Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
10.02.2017
Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. В качестве исследований по изучению данной темы, мною рассматривается использование в школе одной из педагогических здоровьесберегающих технологий – мнемотехники.
Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного и воспитательного процесса в школе, рассматривается как возможность для создания условий, соответствующих естественному (природному, ненасильственному) развитию каждого ребенка в образовательной среде.
Мнемотехника — технология активно применяемая в психологии и определяемая как технология, использующая приемы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Валеологическое сопровождение создает условия, при которых потенциальные возможности мнемотехники позволяют применять ее как педагогическую технологию, сохраняющую здоровье учащихся школы, активизирующую резервные возможности детей.
Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.
Важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприема и интереса к уроку, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению
Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, который он должен принять, переработать и запомнить. Причём запомнить надолго. На помощь приходят приёмы учебного моделирования: кодирование и сжатие информации, т. е. сведение нужных понятий, формул, правил, способов проверки в единый образный алгоритм-модель.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразовании из символов в образы, например : домик- , солнце - , ёлочка-
3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда, и т. д.), - если дети сами умеют читать и писать. Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель как план пересказа. Закрепить изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Дети даже сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, я использую приём мнемотехники, ориентированный на наглядно- образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то. что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям. Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице. Всё очень просто и понятно детям Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания. Таким образом, с помощью схем-моделей - и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появилось желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни; расширился круг знаний об окружающем мире; активизировался словарный запас; дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классной аудиторией. Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.
Современные условия цивилизации требуют не столько изменения окружающей среды, сколько преобразования самого человека.
От школы зависит результат этих изменений. Только здесь закладываются не только знания, но и основы мировосприятия и миропонимания.
Учёные различных направлений убеждаются в необходимости соединения научных знаний с духовным потенциалом человека, соединения души и разума. Задача педагога в этих нелёгких условиях - найти необходимый баланс. Но одного желания мало. Хороший педагог (по Р. Штейнеру) должен не только хорошо знать свой предмет, но и знать особенности ребёнка, с которым он взаимодействует.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Данная технология имеет: теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного; формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. / Вопросы психологии № 4, 2002.
Васильев С.В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Дисс.к.п.н., СПб, 1999.
Горячев В. Здоровье категория педагогическая.// Народное образование № 9, 1999.
статья Анисимова Э.З..docx
Анисимова Эльвира Закиевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28»,
Современные образовательные технологии и принципы организации
образовательного процесса.
Использование современных образовательных технологий в практике является
обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного
развития обучающихся. В качестве исследований по изучению данной темы,
мною рассматривается использование в школе одной из педагогических
здоровьесберегающих технологий – мнемотехники.
Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом
сопровождении образовательного и воспитательного процесса в
школе,
рассматривается как возможность для создания условий, соответствующих
естественному (природному, ненасильственному) развитию каждого ребенка в
образовательной среде.
Мнемотехника — технология активно применяемая в психологии и
определяемая как технология, использующая приемы и способы, облегчающие
запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования искусственных
ассоциаций. Валеологическое сопровождение создает условия, при которых
потенциальные возможности мнемотехники позволяют применять ее как
педагогическую технологию, сохраняющую здоровье учащихся
школы,
активизирующую резервные возможности детей.
Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал
«легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без
ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности,
заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.
Важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприема и интереса к уроку, ибо
внутренние резервы мнемотехники уникальны (это и смена деятельности, и
эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и
доступность, и простота и пр.). Зерно успеха заключено в том, что
мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными,
другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания,
усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся
мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению
Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток
учебной информации, который он должен принять, переработать и запомнить.
Причём запомнить надолго.
На помощь приходят приёмы учебного
моделирования: кодирование и сжатие информации, т. е. сведение нужных
понятий, формул, правил, способов проверки в единый образный алгоритм
модель. Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов,
красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать
ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как
способствовать развитию эмоциональночувственной сферы ребенка, помочь ему
научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике
мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в
качестве дидактического материала – мнемотаблица.
,
и
например
: домик
,
развития
связными
солнце
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для закладывания
основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием
умственного
ребёнка.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме
мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной
речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки)
чёткими,
последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразовании из
символов в образы,
ёлочка
3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки
(рассказа) с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода
запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к
незначительной
взрослого.
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками символами;
учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и
буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда, и т. д.), если дети сами
умеют читать и писать. Самостоятельно, с помощью знаковсимволов, заполнять
схемумодель как план пересказа. Закрепить изученный материал путём
неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему
модель.
Дети даже сами с удовольствием придумывают свои собственные моделисхемы
и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать Но не все могут быстро
запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает
большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы
пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, я использую приём
мнемотехники, ориентированный на наглядно образное мышление детей. В
мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы,
некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то. что я считаю нужным, и так,
помощи чтобы нарисованное было понятно детям. Далее идёт заучивание стихотворения
по мнемотаблице. Всё очень просто и понятно детям Далее идёт заучивание
стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую
последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания. Таким
образом, с помощью схеммоделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих
результатов: у детей появилось желание пересказывать сказки как на занятии,
так и в повседневной жизни; расширился круг знаний об окружающем мире;
активизировался словарный запас; дети преодолели робость, застенчивость,
научились свободно держаться перед классной аудиторией. Считаю, чем раньше
мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод
мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь
показатель умственных способностей.
Современные условия цивилизации требуют не столько изменения
окружающей среды, сколько преобразования самого человека.
От школы зависит результат этих изменений. Только здесь закладываются не
только знания, но и основы мировосприятия и миропонимания.
Учёные различных направлений убеждаются в необходимости соединения
научных знаний с духовным потенциалом человека, соединения души и разума.
Задача педагога в этих нелёгких условиях найти необходимый баланс. Но
одного желания мало. Хороший педагог (по Р. Штейнеру) должен не только
хорошо знать свой предмет, но и знать особенности ребёнка, с которым он
взаимодействует.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные
образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды,
например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые
позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера
автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой.
Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым
удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль
некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Данная технология
теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и
имеет:
активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд
совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие
возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного;
формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в
памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие
способности детей, зрительную память.
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. /
Вопросы психологии № 4, 2002. Васильев С.В. Формирование валеологической культуры профессионально
педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений:
Дисс.к.п.н., СПб, 1999.
Горячев В. Здоровье категория педагогическая.// Народное образование № 9,
1999.
Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса.
Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса.
Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса.
Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.