии физического воспитания и спорта (21­22 октября 1992 г.). ­ М.: ЦНИИС, 1992. ­ С. 30 4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. ­ М.: Изд. центр "Академия", 2000. ­ 288 с. 5.   Гавриленко,   В.А.   Психологическая   характеристика   борьбы   /   В.А. Гавриленко. ­ М.: ГЦОЛИФК, 1979. ­ 23 с. 6.   Лозовая,   Г.В.   Методика   изучения   успешности   профессиональной деятельности   /   Г.В.   Лозовая   //   Психологические   основы   педагогической деятельности:   Материалы   межвузовской   научной   конференции.   ­   СПб.: СПбГАФК, 2003. ­ С. 58­60. 7.   Лозовая,   Г.В.   Методика   изучения   удовлетворённости   спортивной деятельностью   /   Г.В.   Лозовая   //   Психологические   основы   педагогической деятельности:  Материалы  31­й  научной  конференции  СПб  ГАФК  им. П.Ф. Лесгафта. ­ СПб.: СПбГАФК, 2004. ­ С. 104­107.  8. Паренс Г. Агрессия наших детей. ­ М., 1997 9. Психология спорта: Хрестоматия / Сост.­ред. А.Е. Тарас / ­ М: АСТ; Мн.: Харвест, 2007.10.  Рогов, Е.И. Настольная  книга  практического  психолога   в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. ­ М.: ВЛАДОС, 1996. ­ 529 с. 11.   Семенюк,   Л.М.   Психологические   особенности   агрессивного   поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. ­ М.: Флинта, 2003. ­ 96 с. 12.  Семенов Л.М. Психологический особенности   агрессивного поведения и условия  его коррекции. ­ М.,:Флинта, 1998 Интернет – ресурсы: 1. http://www.fizkult­ura.ru