СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СКОУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Оценка 4.9

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СКОУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Оценка 4.9
Научные работы
docx
история
9 кл
08.06.2017
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СКОУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Активные методы и приемы при изучении исторического материала, специфика организации проблемного обучения на уроках истории в специальном коррекционном образовательном учреждении для умственно отсталых обучающихся, примеры использования технологии личностно-ориентированного обучения, приемы повышения мотивации к изучению истории, рефлексия для детей с нарушением интеллекта.
Статья.docx

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СКОУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

 

Мишина Светлана Сергеевна,

учитель истории и обществознания,

ГБ(С)КОУ школа-интернат № 71 г. о .Самара,

sobolka_87@mail.ru

 

Активные методы и приемы при изучении исторического материала, специфика организации проблемного обучения на уроках истории в СКОУ для умственно отсталых обучающихся, примеры использования технологии личностно-ориентированного обучения, приемы повышения мотивации к изучению истории, рефлексия для детей с нарушением интеллекта.

 

Приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Однако не значит, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. Поэтому сегодня крайне актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?» А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».

В СКОУ для обучающихся с нарушением интеллекта решение данного вопроса затруднено психофизическими особенностями детей. Проблема учителя заключается не столько в том, чтобы подготовить интересный для учащихся и эффективный с точки зрения образовательных результатов урок, сколько в том, чтобы построить урок истории с применением той или иной образовательной технологии или использовать отдельные технологии обучения на уроке так, чтобы сохранить коррекционную направленность процесса обучения в целом и добиться не меньших результатов от «нового» урока, чем от традиционного комбинированного.

В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования: адаптация детей с ОВЗ к современной социокультурной среде; активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития обучающихся; интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения. В своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:

1. “3ернышки таланта” - из опыта работы по традиционному обучению. Овладение хронологией дается школьнику с умственной отсталостью далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с лентой времени и словарем терминов. Формы работы различны:

§    карточки (учитель показывает дату, дети называют событие);

§    хронологический диктант;

§    историческая цепочка (в цепочке цифр детям предлагается найти даты исторических событий или один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка);

§    «Узнай событие» (по карточке с наклеенными фрагментами исторической карты нужно рассказать о представленном историческом событии событии);

§    «Историческая путаница»;

§    «Найдите ошибки в тексте»;

§    историческая разминка (учитель называет термины, дети объясняют);

§    историческое домино;

§    историческое лото;

§    игра «4-ый лишний театр: трагедия, комедия, монархия»;

§    кроссворды;

§    задания на объяснение происхождения крылатых выражений.

Такие формы работы очень эффективны, т.к. развивают представления учащихся  о времени и помогают в усвоении хронологии, формируют  исторические понятия.

Обязательные моменты урока – это работа с исторической картой. Так как исторические события происходит не только во времени, но и в пространстве, поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте тех или иных исторических событий, объясняя детям, что территория как таковая является ареной всех исторических событий, а условия местности определяют ход событий. Для умственно отсталых детей работа с картой трудна для понимания, т.к. предполагает абстрактное  мышление, а оно в большей степени и нарушено, поэтому дополняется рассказом учителя, а также приемами знаково-символического моделирования событий (расстановкой солдатиков и танков «своих» и вражеских, например, при изучении битв ВОВ; схематическим рисунком на доске или блок-схемой хода исторических событий, например, при изучении темы «Невская битва» и др.)

2. Проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение предметными знаниями, конкретными учебными действиями. В СКОУ для умственно отсталых учащихся проблемное обучение как технология не используется, однако с целью активизации мыслительной деятельности учащихся создание проблемных ситуаций как прием вполне приемлем. На уроках истории я использую следующие методические приемы при создании проблемных ситуаций.

§    Эпиграф к уроку. Например, в 9 классе по теме «Русско-Японская война» предлагаю в качестве эпиграфа к уроку слова исторического деятеля В.Плеве «Чтобы удержать революцию, России нужна маленькая победоносная война». Учащиеся актуализируют имеющиеся знания и учатся высказывать свое собственное мнение, объяснять его. Если дети не могут ответить на вопросы сами, учитель оказывает направляющую помощь в виде наводящих вопросов: Что такое маленькая война? Что такое победоносная война? Почему короткая по времени и окончившаяся победой война поможет сдержать восстание народа против императора? Так, если  работать по технологии, пошагово отвечая на каждый из маленьких вопросов, ученики, даже умственно отсталые, сами выводят новые знания, устанавливают причинно-следственные связи, формулируют выводы. Учитель лишь умело организует их мысли в нужном направлении. Таким образом суть создания проблемной ситуации не в том, что у обучающихся возникают затруднения в понимании материала из-за умственного  недоразвития, а в том, что ребенок на самом деле не может ответить на заданный вопрос, потому что владеет информацией в недостаточном объеме и для ответа ему необходимо размышлять, рассуждать и выводить новые знания на основе имеющихся.

§   Проблемное изложение материала учителем. Знакомя с темой «Февральская революция 1917» даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

§   Проблемное задание. Его выполнение требует усвоения многих  фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты. Так при изучении темы «Февральская революция 1917 год» выполняем следующие задания: Почему «победила» Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию. Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.

3. Изучение нового материала на уроках истории часто провожу по технологии личностно-ориентированного обучения. Автор И.С.Якиманская предлагает изучение нового материала детьми самостоятельно методом дедукции – от общего к частному.  Безусловно, в СКОУ для УО обучающихся организация данного вида работы будет иметь свою специфику, но метод используем. Итак, тема урока «Русско-Японская война», значит, общее понятие – война. Чтобы вспомнить, что такое война, ученикам поочередно предлагаются 2 задания.

1. Три слова: восстание, революция, война. Нужно объяснить, что объединяет эти слова? Какое лишнее и почему? УО учащиеся в силу своих интеллектуальных особенностей не смогут не то чтобы сформулировать, даже вспомнить точные определения данных исторических понятий, но смысл этих слов они понимают, и отличительные признаки тоже смогут объяснить на отдельных примерах.  Поэтому задание предлагаю, но ответ не спрашиваю. Следом озвучиваю  второе задание, которое будет и заданием и помощью.

2. «Выберите из списка только те признаки, которые можно отнести к войне», и предлагаются слова. Дети читают вслух эти словосочетания и индивидуально в тетрадь выписывают.  Из правильно выбранных  словосочетаний можно сложить определение понятия «война». Это задание развивающего характера, потому что требует от ребенка выделить существенные признаки (т.е. метапредметный уровень) и предметный уровень, т.к. выполнение заданий требует от ребенка  ориентировки в истории как предмете.

4. Сигнальная карточка как средство невербального воздействия. На одной стороне карточки изображение губ человека, прикрытых указательным пальцем, что означает «Тишина в классе», с другой стороны – желтая лампочка, что означает «Предупреждаю». Для соблюдения дисциплины на уроке и привлечения внимания к себе использую изображение 1. Устанавливается тишина, начинаю, продолжаю урок. Если нужно сделать замечание – молча показываю изображение 2 и смотрю на ученика-нарушителя, но не называю ни имени, ни фамилии, не делаю замечание ему прилюдно.

5. Рефлексию в конце урока легко проводить с помощью приема «Кубик». На гранях кубика начало фразы: «Я научился», «Я понял», «У меня получилось», «Мне было трудно» и т.д. Каждый ученик бросает кубик и начинает оценивать себя со слов на выпавшей грани кубика.

6. Фишечная система оценивания. За каждый полный правильный ответ на уроке ученик получает фишку. 8-10 фишек – «5»; 5-7 фишек – «4»; 2-4 фишки – «3».

7. «Лента моих достижений». В течение четверти за каждый урок учащийся получает согласно заработанной оценке кусок атласной ленты:

    «5» - 5 см. красной ленты; «4» - 4 см. желтой ленты; «3» - 3 см. зеленой ленты. Во второй половине дня учащийся сшивает заработанный сегодня кусочек к «Ленте достижений». Стимул – не потерять ленту, сшить между собой кусочки, измерить длину «Ленты достижений» в конце четверти.

В заключение хочется подчеркнуть, что любой метод, технология признается прогрессивным, если дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или не так давно. Существует только один способ реализовать личностный подход в обучении  – сделать обучение сферой самоутверждения личности, а традиционные приемы и методы будут технологичными, если они хорошо продуманы, грамотно построены и добры.


 

Скачано с www.znanio.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на…

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на…

В СКОУ для умственно отсталых учащихся проблемное обучение как технология не используется, однако с целью активизации мыслительной деятельности учащихся создание проблемных ситуаций как прием вполне…

В СКОУ для умственно отсталых учащихся проблемное обучение как технология не используется, однако с целью активизации мыслительной деятельности учащихся создание проблемных ситуаций как прием вполне…

Чтобы вспомнить, что такое война, ученикам поочередно предлагаются 2 задания

Чтобы вспомнить, что такое война, ученикам поочередно предлагаются 2 задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017