«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»
Оценка 4.7

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
ОБЗР
5 кл—6 кл
28.03.2017
«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»
Доклад на тему «Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования». Применение современных подходов в практике обучению детей основам безопасности жизнедеятельности в рамках реализации ФГОС общего образования (на уроках и внеурочных мероприятиях). Использование педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке (проблемное обучение, анализ конкретных ситуаций)
доклад для публикации.docx
«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования» Свою   актуальность   приобретают   теперь   слова   Уильяма   Уорда: «Посредственный   учитель   излагает. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».   Хороший   учитель   объясняет. Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО имеет   своей   целью   ­   становление   индивидуальной   личности,   добросовестного гражданина,   человека,   и   главное,   способного   самостоятельно   и   быстро   решать возникшие проблемы. Государственный   стандарт   образования   –   предъявляет     к   нам определенные  требования,   определяющие   обязательный   минимум   содержания образовательных   программ,   максимальный   объём   учебной   нагрузки,   уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования. Принципиальным   отличием   современного   подхода   является   ориентация стандартов   на   результаты   освоения   основных   образовательных   программ.   Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. В  своей практике использую системно ­ деятельностный  подход. Чем вызвана эта необходимость? Роль ученика переходит их пассивной в активную. Педагогических   технологий,   обеспечивающих   деятельностный   подход   в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке достаточно много   и   отличительной   особенностью   современного   урока   ОБЖ   является,   и используются мною, следующие:  Проблемное обучение   Ситуативное обучение. Анализ  конкретных ситуаций  Технология  коллективного обучения (взаимообучение: коллективное, групповое, парное).  При проблемном обучении ОБЖ задача учителя ­ организовать поисковую учебно­познавательную деятельность на основе создания проблемной ситуации. Например,   использую   следующий   вопрос:   «Как   взаимодействовать   с окружающей   средой   сегодня,   чтобы   быть   здоровым   завтра?»   вызывает познавательное затруднение учащихся и вовлекает их в самостоятельное познание   темы   безопасность» «Экология классе. и 8       в       технология Данная самостоятельности   ученика, обеспечивает   формирование   познавательной   развитие   его   творческих   способностей,   компетентности учения. Тем самым, урок становится проблемным и развивающим. Типология учебных ситуаций  ситуация­проблема   —   прототип   реальной   проблемы,  которая требует   оперативного   решения  вырабатывать умения по поиску оптимального решения); (с   помощью   подобной   ситуации   можно      ситуация­иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал  (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);  ситуация­оценка   —   прототип   реальной   ситуации  с   готовым предполагаемым   решением,  которое   следует   оценить,   и   предложить   своё адекватное решение;    ситуация­тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). При обучении вопросам личной безопасности считаю, что необходимо не только   информировать   учащихся   о   потенциальных   опасностях   любого   вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих   целей   эффективен   метод   анализа   конкретных   ситуаций   (АКС).   При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения ­ приучить учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидеть   опасности,   оценивать   и   прогнозировать   их   развитие,   принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения тяжести их последствия. Например такие вопросы: Как   вы   оцениваете   то,   что   произошло   в   предложенной   вам   ситуации? Насколько   она   типична?   Приходилось,   ли   вам   сталкиваться   с   подобными явлениями?   Какие   ошибки   и   кем   были   допущены   в   данной   ситуации?   Какова причина этих ошибок? Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации? Что   бы   посоветовали   вы   участникам   ситуации,   если   бы   оказались   ее свидетелями? Кому и как следовало бы поступить? Какое принять, решение? Какие   решения,   действия,   шаги   предприняли   бы   вы   в   данных   если   бы   оказались   непосредственными   участниками обстоятельствах, описываемых событий?  Что   полезного   для   себя   вы   извлекли   из   анализа   ситуации? Изменились ли какие­то ваши мнения и суждения? Отличительной   особенностью   современного   урока   ОБЖ   является взаимообучение   (коллективное,   групповое,   парное).   На   это   ориентирована технология коллективного обучения, целью которой является обучение умению работать в сотрудничестве с товарищами. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и  чувствовать себя более уверенно: ­ практические работы, самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала;  ­ролевые и деловые игры  Система обучения безопасности жизнедеятельности заключается главным образом   в   развитии   основных   элементов   воспитывающего   обучения,   а   также   в организационной связи между всеми формами предметного обучения.  На   уроках   формируются   научные   предметные   понятия   и   практические умения, они продолжают свое развитие и на экскурсиях, и в домашних работах, и во внеклассных занятиях.  Система форм организации деятельности школьников при обучении курса «ОБЖ» представлена в приложении №1 Как   для   учеников,   так   и   для   Учителя,   урок   интересен   тогда,   когда   он современен   в   самом   широком   понимании   этого   слова.   Современный,   –   это   и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Однако, какие бы не свершались реформы, урок остается основной формой организации   обучения.   На   нём   держалась   традиционная   и   стоит   современная школа.  Все обучение курса «основы безопасности жизнедеятельности», вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок Соотношение   типов   и   видов   предметных   уроков   представлены   в приложении№2 При   изучении   нового   материала   в   курсе   ОБЖ,   я   использую   уроки деятельностной направленности. Например, первый этап ­   это формулирование целей. Чтобы подвести к теме урока я предлагаю, например, на уроке 5 класса в теме «Пожар» решить ребусы и определить ключевые слова: огонь, дым, пожар; на уроке   7класса   по   теме   «Землетрясения»   рассмотреть   фотографии   последствий землетрясений, а на уроке 5 класса по теме «Безопасность на воде» или «Опасные ситуации на улице» привожу примеры ребят, которые спасли других (использую сайт   «Горячие   Сердца»),   на   уроках   в   6   классе   по   теме   «Автономное существование»   использую   материал   и   примеры   о   людях,   которые   совершали добровольную и вынужденную автономию  рекорды Федора Конюхова и другие. Цель урока обсуждается и формулируется в диалоге с учениками. Определяются задачи   и   план   урока,   что   развивает   самостоятельность   и   формирует   умения планировать учебные действия. В основе информационного обеспечения, которое поможет   в   открытии   нового   знания,   я   использую   различные   источники информации. Так, работая в группах, на уроке 6 класса по теме «Беда на воде», так же использую примеры с сайта «Горячие сердца» или проблемные ситуации, обсуждаем эти действия,  выдвигают гипотезы, выбирают способы решения задачи, устанавливают   причинно­следственные   связи,   сравнивают   свои   решения   с рекомендациями действий, предложенным автором учебника или спасателями на сайте   МЧС.   Это   позволяет   формировать   уважительное   отношение   к   иному мнению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и закладывает основы нравственного поведения, что формирует личностные УУД. На этапе закрепления новых знаний, работая самостоятельно или в парах, учащиеся выполняют задания на выбор (базовый или повышенный уровень). Заключительным этапом урока,   я использую рефлексию, хотя она может быть   применима   на   любом   этапе   урока.   Можно   также   использовать   заранее заготовленный лист рефлексии  Учитывая, что содержание курса «ОБЖ» имеет комплексный характер, в школе   практикуются   уроки   по   совместному   изучению   безопасности жизнедеятельности   и   других   предметов   (биологии,   истории,   информатики, физкультуры   и   др.).   межпредметный   характер   урока   по   основам   безопасности жизнедеятельности тесно связан с проведением практических работ или экскурсий (в музеи, на предприятия и т. д.). Один   из   последних   уроков   проведенных   был   совместный   урок   ОБЖ   и физкультуры «Автономное существование в природной среде»  6 класс. Наиболее тесно урок связан с домашней работой. Она является логическим продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. На это направлено все многообразие домашних работ, которые я использую в своей работе:  – работа с учебником (ответы на вопросы, овладение учебными умениями, выполнение   заданий);   –   чтение   научно­популярной   литературы,   журналов   и справочной литературы, об объектах, процессах и явлениях природно­социальной, техногенной среды; ­ адреса сайтов, которые можно использовать для написания сообщений,   рефератов;   –подготовка   рефератов   и   иллюстраций   по   заданным темам;–изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи,   кроссворды   и   др.)   к   уроку   по   заданию   учителя   и   собственной инициативе;   ­   составить   схему   (например,   алгоритм   безопасного   поведения   в повседневной жизни и др.) или сделать рисунок, памятку «Безопасность на воде»; «Правила поведения на ж/д транспорте» и т.п., кроссворд, ребусы. Иногда даю коллективные   домашние   задания   по   группам,   одинаковые   или   разные   в зависимости от их содержания и плана.  В преподавании учебного предмета большое значение имеют внеклассные занятия.  Многообразие   внеклассных   занятий   по   учебному   предмету   ОБЖ  К этой   форме   обучения   относятся:   индивидуальная   работа   (исследовательская работа, чтение научно­популярной литературы), групповая работа (факультативы, кружки),   массовые   внеклассные   занятия:   кампании   (праздники   «безопасное колесо», «День защиты детей», профилактика пожаров) и общественно полезная работа (экологические и социальные акции, профилактические акции, цветник у школы).  Внеклассные занятия расширяют кругозор, развивают интерес к изучению учебного предмета, формируют общенаучные, практические, исследовательские и другие умения.  Большое значение для развития интереса к ОБЖ и ориентации учащихся на дальнейшее   образование   в   области   безопасности   жизнедеятельности   имеют предметные олимпиады, тематические викторины, дидактические игры, выставки работ и др. Также примерами массовых внеклассных мероприятий являются «Неделя безопасности в школе», «Безопасное колесо»; «День защиты детей»; «Военно – патриотический   месячник»,   экологическая   работа   и   т.   д.   Их   проведению предшествует большая подготовка. Содержание «Недели безопасности» или «Дня защиты детей»:  1.   Встречи   с   интересными   людьми   –   пожарными,   спасателями, полицейскими, военными, медицинскими работниками и др.  2. Лекции для старших классов – о курении, алкоголизме, наркомании, о правах подростка и т. д.  3. Видеотека – демонстрация видеофильмов, с последующим обсуждением.  4. Викторины.  5. Веселые старты.   6.   Игра   по   станциям,   по   типу   вертушки   (выполнение   заданий   разной направленности:   дородная   безопасность,   пожарная,   спасение   утопающего, ядовитые   и   съедобные   грибы,   ягоды,   ЧС,   медицинская   помощь   и   т.п.)   Очень интересно и познавательно проходит данное мероприятие. Такие   мероприятия   имеют   большое   образовательное,   воспитательное   и развивающее значение. В организации и проведении этого мероприятия принимают участие:   я,   как   учитель   ОБЖ,   учитель   физкультуры,   классные   руководители, учителя предметники. Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по ОБЖ. однако   они   является   неотъемлемой   частью   всего   учебно­воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития. Так что же представляет из себя современный урок Основ безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Это:   ­   урок   с   использованием   техники   (компьютер,   диапроектор, интерактивная доска и т.п.);­ урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;­ урок, содержащий разные виды деятельности;­ урок, на котором ученику должно быть комфортно;­ урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;­ современный урок развивает   у   детей   креативное   мышление,   воспитывает   думающего   ученика­ интеллектуала. Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях.  Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий • Научите   ребенка   высказывать   свои   мысли.   Во   время   его   ответа   на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. • Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. • • Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала. Организовывая   групповую   работу,   напомните   ребятам   о   правилах ведения дискуссий беседы. • Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. • Изучайте   и   учитывайте   жизненный   опыт   учеников,   их   интересы, особенности развития. Используемые   технологии   способствуют   повышению   интереса   детей   к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один   из   важных   предметов,   обучающий   детей   правильно   ориентироваться   в современной жизни.

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС общего образования»

«Современные подходы к обучению ОБЖ  в рамках реализации ФГОС общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017