"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие"

  • Документация
  • doc
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; • Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание
Иконка файла материала 813594.doc
Современные подходы к нравственно­патриотическому воспитанию  старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать   конкурентным   обществом   в   мире   21­го   века,   обеспечить   достойную   жизнь   всем   нашим гражданам. В   условиях   решения   этих   стратегических   задач   важнейшими   качествами   личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течении всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа». Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.  В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско­патриотическое   воспитание входит в область «Социализация». Старший дошкольник должен,  быть сориентирован на:  Патриотизм ­ любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;  Социальную   солидарность   –   свобода   личное   и   национальная,   доверие   к   людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.  Патриотическое воспитание подрастающего поколения ­ одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно   слышали   и   сами   пели   гимны   своей   страны,   то   сейчас   о   ней   говорят   в   основном негативно.   Сегодня   материальные   ценности   доминируют   над   духовными.   Однако   трудности переходного   периода   не   должны   стать   причиной   приостановки   патриотического   воспитания. Возрождение духовно­нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Именно нравственно­патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного   сознания,   именно   в   этом   основа   жизнеспособности   любого   общества   и государства,   преемственности   поколений.   Понимая   актуальность   данной   проблемы   на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Нравственно­патриотическое   воспитание   можно   назвать   одним   из   самых   сложных направлений   по   ряду   причин:   особенности   дошкольного   возраста,   многоаспектность   понятия "патриотизм"   в   современном   мире,   отсутствие   концепции,   теоретических   и   методических разработок   (характерной   особенностью   многих   исследований   является   обращение   лишь   к отдельным аспектам проблемы). Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность   и   количество   материала   для   восприятия   и   понимания)   отобрано   воспитателем, какие методы используются, как организована предметно ­ развивающая среда в группе. Цель   патриотического   воспитания   детей   дошкольного   возраста   состоит   в   том,   чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории   и   культуре   страны,   созданной   трудами   родных   и   близких   людей,   тех,   кого   зовут соотечественниками. Воспитание   патриотических   чувств   у   детей   дошкольного   возраста   ­   одна   из   задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскомусаду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует   учитывать,   что   дошкольник   воспринимает   окружающую   его   действительность эмоционально,   поэтому   патриотические   чувства   к   родному   поселку,   к   родной   стране   у   него проявляются   в   чувстве   восхищения   своим   поселком,   своей   страной.   Такие   чувства   не   могут возникнуть   после   нескольких   занятий.   Это   результат   длительного,   систематического   и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила   через   сердце   каждого   воспитанника   детского   сада.   Любовь   маленького   ребенка­ дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям ­ отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство ­ это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Система   образования   призвана   обеспечить   воспитание   патриотов   России,   граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Дошкольный   возраст   ­   важнейший   период   становления   личности,   когда   закладываются предпосылки   гражданских   качеств,   развиваются   представления   детей   о   человеке,   обществе   и культуре.   Базовым   этапом   формирования   у   детей   любви   к   Родине   является   накопление   ими социального   опыта   жизни   в   своём   поселке,   усвоение   принятых   в   нём   норм   поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для   детского   сада   особое   значение   приобретает   педагогическая   деятельность, направленная   на   развитие   интереса   и   любви   к   родному   краю   и   умение   отражать   все   это   в продуктивной   деятельности,   формирование   эстетического   отношения   к   окружающей действительности.   Обучение   основам   труда   и   формирование   представлений   о   социальных проблемах поселка, воспитание духовно­нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно­экологическим   своеобразием.   его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.   Знакомясь   с   родным   поселком, Работа   по   патриотическому   воспитанию   проходит   с   широким   использованием педагогических   средств:   иллюстративных   материалов,   художественной   литературы, музыкальных   произведений   и   предметов   народно­прикладного   искусства,   диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по   содержанию   и   форме,   привлекательность,   яркость,   эмоциональная   насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него   представлений   о   родном   городе,   его   устройстве,   истории,   достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы,   которая  сегодня   позволяет   с  разных  сторон   подойти  к  вопросам  патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.   Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы,   того   уголка,   где   дети   живут.   В.   А.  Сухомлинский   говорит:   «Нельзя   пробудить   чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В   настоящее   время   большое   значение   приобретает   поиск   и   разработка   инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Главной   целью   МАДОУ   в   патриотическом   воспитании   дошкольников   выступает закладывание   основ   нравственной   личности   с   активной   жизненной   позицией,   и   с   творческим потенциалом,   способной   к   самосовершенствованию,   гармоничному   взаимодействию   с   другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи: 1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа. 2.   Воспитывать   нравственно­патриотические   качества:   гуманизм,   гордость   желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны. 3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа. 4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Также   решаются     задачи   эстетического   воспитания   дошкольников.   Эмоционально воспринимать   окружающее   детям   помогают   яркое,   живое   слово,   музыка,   изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по­новому представлять   то,   что   хорошо   знакомо;   оно   развивает   и   воспитывает   чувства.   Особенностями проявления   патриотических   чувств   у   детей   дошкольного   возраста   являются   скоротечность   и ситуативность.   Ребенка   может   взволновать   только   что   услышанный   рассказ   о   героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Знакомство дошкольников с родным поселком и родной страной – процесс длительный и сложный.   Он   не   может   происходить   от   случая   к   случаю.   Положительного   результата   можно достичь   только   систематической   работой,   и   эта   работа,   в   основном,   проводится   вне образовательной   деятельности.   Знакомство   с   материалом   включается   в   нашем   детском   саду   в разные   виды   деятельности,   предусмотренные   Основной   общеобразовательной   программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.).   Работа   вне   образовательной   деятельности   включает   различные   методы   и   приемы: Работа   с   детьми   по   патриотическому   воспитанию   наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность,  экскурсии, походы.     последовательно, согласно комплексно­тематическому планированию на учебный год.       В нем отражены такие мероприятия как:  Проект «Наш любимый детский сад»   «Веселые старты» «Я в мире человек»   ведется   систематически   иЗимние забавы, проект «Зимняя олимпиада» «Мама, папа, я – спортивная семья» «Я вырасту здоровым» «Мой город», «Моя страна»    Проект «Наша дружная семья»   Проект «День защитников Отечества»   Проект «Масленица»    Проект «День победы»  Праздник «Лето на ладошке»   «Путешествия по джунглям» «Праздник смеха» «Туристический слет»  «Летние олимпийские игры» Комплексно­тематическое   планирование   составляю   так,   чтобы   оно   способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний.   Темы повторяются в каждой возрастной группе,   изменяется   только   их   содержание,   объем   познавательного   материала   и   сложность, следовательно, и длительность изучения. Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно­этические и эстетические ценности христианства.   Воспитательная   роль   этих   ценностей   у   нас   в   детском   саду   реализуется   путем ознакомления   детей   с   христианской   этикой   через   программу   дополнительного   образования МАУДОД «Центр детского творчества». Проводятся экскурсии к храму в поселке. Приобщая   детей   к   русской   культуре,   рассказываю   русские   народные   сказки.   Предлагаю послушать   в   аудиозаписи   русские   народные   песни,   знакомлю   детей   с   предметами   народно­ прикладного   искусства   ­   дымковской   игрушкой,   матрешкой,   хохломскими   изделиями.   Особое место   отводится   знакомству   с   пословицами   и   поговорками.   Особенное   внимание   в   русских пословицах уделялось теме  любви к родине и защите отечества: «С родимой земли ­ умри не сходи». «Русский ни  с мечом, ни с калачом не шутит» «Один в поле не воин» «Храбрость города берёт» Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут  люди разных национальностей,   они   имеют   свой   язык,   обычаи,   фольклор.   На   данном   возрастном   этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.  Этому   способствовала   спортивно­развлекательная     игра   «Путешествие   по   джунглям»,   в которой дети вместе с родителями в африканских костюмах с разрисованными лицами, с палками­ копьями превратились в коренных жителей Африки. Два племени УМБА и ЮМБА соревновались между собой, преодолевая препятствия. Путешествовали на черепахах, убегали от тигра, сбивая его с толку, показывали свою удаль, охотясь на диких зверей, выбивали добычу из зубов крокодила, ловили   обезьянок,   сбивали   ананасы.   А   вот   за   бананами   пришлось   влезать   на   высокую   пальму. Защита   от  хищников,   охота,   были   связаны  с  бегом,   метанием  копий.  Именно  в  этой   борьбе  у человека вырабатывается воля, упорство, целеустремленность. Это те самые  качества, которые необходимы людям для достижения целей, а также спортивных побед. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Воспитывая   ребёнка   на   традициях   исторических   событий   и  достопримечательностях малой   Родины,   помогаю   ему   установить   положительные   отношения   с   миром   людей,   миром природы   и   с   самими   собой.   Научить   чувствовать   красоту   родной   земли,   красоту   человека,живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства ­ одна из главных задач. Культура родного  края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.  Ознакомление   детей   с   достопримечательностями,   культурой,   традициями   родного   края осуществляется в процессе туристических походов, пешеходных прогулок и экскурсий. Так   как   ходьба   сегодня   стала   одним   из   самых   популярных   в   мире   методов   борьбы   за здоровье,   то   и   трассу   для   оздоровительной   ходьбы   надо   подбирать,   руководствуясь экологическими   принципами:   искать   место,   где   больше   кислорода,   т.е.  –   в   лесу,   или   в  парке. Поэтому   с   детьми   мы   много   путешествуем.   Во   время   походов,   экскурсий,   знакомим   детей   с историческим прошлым родного края, его богатой историей, своими замечательными легендами, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываем чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним. Походы  совершаем  по улицам,  названных в честь защитников Родины,  на Мемориал,  на берегу   реки,   в   лес,   стадион.   Путешествуя   по   поселку,   дети   узнают   много   любопытных   и малоизвестных фактов о Демянске, и Демянском районе. Походы не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, вызывают у детей гражданско­патриотическое воспитание, чувство взаимовыручки, товарищества, поддержки, здорового образа жизни. Специально   организованная   среда   дает   возможность   детям   познакомиться   с   городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Новгородской области и Демянского района,   а   также   с   известными   людьми,   героями   войны,   труда,   руководителями   нашей   страны, области и поселка. Отдельным   направлением   нравственно­патриотическое   воспитание подрастающего поколения   в   нашем   ДОУ   является  военно­патриотическое   воспитание.   Работу   по   данному направлению   можно   представить   как   интеграцию   различных   видов   деятельности.   Это   лекции, тактико­строевые   занятия,   встречи,   экскурсии,   изучение   традиций   воинской   доблести   и   славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе   подготовки   к  Смотру  песни   и  строя,   посвященного   Дню   Защитника   Отечества, параду в честь Дня Победы, особое внимание   уделяется  строевой подготовке  детей под военные марши. Дети   знакомятся   с   историей   России,   гербом,   флагом,   мелодией   гимна.   Одним   из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является  военно­спортивная игра   «Зарница»,   которая   проводится   между   детьми   старших   групп   с   целью   приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. Длительная и тщательная подготовка   к   игре   сплачивает   детей,   родителей   и   педагогов.   Родители   готовят   необходимые атрибуты   к   этой   игре.   На   занятиях   в   совместной   деятельности   дети   знакомятся   с   воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою   позицию   в   рисунках,   на   музыке   разучивают   военные   песни,   учатся   маршировать.   Мною разработаны комплексы утренней гимнастики «Мы ­ моряки», «Мы – военные летчики», где дети стремятся правильно выполнять упражнения, чтобы быть мужчинами. Все это служит серьезной мотивацией для проведения игры. И вот настает долгожданный день – открытие «Зарницы». Группа стала называться отрядом. В каждом отряде выбрали командира, знаменосца. Юным участникам «Зарницы» предстоит показать свою силу и ловкость в командных заданиях. Перед   юными   бойцами   стоит   важная   задача   –   необходимо   найти   пакет   с   важными документами, который пропал из штаба. Для выполнения этого задания ребята получили план, где было отмечено начало пути и место, где нужно искать, а стрелочками указан маршрут, по которому необходимо   двигаться.   В   процессе   поиска   пакета   на   различных   станциях   совершается   бег,ловкость,   глазомер,   развивается   выносливость,   смекалка,   воспитывается   организованность,   дух соперничества, желание быть похожими на солдат. Формирование представлений об олимпизме часть не только физического, но и нравственно­ патриотического   воспитания   ребенка.   Сложные   проблемы   патриотического   воспитания   также успешно решаются через формирование  у детей  чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.  Не так давно вся страна с замиранием сердца следила за блестящими выступлениями наших спортсменов на ХХХ олимпийских играх в Лондоне. Мы спорили, переживали, болели и вытирали слезы от переполняющего чувства гордости, когда российский флаг почетно поднимался вверх под звуки знакомого с детства гимна нашей страны. Это чувство патриотизма плюс интерес и любовь к спорту и здоровому образу жизни не сформировались в нас в одночасье. Подобное осмысление жиз­ ни   закладывается   годами,   а   начинает   прививаться   в   дошкольном   детстве,   когда   происходит становление личности ребенка.  В связи с этим появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников  «Летние   Олимпийские   игры»,   который   опирается   на   традиционные   ритуалы   и символы   Олимпийских   игр,   характеризующие   лучшие   нравственные   качества   спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.  Согласно   ФГТ,   в   проекте   «Летние   Олимпийские   игры»   отражается   приоритетная деятельность ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в дальнейшем детей   в   образовательном   учреждении,   реализующем   основную   образовательную   программу начального общего образования.  Целью   проекта   являлось   воспитание   патриотизма   на   основе   создания   благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с олимпийским движением. На   первом   этапе   детей   подробно   ознакомили   с   историей   возникновения   и   проведения Олимпийских Игр, как в древности, так и в наши дни в виде    путешествия во времени. Для этого использовались слайды с изображением городов Афины и Олимпия, атлетов, принимавших участие в играх, церемонии открытия – зажжения Олимпийского огня, главного символа игр. Далее была представлена история современного олимпийского движения, являющегося теперь самым ярким праздником всего человечества.  В наше время появились такие символы, как белый флаг с изображением пяти разноцветных колец, девиз «Быстрее, выше, сильнее» и талисман, который выбирается страной ­ хозяйкой по своему усмотрению.  Талисманом наших детских Летних Олимпийских Игр стал Ежик. На   следующем   этапе   проводились   внутригрупповые     античным олимпийским видам спорта – бегу, прыжкам, метанию. Детям было предложено дома рассказать родителям о том, что они узнали об Олимпиадах и какое участие принимали в соревнованиях.   соревнования   по     Впоследствии   Олимпийские Игры перешли на уровень их проведения для всего детского сада.  Первый день ознаменовался открытием Олимпиады – торжественным построением, выносом флага и объявлением, что в этом день будут проводиться соревнования по бегу. Последующие дни недели посвящались попеременно  соревнованиям по прыжкам, метанию, велоспорту. Соответственно   возрасту,   соревнования   оформлялись   в   виде     игр,   эстафет,   шуточных заданий. Все состязания сопровождались веселой музыкой. Во   второй   половине   каждого   состязательного   дня   повторяла   и   закрепляла   с   детьми основные виды движений. Кроме того, проводилось множество подвижных игр, направленных на укрепление   физической   силы,   выносливости,   координации   движений,   развитие   глазомера, смекалки, умение играть в команде, уважать соперника. В пятницу состоялось торжественное закрытие Малых Олимпийских Игр.  По завершению соревнований   были   подведены   итоги   в   командном   и   личном   зачетах.   Победители   награждены дипломами, подаркамиТакие мероприятия, проведенные в игровой форме, не только увлекают детей, но и несут познавательный   характер,   положительный   настрой,   воспитывают   гражданско­патриотические чувства, пропаганду здорового образа жизни. Таким образом, благодаря совместной работы формируется модель выпускника – здоровая, физически   развитая   личность   с   активной   гражданской   позицией,   обладающая   социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.  Эффективностью работы ДОУ можно считать: ­ сформированность  социальной компетентности ­     %; информационной компетентности ­      %, здоровьесберегающей компетентности ­ %, коммуникативной компетентности ­ %, деятельностной компетентности ­    %. Кроме   этого   ежегодно   старшие   дошкольники   и   родители   участвуют   в   мероприятиях   на территории Демянского муниципального района,  вне ДОУ и занимают призовые места:  «Снежная эстафета» Семья Яковлевых, семья Ивановых – 2­е место «Мама, папа, я – спортивная семья» Семья Прокофьевых, семья Ефимовых, семья Матвеевых – 2­е место. «Соревнования лыжные»       Семья Остаповых  Спартакиада дошкольных образовательных учреждений – 1 место .   Педагоги   ДОУ,   участвуют   и   занимают   два   года   подряд   1­е   место   в   Спартакиаде образовательных учреждений. Принимают активное участие в кроссе по бегу, посвященному Дню Победы.  Своим опытом делюсь с коллегами, выступаю на педсоветах, РМО, родительских собраниях. Публикации в районной газете «Авангард», в социальной сети работников образования.