МБОУ СОШ № 11
Программа внеурочной деятельности
патриотического
воспитания
«Я - гражданин России»
Город Серов
2019 год
Полное название учреждения |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 11 |
Почтовый адрес |
Свердл.обл. г. Серов, ул.Визе, 9 |
Номер телефона |
9-24-50 |
Адрес электронной почты |
|
Численность учащихся |
5-6 кл |
Наименование программы |
Программа патриотического воспитания «Я гражданин России» |
Основные разработчики |
Крылатова Г.А |
Сроки реализации |
2019-2020 г. |
Паспорт программы
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………….……………………………………………..4
2. Нормативно-правовое обеспечение Программы……………………………………..………5
3. Управление и участники Программы………………………………...……...………………..5
5. Сроки реализации Программы……………………………………………….…………….…5
6. Этапы реализации Программы ……………………………………………….………………6
7. Цели и задачи………………………………………………………….……….……………….7
12. Тематические блоки….……..…………………………………...……………………………10
13. Основные направления патриотического воспитания …………………..…………………11
14. Тематический план работы по патриотическому воспитанию…………….………………12
16. Оценка эффективности Программы….…..……………………….…………………..….…21
17. Оценка результатов Программы………………………………….……………………..….21
18. Заключение ………………………………………………………………………………….. 22
19. Литература ……………………………………………………………………………………23
Пояснительная записка.
Главное назначение школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности (привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей)
Настоящая Программа является программой по патриотическому воспитанию школьников МБОУ СОШ № 11. Она рассчитана на 2 года и предполагает участие детей с 11 лет до 13лет.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию граждан является главной задачей нашей школы.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
В настоящее время в школе такая система в своей основе сложилась. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Одним из факторов формирования патриотизма у наших школьников является работа школьного музея , встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, походов по родному краю.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Конвенция о правах ребенка;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2019-2020 гг.»
- Устав образовательного учреждения МБОУ СОШ №11;
Управление и участники Программы;
Координация и утверждение Программы - Совет школы;
Управление, разработка и реализация Программы - заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, библиотекарь, руководитель школьного музея.
Реализация – учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков
Участники – учащиеся (70 человек), учителя, родители, сотрудничающие со школой организации.
Обеспечение Программы:
Материально-техническая база
Фойе 2 этажа, спортивная площадка, полоса препятствий, библиотека, помещение школьного музея, кабинет информатики, ОБЖ, литературы, тематические стенды.
Финансирование Программы:
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджета школы, спонсорская помощь.
Сроки реализации программы:
2019– 2020 гг.
Программа рассчитана на 2 года
Этапы реализации программы:
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить Программу патриотического воспитания.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.
Разработать систему организации ученического самоуправления по гражданско –патриотическому воспитанию.
II этап: практический.
Цель: реализация Программы патриотического воспитания.
Задачи:
Оформление учебных кабинетов, школьной библиотеки, рекреаций школы
Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.
Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию.
Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.
Проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы.
Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики.
Освещение хода и результатов Программы в СМИ
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.
Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.
Планирование работы на следующий период.
Цели и задачи Программы.
Цель Программы
– воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
- изучение исторического прошлого родного края;
- формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование культуры межнационального общения;
- формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- формирование традиций в коллективе;
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
· ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
· ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ
СВОЕГО НАРОДА;
· ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
· СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
· БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Основные принципы организации воспитания:
Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислушивается к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе
задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА :
Схема взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
ОБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
МБОУ СОШ №11
Формы реализации Программы:
тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции,
проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.
Программа включает в себя следующие тематические блоки и направления:
|
|
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||
Основные направления патриотического воспитания.
|
|
|
|
Тематический план работы по патриотическому воспитанию:
Месяц |
Неделя |
Блок |
Тема |
Мероприятия по направлениям патриотического воспитания |
|
|
5 класс |
6 класс |
|
||||
Сентябрь |
I Неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Мой второй дом – моя школа |
Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу)
|
Экскурсия в школьный музей «Вехи истории родной школы». |
|
II Неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Мои права и обязанности» . |
Моя школа (о педагогическом составе, их заботе о детях- помочь ребенку осознать себя УЧЕНИКОМ.
|
«Что я знаю о своих правах?»-способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения в школе. |
|
|
III неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Мой второй дом – моя школа
|
Традиции школы |
Правовая ответственность подростков |
|
|
IV Неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Моя семья»
|
Любовь к Родине начинается в семье». Творческие рассказы детей на тему «Моя семья».
|
Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных». Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов |
|
Месяц |
Неделя |
Блок |
Тема |
Мероприятия по направлениям патриотического воспитания
|
|
|
5 класс |
6 класс |
|
||||
Октябрь |
I Неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Моя семья». |
Знакомство с семейными традициями и праздниками.
|
Изображение семейного древа.
Чтение стихов о семье |
|
II Неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Моя семья». |
Беседа о взрослых членах семьи, и их родителях - закреплять представления о семье, уточнить знания о старших членах семьи (бабушках, дедушках), чем они занимались, где они жили, воспитывать уважение к старшим
|
Чтение и значение поговорок и пословиц о семье и о родном доме. |
|
|
III неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Моя семья». |
Конкурс рассказов о бабушках и дедушках «Героическая молодость»
|
Тимуровское движение – что это такое? |
|
|
IV Неделя |
«Я, моя семья и школа». |
«Моя семья». |
Беседа о мамах - воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине-матери, стремление помогать ей.
|
Заучивание песен и стихотворений о маме. Фильм о маме |
|
Ноябрь |
I Неделя |
|
|
|
|
|
|
II Неделя |
«Моя малая Родина – город Серов». |
«Прошлое и настоящее родной земли». |
Конкурс рисунка «Мы рисуем свой город»
|
Игра «Знаешь ли ты свой край?».
|
|
||
III неделя |
«Моя малая Родина – город Серов». |
«Серов – город металлур гов». |
Рассказ о выпускниках школы , работающих на металлургическом заводе
|
Династии металлургического завода Стихи серовских поэтов |
|
||
IV Неделя
|
«Моя малая Родина – город Серов». |
«Мой город –Серов » |
Л.Дзюбинский «Мой город –Серов » |
Л.Дзюбинский «Мой город –Серов » |
|
|
|
Декабрь |
I Неделя |
«Моя малая Родина – город Серов». |
Час поэзии «Я люблю Россию..»
|
(знакомство с поэзией местного поэта- Ю.Кисель
|
Просмотр фотопрезентаций «Серов – остановись мгновение!» Конкурс сочинений, рассказов «Мой город в будущем» |
|
|
II Неделя |
«Моя малая Родина – город Серов». |
Воины –серовцы |
Воины –серовцы в годы ВОВ Презентация |
Воины –серовцы герои локальных войн Презентация |
|
||
III неделя
|
«Моя малая Родина – город Серов».
|
«История улиц моего города Серова»
|
Творческие рассказы детей об истории своей улицы.
|
«История улиц моего города Серова» Беседа, презентации
|
|
||
IV неделя |
«Моя малая Родина – город Серов». |
«Уроки мужества» |
«Уроки мужества» |
«Уроки мужества» |
|
||
|
|
||||||
Январь |
II Неделя |
Я гражданин России». |
|
|
|
|
|
III Неделя |
Я гражданин России». |
«Я россиянин» |
Беседа о государстве - «Российская Федерация». Рисование русской березы (символ страны).
|
Беседа о государстве - «Российская Федерация». России (что может рассказать карта о нашей стране). |
|
||
IV Неделя
|
Я гражданин России».
|
«Как возникла Россия. Символика страны - герб, флаг, гимн». |
Беседа о прошлом России, истории ее возникновения - проявлять интерес к прошлому России |
«Герб, флаг, гимн России» |
|
||
Февраль |
I Неделя |
Я гражданин России». |
«Дни воинской славы России».
|
«Дни воинской славы России». Презентации «Наши Победы» |
«Победные Дни России». Презентации «Наши Победы» |
|
|
II Неделя |
Я гражданин России». |
«Дни воинской славы России».
|
«Дни воинской славы России». Презентации «Наши Победы» |
«Победные Дни России». Презентации «Наши Победы» |
|
||
III неделя |
Я гражданин России». |
«Защитни ки Отечества»
|
фильм Д.Мороз Акция «Ветеран живёт рядом»
|
фильм Д.Мороз Круглый стол «Армия – время возмужания» (встреча с выпускниками школы, отслужившими в РА).
|
|
||
IV Неделя |
Я гражданин России». |
Россия, Родина страна |
Стихи о России |
«Пою твое, Отечество» Поговорки, высказывания великих людей о России |
|
||
Март
|
I Неделя |
Я гражданин России». |
Космонавтика |
Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Конкурс рисунков «Космический мир»
|
Беседа о космонавтах, о космонавте – земляке , дублера Терешковой – С.Савицкой Пословицы и поговорки о космонавтах.
|
|
|
II Неделя |
Я гражданин России». |
Военная мощь РА |
Дать представление о вооружении РА, беседа, презентации |
Фильмы о вооружении РА |
|
||
III неделя |
«Я гражданин России». |
Военная мощь РА |
Дать представление о вооружении РА, беседа, презентации |
Фильмы о вооружении РА |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Апрель |
I Неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
«Я-будущий воин» |
Понятие : патриот, гражданин, Отечество, Родина, герой |
Долг –Родине, честь – никому (кадеты. Кто они?) |
|
|
II Неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
воинские звания |
Знакомство с воинскими званиями (сухопутные и морские) |
Русские полководцы |
|
||
III неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
строевая |
Обучение строевой |
Обучение строевой |
|
||
|
IV Неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
Строевая Смотр «Строя и песни»"
|
Обучение строевой Подготовка и участие в смотре «Строя и песни» Участие в военизированной игре
|
Обучение строевой Подготовка и участие в смотре «Строя и песни» Участие в военизированной игре
|
|
|
Май
|
I Неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
«Героичес кая молодость»
|
Просмотр фильма Д.Мороз «Мы-кадеты» |
“Есть такая профессия – Родину защищать” Фильм «Офицеры» |
|
|
II Неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
«Этот День Победы».
|
Встреча с ветеранами ВОВ, слушание рассказов о войне, Прослушивание фронтовых песен. Экскурсия к мемориалу Вечному огню, возложение цветов – воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.
|
Вахта памяти Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” |
|
||
|
III неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
Разборка, сборка АК |
Разборка, сборка АК |
Разборка, сборка АК |
|
|
|
IV неделя |
«Я – будущий защитник твой, Родина»
|
Разборка, сборка АК |
Разборка, сборка АК |
Разборка, сборка АК |
|
Предполагаемый результат:
1. Ознакомление детей с историей родного края, традициями и культурой.
2. Воспитание у детей любви к своей малой Родине.
3. Развитие чувства патриотизма.
4. Сплочение детского коллектива.
5. Знание истории создания Вооруженных Сил России.
6. Развитие ответственности детей, их творческих способностей.
7. Совершенствование военно-спортивной подготовки
8. Знание Дней воинской славы .
Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности Программы патриотического воспитания "Мое Отечество" обеспечивается:
- через публичный доклад школы, "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования;
- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях;
- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;
- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве муниципального общеобразовательного учреждения Ильинская средняя общеобразовательная школа;
- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы;
- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах патриотической направленности.
Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:
Широта охвата объектов воспитания;
Целенаправленность;
Системность;
Содержательность;
Инновации.
Заключение:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»
4. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ
5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
7. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
8. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219
9. Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.
10. Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.
11. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.