Современные образовательные технологии
Оценка 4.9

Современные образовательные технологии

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации
1 кл—4 кл
15.07.2019
Современные образовательные технологии
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных технологий.
Современные образовательные технологии.docx
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)             В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные  изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у  школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в  результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем  индивидуально­ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних  особенно актуальными.            Что же такое технология?           Как пишет В. А. Сластенин,  технология – это совокупность и последовательность  методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить  продукцию с заданными параметрами. Г. М. Коджаспирова дает понятие  образовательной технологии – это система способов,  приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач  воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность  представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и  процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы  действий, обеспечивающих гарантированный результат. У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на  накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе  используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать  качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю  репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на  выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы  на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса,  академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В  школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые  применяются в учебном процессе.  В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными  становятся технологии:  Информационно – коммуникационная технология; которой отводится  большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею  пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать  со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что  в информационном обществе он перестает быть единственным носителем  знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше,  чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль  проводника в мире информации.   Технология развития критического мышления  Проектная технология  Технология развивающего обучения  Здоровьесберегающие технологии    Игровые технологии  Модульная технология  Технология мастерских   Технология интегрированного обучения  Педагогика сотрудничества.   Технологии уровневой дифференциации    Традиционные технологии (классно­урочная система)  Групповые технологии.   Кейс – технология Расскажу о некоторых из них. 1). Информационные и коммуникационные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с  потребностями и возможностями информационного общества. Образовательная деятельность на основе ИКТ:      открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом. В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:  формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и  сортировки, упорядочивания и хранения;  освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных  инструментов деятельности, приобретения навыков работы  с общепользовательскими инструментами(прежде всего, с текстовым  редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами);  различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами  коммуникации (прежде всего, с Интернетом). Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед  традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным  для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение  знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.         Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд  педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке  освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее  заготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные  технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.   Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.  Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации,  звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют  возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных  материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений,  процессов и взаимосвязей между объектами. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. 2). Технология развития критического мышления.  Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип  мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.  Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза,  ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути  – некоторая тавтология, синоним качественного мышления Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с  различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы  учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к  самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и  индивидуальную работу на уроке.          Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что  нового он открыл для себя. Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла  (осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний,  возможность проанализировать свои мнения относительно какого­то вопроса. Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают  связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа  непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.). Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания  и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане  прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы. Основные методические приемы развития критического мышления 1.           Прием «Кластер» 2.            Таблица 3.           Учебно­ мозговой штурм 4.           Интеллектуальная разминка 5.           Зигзаг, зигзаг ­2 6.            Прием «Инсерт» 7.           Эссе 8.           Приём «Корзина идей» 9.           Приём «Составление синквейнов»  10.       Метод контрольных вопросов 11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 12.       Круги по воде 13.       Ролевой проект 14.       Да ­ нет 15.       Приём «Чтение с остановками»  16.       Приём « Взаимоопрос» 17.       Приём «Перепутанные логические цепочки» 18.       Приём « Перекрёстная дискуссия» 3). Проектная технология.    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще  в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался  он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными  американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х.  Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в  приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого  необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для  решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые  еще предстоит приобрести.    Цель технологии ­ стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,  предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,  предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные  знания. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь   в 1980­х – 90­х годах, в связи с реформированием школьного образования,  демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм  познавательной деятельности школьников. Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и  направляющей функции учителя: замысел­реализация­продукт; а также прохождение  следующих этапов деятельности: 1. Принятие  решения о выполнении какой­либо деятельности (подготовка к каким­ либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.). 2. Формулирование цели и задач деятельности. 3. Составление плана и программы. 4. Выполнение плана. 5. Презентация готового продукта. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –  Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие  материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный  продукт!           Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение  выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини­исследований,  предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не  полный список примеров проектной деятельности в начальной школе. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие  способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному  самоопределению.  4). Технология развивающего обучения.      Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие  принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.      Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся,  делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это,  наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в  промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.         Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50­х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,  которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и  активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и  происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и  развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя  самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе  которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются  способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое  мышление и другие личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда  предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным  возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации,  снять возникшее противоречие.    В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические  задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию.  Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать  проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная  ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология  проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при  непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее  решения, т. е.  строят гипотезу,  намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,  аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их  результаты, рассуждают, доказывают.           По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение  осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично­поисковой  деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая  познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении :  сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему,  учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления,  заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы  соучастниками научного поиска. В условиях частично­поисковой деятельности работа в  основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих  обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные  части проблемы.          Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и  отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению  учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого  уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному  добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к  учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. 5). Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в  школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу  жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни. Организация учебной деятельности с учетомосновных          требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: ∙ соблюдение санитарно ­ гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный  тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; ∙ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу)  должно составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ∙ четкая организация учебного труда; ∙ строгая дозировка учебной нагрузки; ∙ смена видов деятельности; ∙ обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися  (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ∙ место и длительность применения ТСО; ∙ включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию,  самооценке учащихся; ∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся; ∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; ∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; ∙ благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки; ∙ профилактика стрессов:  работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый”  ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию  различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ; ∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках; ∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников:,  предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического  климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья  школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости  детей, уровня тревожности. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять  различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками,  определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение  самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты  в обучении.  6). Игровые технологии.    Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем,  насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и  индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого­педагогическое изучение  школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных  вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его  собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности,  своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой  формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные  процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка,  способность к сотрудничеству и пр.).      В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для  современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым  технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном  процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой  «Профилактика школьных трудностей у детей».         Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в  меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не  использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается  занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для  школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение  знаний становится более качественным и прочным.        В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —  наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического  результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются  учебно­познавательной направленностью.       Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания  элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и  классификации педагогических игр.        В развивающих играх,  в этом заключается их главная особенность — удалось  объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень  важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда  ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.        Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность  восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,  особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают  игры с предметами и появляются неимитационные игры.        Результативность дидактических игр зависит, во­первых, от систематического их  использования, во­вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными  дидактическими упражнениями.        Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При  этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает  активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых  технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. По определению, игра ­ это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на  воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Классификация педагогических игр 1.     По области применения: —физические —интеллектуальные —трудовые —социальные —психологические 2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса: —обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие 3.     По игровой технологии: —предметные —сюжетные —ролевые —деловые —имитационные —драматизация 4.     По предметной области: —математические, химические, биологические, физические, экологические —музыкальные —трудовые —спортивные —экономически 5.     По игровой среде: —без предметов —с предметами —настольные —комнатные —уличные —компьютерные —телевизионные —циклические, со средствами передвижения Какие задачи решает использование такой формы обучения: —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. —Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. —Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. Обучение в        игре        позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели: §        стимулируется познавательная деятельность §        активизируется мыслительная деятельность §        самопроизвольно запоминаются сведения §        формируется ассоциативное запоминание §        усиливается мотивация к изучению предмета Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая  является профессиональной деятельностью, имеющей  Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить  следующее взаимообусловленные проблемы:  1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать  развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться  в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.  2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и  ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.  3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:   мне интересно то, чему меня учат;      •    мне интересен тот, кто меня учит;      •    мне интересно как меня учат.  Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного  процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в  учебный процесс различных видов деятельности учащихся.  4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими  технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации  образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их  мышление и уровень развития.

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2019