Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств и детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным.
1.docx
Современные образовательные технологии в ДШИ
Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от
преподавателей школ искусств и детских музыкальных школ знания
инновационных педагогических технологий и владения современной техникой,
освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно
коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей
современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро
развивающимися информационными технологиями,
наиболее
обычные,
распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В
моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные
ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др.
документы, возможности Интернет. Интернеттехнологии активно внедряются в
сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой
деятельности педагогов и учащихся. Я использую их в своей работе для сбора,
анализа информации учащимися, знакомства с видео и аудиоматериалами и др.
Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом (даются
ссылки на конкретные, изученные мною сайты). Это создает эффект вовлечения в
современные мировые информационные процессы и таким образом стимулирует
интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и
необходимости собственной образованности. Основополагающим принципом своей
работы я считаю личностноориентированный подход в обучении и развитии детей.
Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре
внимания педагога. Личностноориентированное обучение предусматривает
дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития
учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада,
характера и темперамента. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно
владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие
задания, как: прослушивания с помощью Интернетресурсов изучаемого произведения в исполнении разных мастеровпрофессионалов, а также ровесников
– учащихся ДШИ; прослушивание звучания данного произведения в исполнении
других музыкальных инструментов, с последующей беседойсравнением; просмотр
портретов великих композиторов. Немаловажную роль играет заинтересованность
со стороны родителей. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернетресурсами
могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества
композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений,
учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию
творческой деятельности, начиная с малого. Связь музыки с другими видами
искусств, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть
представлена в совместном творчестве педагога и учащихся при подготовке
мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда,
соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к
живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным
сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его
творческую индивидуальность – задача педагогов ДШИ, решить которую
помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным
возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить
собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими
партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет
всегда успешной.
Большинство детей, обучающихся в нашей школе искусств, посещают
занятие с огромным желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в
концертной и конкурсной деятельности, они всей душей любят музыкальное
творчество, формирующее их внутренний мир.
Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во
время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов,
компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая
работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний
и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления
от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз
рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для
подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к
серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.
Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения
учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая
доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят
психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель
проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности,
к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно
другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным
произведением.
Я применяю в своей работе с детьми средства арттерапии,
здоровьесберегающие технологии. На занятиях использую такие упражнения как:
физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;
импровизационные упражнения как средство отображения настроения;
дыхательные упражнения;
игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие
самооценку;
упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления,
снятия стресса.
Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является
коллективное музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе
обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации
коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или
в сотрудничестве с педагогами по классу других инструментов. Наряду с
традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время появляются разнотембровые сочетания инструментов. Известные педагоги всегда
придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в
ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития
учащихся.
Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДШИ :
формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным
текстом с целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной
культуры.
подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью
сохранение традиций
совершенствования профессионального мастерства,
национальной музыкальной культуры.
В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:
умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными
группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождение;
умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и
руководителя ансамбля;
умение рассказать об исполняемом произведении;
умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;
использовать современные технологии для прослушивания и анализа
произведений в исполнении выдающихся музыкантов.
Реализации этих задач способствует включение в занятие современных
образовательных и информационных технологий. На начальном этапе детям очень
нравится играть в сопровождении оркестра, записанного на диске, простейшие
мелодии на 23 звуках. Богатое разнообразие тембров оркестра украшают занятия,
воспитывают чувство ритма, как на индивидуальных занятиях, так и в коллективе.
В нашей школе искусств, наряду с традиционными музыкальными
инструментами, стала звучать цифровая музыка – открылся класс синтезатора.
Синтезатор – довольно молодой, посвоему, уникальный современный
музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Наверняка, ктото считает, что
синтезатор – переносное, мобильное пианино, но, это далеко не так. С фортепиано
его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1
1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный,
многоплановый, многофункциональный инструмент. Использование возможностей
синтезатора обогащает звучание ансамбля. Учащиеся могут погрузиться мысленно
в эпоху Средневековья и Возрождения, играя в сопровождении лютни и клавесина.
Осознавать себя участником современного эстрадного концерта, играя мелодии в
сопровождении богатой ударной установки.
Современные педагогические технологии позволяют не только развивать
творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства
учащихся, но и позволяют проводить исследовательскую работу.
Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать педагог, а
остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Основой отношений
педагога и ребенка должна быть доверительность, строгость, обаяние,
требовательность, мягкое управление ребенком. Педагог должен подводить
ребенка к самопониманию, анализу своей деятельности. Ведь не зря Феликс
Аронович Фрадкин в своей статье выражал надежду, что «школе предстоит стать
гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и сотрудничеству
со всеми социальными институтами общества; она научится организовывать
педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности как ребенка, так
и общества, в котором он живет; она станет беречь интимность семейных
отношений и поймет, что педагог может объяснять, рекомендовать, советовать, но
никогда не навязывать родителям готовых решений...».
Литература:
1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация
учебновоспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.
Волгоград: Учитель, 2008.
2. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика.
– 1995. – № 2. – С. 79 – 83.
Современные образовательные технологии в ДШИ
Современные образовательные технологии в ДШИ
Современные образовательные технологии в ДШИ
Современные образовательные технологии в ДШИ
Современные образовательные технологии в ДШИ
Современные образовательные технологии в ДШИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.