«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Оценка 4.8

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
09.01.2019
«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
В своей статье рассказываю об использовании различных технологий ,которые способствуют повышению качества обучения :личностно-ориентированной технологии,технологии игрового обучения,технологии деятельностного подхода, технологии проблемного обучения,здоровье-сберегающие технологии,информационно-коммуникационные технологии ,обучение на основе «учебных ситуаций», технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения., создание ситуации успеха на уроке, является одним из направлений повышения качества образования
Современные технологии.docx
«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК  ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»  Алалжанова Р.Т.  учитель  начальных классов  КГУ «Средняя общеобразовательная школа­ лицей №38»  Восточно­Казахстанская область город Семей   Аннотация. В статье рассмотрены современные   педагогические технологии,   Ключевые слова: педагогические технологии, деятельностный подход.  Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации  образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования.          В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль  приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая  существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде,  повысить ее конкурентоспособность.  Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что­то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с  различными жизненными и профессиональными ситуациями. Образовательный  процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно  не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к  преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь  применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и  творческой деятельности.        Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей  способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию;  способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е.  развить у них личностно­значимые компетенции и интерес к учению,  активизировать самостоятельную познавательную деятельность и   научить:  учиться; знать; познавать; делать.     . Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных  инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на  открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом  нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В своей педагогической практике я использую различные технологии и  методики.Делаю упор на личностно­ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя  разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности . Эту технологию использую с целью повышения качества  обученности.  При этом ставлю перед собой следующие задачи:  ­ создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в своей работе, ­ стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения  задания без боязни допустить ошибку в работе,  ­ использовать дидактический материал, дающий возможность выбора  оптимального  решения,  ­поощрять стремления ученика находить свой способ работы, инициативу,  самостоятельность, избирательность, ­ оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и  процессу его достижения. На своих уроках я применяю технологии игрового обучения с целью развития у  школьников умений применять полученные знания в практической деятельности.  Использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной  деятельности. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» ­ как  ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление  быстро выполнять задание.       В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня  сложилась их классификация  по уровню деятельности учащихся. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.  С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.   В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В   этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру  подобную данной. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных  навыков, навыков правописания.  Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики  выполняют проверку чьей­то работы.  Игры, требующие от детей преобразующей и поисковойдеятельности.  Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать,  анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что  позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические,  воспитывающие, развивающие и социализирующие цели: ­ умения разрешать задачи­ситуации; ­ коммуникативные навыки социализации;  ­умения и навыки мировоззренческой ориентировки;  ­навыки адаптации к условиям среды;  ­знания и умения в учебно­познавательной, информационной, социально­трудовой сферах;  ­духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.  Главной задачей на сегодня является переход от пассивного усвоения готовых  знаний к самоорганизации, самореализации и самооценке. Эта задача решается  при широком использовании и внедрении в практику работы технологии  деятельностного подхода, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые  истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение. Выбор  деятельностного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические  технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также  здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным  потребностям личности, общества и государства.  Деятельностный подход подразумевает применение учителем базовых  технологий:  ­ технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;  ­ технологии, основанные на проблемном обучении;  ­ технологии, основанные на создании учебных ситуаций;  ­ технологии, основанные на реализации проектной деятельности. Уроки проблемно — деятельностного обучения способствуют тому, что все  учащиеся включены в учебную деятельность, каждый ребенок понимает, зачем он  делает, что он делает, как он делает и достиг ли он результата собственной  деятельности.  Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и  дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух  одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои  особенности, направленность и специфику поведения. Это все я учитываю при  отборе заданий для учащихся.Без оценивания работы ученика невозможен  никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его  отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся я предъявляю достаточно  серьезные требования.Я создаю ситуацию успеха на уроке, что является одним из  направлений повышения качества образования.В условиях этой технологии  ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на  выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.).  Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика.  Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить  принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере  своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать  программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить  познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика,  своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить  своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня  общеобразовательной подготовки.       Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они  актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового  знания, а сами его формируют.Такой прием позволяет детям самим подойти к  теме урока. Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью  которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся,  активизируется мышление. В эвристической беседе ставлю перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к  решению задачи. При частично поисковом методе учащиеся решают  поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно, но я оказываю им  помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях. Обучение на основе «учебных ситуаций». Обучение на уроке происходит в  учебных ситуациях, которые являются элементарными структурными единицами  урока, его первичными «клеточками». Учебная ситуация — это  дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых  для получения ограниченных, специфических результатов. Образовательная  задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  Структурная «единица» учебной деятельности – ее полный замкнутый цикл: дети  – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет  деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа –  планируемые результаты; учет возрастных особенностей.  Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:  ­ соревнования – командные и индивидуальные;  ­ сюжетные – «поиск сокровищ» …;  ­ ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …  Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной  деятельности: «Пишем книгу», «Готовим праздник», «Делаем подарки»,  «Сообщаем вам …».  Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: ­  эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов); ­ маркировка,  группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и ­ сравнение,  подведение под понятие; ­ проведение мини­исследований; ­ описание и оценка. Большое внимание я уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровье­сберегающие технологии. Результатами применения этих  технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика  заболеваний опорно­двигательной системы и органов зрения.  Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих передо мной.  Основными направлениями здоровье­сберегающей   программы    являются:пропаганда   здорового образа жизни и формирование здоровье­ сберегающего мышления;решение оздоровительных задач средствами физической культуры;использование  педагогических технологий, направленных на  улучшение физического и психического здоровья детей. С начальной школы у детей закладываются гигиенические знания, умения и  навыки, вырабатывается умение сидеть за партой, рационально использовать  время, разумно организовывать свой труд, учат умению управлять своими  эмоциями. Все это способствуетсозданию благоприятного психологического климата,  мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов  учебной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет  задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету,  их активность на протяжении всего урока.  С целью развития исследовательских умений, подготовки личности  информационного общества в течение последних лет я активно применяю  информационно­коммуникационные технологии – это необходимое условие  повышения качества учебно­воспитательного процесса.  Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования  информационно­коммуникационных технологий, то это позволит: организовать  деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития  самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по  предметам. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать  самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его  дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к  предмету, познавательную активность школьников. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам;использование готовых обучающих программ;  Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую самое простое,  доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый  учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность мне  самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей  конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы  добиться максимального учебного эффекта. Я  использую созданные мною презентации  на всех этапах урока. Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно  эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более  качественному усвоению знаний. Работая, над новым материалом я использую: схемы, для моделирования  учебного материала;таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание; Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют,  делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, то есть формируется  информационная компетентность. Презентации я также используя на утренней зарядке. Для двигательной  активности предлагаю учащимся слайды с анимационными рисунками. Ребята  повторяют движения.Практическую деятельность я осуществляю  через:самостоятельную работу;тесты.Плюсом этого вида деятельности является  оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом  пробелов сегодняшнего. Такой вид деятельности позволяет отработать,  полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения  материала. На уроке трудового обучения я показываю слайды с изображением поделок, а  также показываю последовательность изготовления поделки. Так как эти  картинки были перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку.  Для закрепления, полученных знаний, я использую слайд­шоу и видеофильмы. Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов, там можно  взять очень много информации для уроков: портреты писателей, фотографии для  уроков познания мира и литературного чтения, музыку, ауди­пособия, фильмы.  Это является ярким наглядным пособием и источником вдохновения. Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать  разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность  увеличить на уроке объем информации, позволяет воспитывать навыки  самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся. Использование информационно­коммуникационных технологий помогает и  реализовать личностно­ориентированный подход, учитывать особенности  детей,  уровня  их обученности, интересов и склонностей. Информационно­коммуникационные и проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных  часов,  внеклассных мероприятиях. Таким образом, применение информационных технологий: ­способствуют повышению интереса у учеников к обучению: ­позволяют наглядно представлять материал; ­интенсифицировать процесс объяснения нового материала; ­регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; ­повышать познавательную активность обучающихся. В заключении хочется сделать вывод, что не должно быть ни одного урока, на  котором использовалась бы только одна какая­либо технология. Урок,  приносящий удовлетворение учителю и радость познания детям – это урок, на  котором грамотно сочетаются разные виды педагогических технологий  взаимодополняющих друг друга. Использование деятельностного подхода на  уроках позволяет расширить диапазон результатов образования. К наиболее  значимым из них следует отнести: ­ повышение уверенности учащихся в  собственных силах, ­ более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и  творческих способностей. Таким образом, применение разнообразных  технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность  самореализации, создает условия для полноценного развития личности и  способности ориентироваться в потоке социальной информации. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.Чтобы повысить  качество образования следует: улучшать процессы преподавания и обучения;  использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно­ коммуникационный подход в процессе обучения. В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей  учащихся, используются объяснительно­иллюстративная, поисковая и  исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных  методов обучения. Они позволяют накапливать умения и навыки работы с  инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать  свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения  индивидуально или совместно друг с другом, с учителем с целью повышения  качества обученности.  И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил,  времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то,  что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!» Литература 1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогические технологии», М., «Педагогика»,  1989. 2. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// «Школьные технологии»  № 4 2004. 3. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные  технологии» № 4 2004. 4. Каунов А.М.   «Современные технологии и методы обучения». Волгоград.  ВГПУ «Перемена» 2008. 5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5  2003. 6. Назарова Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной  практике// «Педагогика» № 5 2001. 7. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии – путь к  творческому развитию педагога.// «Школьные технологии» № 3 2003. 8. Подласый И.П. Где помогут технологии? «Школьные технологии» № 3 2003. 9. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание  школьников» № 4 2002. 10. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании// «Школьные  технологии» № 4 2004.  11. Щуркова Н.Е. «Педагогическая технология» М., 2002.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ  ОБУЧАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019