Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения
Оценка 4.7

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
19.05.2018
Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения
у детей со сниженной остротой зрения выявлены многочисленные отклонения здоровья, задержка нервно-психического и моторного развития, что требует комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения таких детей. Впервые разработана и внедрена в практику врачей и педагогов дифференцированная программа сопровождения детей с нарушением зрения, состоящая из модулей рекомендаций, позволяющая индивидуализировать подходы к проведению оздоровительных и коррекционных мероприятий для повышения качества жизни слабовидящих детей. Обоснована необходимость открытия Центра здоровья для слабовидящих детей на базе коррекционного детского сада.
Статья Галкиной, Саловой, Абрамовой.doc
Современные подходы к организации медико­психолого­ педагогического сопровождения детей с нарушением зрения Галкина Е.Л., Емельянова Т.В., Салова М.Н., Абрамова Т.Ф. Резюме:  у   детей   со   сниженной   остротой   зрения   выявлены многочисленные   отклонения   здоровья,   задержка   нервно­психического   и моторного   развития,   что   требует   комплексного   медико­психолого­ педагогического сопровождения таких детей. Впервые разработана и внедрена в   практику   врачей   и   педагогов   дифференцированная   программа сопровождения   детей   с   нарушением   зрения,   состоящая   из   модулей рекомендаций,   позволяющая   индивидуализировать   подходы   к   проведению оздоровительных   и   коррекционных   мероприятий   для   повышения   качества жизни   слабовидящих   детей.   Обоснована   необходимость   открытия   Центра здоровья для слабовидящих детей на базе коррекционного детского сада. Ключевые   слова:  дети,   нарушение   зрения,   медико­психолого­ педагогическое сопровождение В   последние   годы   отмечается   негативная   тенденция   в   состоянии здоровья   детского   населения   [1,   11].  Несмотря   на   наиболее   частое   и выраженное   ухудшение   здоровья   в   школьном   возрасте,   истоки   многих заболеваний   уходят   в   ранний   и   дошкольный   возраст   [2,   3].   В   структуре заболеваемости   современных   детей   доминирует   патология   центральной нервной   системы,   опорно­двигательного   аппарата,   органов   пищеварения   и заболевания органа зрения. Количество детей со сниженной остротой зрения в последние десятилетия увеличивается во всём мире. Известна уникальная роль зрительного анализатора в развитии ребенка. Отклонения в развитии детей со зрительной депривацией часто приводят к значительной   социальной   дезадаптации,   формированию   заниженной самооценки,   ограничению   самостоятельности   и   возможностей   раскрытия потенциала ребенка [5, 6, 7]. В результате нарушения зрения затрудняется процесс   рассматривания   мелких   и   удаленных   предметов,   нарушается восприятие их формы и величины, значительно осложняются чтение и письмо, макро­   и   микроориентировка   в   пространстве,   снижается   двигательная активность.  Следует   подчеркнуть,   что   успешность   офтальмологического   лечения связана   со   своевременной   коррекцией   когнитивных   функций   ребенка, влияющих   на   восприятие   специальных   методик,   качество   выполнения лечебных заданий. Дети с нарушением зрения требуют специально созданной, благоприятной   среды,   обеспечивающей   нивелирование   стрессорных воздействий,   проводимых   лечебных   мероприятий.  Комплексное   медико­ психолого­педагогическое   сопровождение   (МППС)   детей   с   нарушением зрения позволит повысить эффективность лечебных мероприятий, улучшить качество социальной адаптации таких детей. Абсолютное   большинство   детей   со   сниженным   зрением   нуждается   в медико­социальной  помощи  и специальном  обучении, при  этом  реализация потребности   в   реабилитации   составляет   всего   5­10%   [6].   Для   оказания специализированной помощи таким детям в нашей стране созданы детские сады компенсирующего типа, коррекционные школы­интернаты и кабинеты охраны зрения. В них дети получают офтальмологическое лечение наряду с освоением   общеобразовательных   программ.   Тем   не   менее,   по   данным статистической отчетности г. Иваново за 2010 год, только 270 детей являются воспитанниками детских садов компенсирующего типа, тогда как первичную инвалидность   по   зрению   ежегодно   получают   порядка   200   детей   (данные областной   МСЭК),   а   на   диспансерном   учете   у   детских   офтальмологов поликлиник   состоит   2850   детей   с   амблиопией.   Аналогичная   ситуация   и   в других   регионах   нашей   страны.  Следовательно,  большая   часть   детей   с нарушением зрения посещает образовательные учреждения общего типа, и ряд таких   пациентов   воспитываются   только   в   домашних   условиях   в   связи   с тяжестью   патологии,   при   этом   они   лишены   специального  МППС, направленного на коррекцию нарушений развития. Для разработки комплексной программы МППС таких детей обследовано 235 человек в возрасте 4­7 лет, из них 172 ребенка со снижением остроты зрения, группу сравнения составили 63 ребенка без этой патологии.  Проведена оценка физического развития с использованием региональных стандартов   показателей   массы   и   длины   тела.  Оценка   общей   моторики проведена   по   тесту   Озерецкого­Гельнитца,   тонкой   моторики   –   с  помощью методики   Рэя.  Оценка  нервно­психического   развития   проводилась  по критериям,   рекомендованным   приказом  МЗ   РФ   №   60   от   14.03.1995   г., исследовались   интеллектуальные   функции,   эмоционально­поведенческая сфера,   Для   характеристики психоэмоциональной   сферы   детей   оценивались   уровень   тревожности   (тест Тэммл   Р.,   Амен   В.,   Дорки   М.)  и   эмоциональный   настрой   с   помощью цветограмм.  опроснику Эйдемиллера   [8].   Анализ   частоты   острой   и   хронической   заболеваемости оценивался   по   результатам   клинического   обследования   детей   и   сведений, полученных из медицинской документации.   качество   социальной   адаптации.  Семейное   воспитание  анализировалось   по Дети   с   амблиопией   отличались   от   нормально   видящих   сверстников большей   частотой   отклонений   физического   развития,   которые   у   каждого пятого ребенка были представлены избытком массы тела. Их   нервно­психическое   развитие   характеризовалось   более   низкими показателями   мышления,   внимания   и   зрительной   памяти.  По   данным отечественных   ученых­педагогов   более   половины   детей  c  нарушенным зрением   находятся   в  состоянии   психологического   стресса   в  силу   тяжести нарушения   зрения,   не   реализовывают   свои   познавательные   возможности   в разных   сферах   деятельности  [4,   9,   10].  Не   случайно,   задержка   нервно­ психического   развития   выявлена   у   трети   дошкольников   с   нарушенным зрением. У  половины   детей   с  нарушением   зрения   чаще   выявлялся   повышенный уровень   тревожности,   что   в   2   раза   чаще,   чем   у   нормально   видящих сверстников. Тревожность проявлялась, как в отношениях со взрослыми, так и   с   детьми   (ситуации   «выговор»,   «изоляция»,   «одевание»   и   «игра   со старшими» по тесту Теммл­Амен­Дорки). Дети с нарушением зрения реже являлись «принятыми» сверстниками (55,81% и 72,5%, р < 0,05). Это может быть обусловлено снижением внешних стимуляций, что приводит к большему вниманию к своему «я», избирательному общению с узким кругом хорошо знакомых людей. Кроме того, это связано еще и с тем, что в дошкольном возрасте у детей формируется образ тела, в этот период начинают осознавать свои   анатомические   дефекты,   а   при   их   наличии   испытывают   негативные эмоции.   Не   случайно,   у   каждого   шестого   ребенка   с   нарушением   зрения выявлялись неврозоподобные заболевания – тики (подергивания в различных группах мышц), энурез (ночное недержание мочи) и заикание. Кроме того, пребывание   в   состоянии   эмоционального   стресса   ребенка   с   нарушением зрения,   может   способствовать   возникновению   вегетативного   дисбаланса   и приводить к снижению иммунных механизмов защиты. Дети   со   сниженной   остротой   зрения   чаще   воспитывались   в   условиях нарушенного   семейного   воспитания   (57,0%   и   40,0%,   р   <   0,05), преимущественно по типу доминирующей гиперпротекции – вариант «мама­ наседка», развивающей у ребенка, с одной стороны, чувство эгоизма, с другой – неуверенности в себе.  У них в 2­3 раза чаще, чем у детей с нормальным зрением, выявлялись нарушения   статической  и  динамической   координации   тела,  динамической координации рук,  скорости  и  одновременности движений, тонкой моторики кисти. Известно, что сниженная двигательная активность ребенка приводит к таким   вторичным   отклонения   со   стороны   опорно­двигательного   аппарата. Так,  нарушение осанки выявлено у 83,14%, плоскостопие – у трети детей с нарушением   зрения   и   лишь   в   единичных   случаях   эта   патология диагностировалась у детей контрольной группы.  Для   правильного   формирования   позвоночника   ребенку   необходима достаточная   регулярная   двигательная   активность.   У   детей   со   сниженной остротой   зрения   она   мала   по   двум   причинам:   избегание   самим   ребенком активных   движений   вследствие   моторной   неловкости,   а   также   нарушения воспитания и родительские запреты («Не бегай! Сиди спокойно!»). При этом известно, что находиться в положении сидя или стоя даже несколько минут малышу тяжело. Ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, это способствует формированию нарушенного   двигательного   стереотипа   и   неправильной   осанки.   С   другой стороны,   нарушенное   зрение   часто   становится   причиной   неправильного положения   тела   при   ходьбе   и   сидении,   что   может   спровоцировать   начало сколиоза. Каждый четвертый ребенок со сниженным зрением относился к группе детей,   часто   болеющих   (ДЧБ).  У   них   чаще,   чем   у   детей   с   нормальным зрением,   выявлялись  хронические   заболевания   ЛОР­органов,   синдромы дефицита внимания и гиперактивности (66,9%) и расстройства вегетативной нервной системы (37,8%).  Таким образом, сочетанность нарушений физического и психомоторного развития,   хронических   соматических   заболеваний,   патологии   со   стороны опорно­двигательного   аппарата   и   нервной   системы   у   детей   с   нарушением зрения определяет необходимость их комплексного МППС. Для   создания   комплексных   программ   сопровождения   детей   с нарушением   зрения   на   кафедре   поликлинической   педиатрии   ГБОУ   ВПО «Ивановская   государственная   медицинская   академия»   Минздрава   России разработаны   модули   рекомендаций,   которые   могут   быть   использованы родителями и педагогами.  Модули 1­3 посвящены гимнастике для глаз, целями которой являются укрепление   мышц   век,   улучшение   кровоснабжения   в   глазничной   области, улучшение   циркуляции   внутриглазной   жидкости   и   снятие   утомления зрительного   анализатора.   В   модуле   4   изложены   упражнения   для   развития высших   мозговых   функций:   улучшения   мыслительной   деятельности, синхронизации   работы   полушарий,   улучшения   памяти   и   устойчивости внимания. Модули 5 и 6 касаются профилактики и коррекции отклонений в координационной   сфере,   мелкой   моторики   рук.   Модули   7   и   8   посвящены гигиене   правильного   положения   тела,   правилам   выработки   и   сохранения навыка правильной осанки, включают упражнения для снятия статического напряжения с мышц спины и верхнего плечевого пояса, развития равновесия, статической выносливости мышц позвоночника и стопы, улучшения гибкости позвоночника,   кровоснабжения   головного   и   спинного   мозга,   развитие вестибулярного аппарата, правильного формирования свода стоп. В модулях 9­17   представлены   памятки   по   профилактике   и   немедикаментозной коррекции   некоторых   синдромов   последствий   перинатальных   поражений центральной нервной системы. Модуль 18 посвящен особенностям воспитания детей   с   нарушением   зрения.   В   модуле   19   изложены   рекомендации   по коррекции проявлений дисплазии соединительной ткани. Модуль 20 содержит описание   мероприятий,   направленных   на   повышение   резистентности организма.   Ниже   приведены   некоторые   модули,   необходимые   для профилактики нарушения зрения у детей, а также направленные на коррекцию имеющихся отклонений. Памятка   для   родителей  по  профилактике   нарушения   зрения   у детей 1. Комната ребенка должна быть хорошо освещена, но нельзя подвергать глаза   детей   действию   прямых   солнечных   лучей,   на   прогулках   следует использовать коляску с тентом или надевать ребенку панаму. 2. Не стоит завешивать кроватку ребенка занавесками: у него должен быть максимальный обзор происходящего вокруг. 3. Необходимо   коротко   подстригать   ребенку   ногти   во   избежание   травм, которые он сам может себе нанести, или одевать ему рукавицы. 4. Оптимальным   для   рассматривания   ребенком   являются   черно­белые узоры, лица людей, источники света ­ свечи, лампа, окно. 5. Следует   обеспечить   ребенка   большим   количеством   визуальных стимуляторов, но нельзя перегружать его нервную систему, поэтому нужно менять вещи, когда малышу они надоедят, но не давать одновременно больше трех. 6. Необходимо часто перемещать малыша по квартире; когда он может уже сидеть, сажать его с собой, чтобы он мог наблюдать за действиями родителей. 7. Следует возбуждать у малыша любопытство: ребенка очень интересует человеческое лицо, поэтому, когда берете его на руки, держите лицом к себе, гримасничайте,   улыбайтесь, сопровождайте   эти   действия   смешными   звуками,   следует   добиваться зрительного сосредоточения ребенка на лице матери во время кормления. 8. Следует украсить кроватку: подвесить игрушки на расстоянии 30 см от глаз ребенка (но не прямо перед глазами, а несколько в стороне от ребенка, так как он еще не способен фиксировать взгляд строго впереди перед собой), кроме того, ребенок способен фиксировать взгляд на чем­то более удаленном, если этот предмет яркий или движется. 9. При игре с ребенком следует передвигать игрушки в разные стороны; хорошо, если они имеют форму человечков или животных. 10. Необходимо   показывать   по   очереди   яркие   одноцветные   предметы   и называть их цвет. 11. В   качестве   игрушек   детям   очень   нравятся   предметы   быта:   ложки, журналы, тряпочки и т.д.   высовывайте   язык,   закрывайте   глаза, Гигиена зрения 1.   Ребенку с хорошим зрением рекомендуется делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, при слабой близорукости – через каждые 30 минут. Во время 10–15 минутного перерыва желательно, чтобы ребенок бегал, прыгал, смотрел в окно, делал гимнастику для глаз.   Дошкольникам   и   младшим   школьникам   рекомендуется   смотреть 2. телевизор только в выходные дни, а за компьютером проводить не более 15– 20 минут в день.   Оптимальное расстояние от книги или тетради до глаз ребенка –  40 3. см. Родители могут измерить это расстояние вместе с ребенком и научить его правильно сидеть за столом. 4.   Занятия   бегом,   плаванием,   теннисом   способствуют   улучшению кровоснабжения   зрительного   аппарата   и   его   оптимальному   отдыху   при интеллектуальных нагрузках. Необходимые для глаз вещества Лютеин  (источники:  яйцо (желток),  персики,  апельсины,   мандарины, сельдерей,   морковь,  хурма,  кукуруза,   зеленый   салат,   сладкий   перец, петрушка, укроп) – способен проникать в сетчатку глаза, улучшать остроту зрения,   обеспечивать   весь   спектр   цветоощущения,   защищать   глаза   от ультрафиолета. Бета­каротин (источники: морковь, зелёный лук, щавель, шпинат, латук, салат, томаты, красный перец, брокколи, тыква, грейпфруты, сливы, персики, дыни, абрикосы, хурма, крыжовник, черника, чёрная смородина) – участвует в построении   зрительного   пигмента   родопсина,   который   обеспечивает адаптацию к пониженной освещенности. Витамин   С  (источники:   шиповник,   перец   красный   и   зеленый   сладкий, черная смородина, облепиха, петрушка, белые грибы, капуста брюссельская и цветная, укроп, рябина красная садовая, апельсины, земляника) – нормализует образование   слезной   жидкости,   уменьшает   повышенное   внутриглазное давление. Витамин Е  (источники: масла соевое, кукурузное, подсолнечное, зерна пшеницы, кукурузы, овса, ржи, бобовые, миндаль, фундук, кешью, грецкие орехи)   –   сохраняет   эластичность   кровеносных   сосудов,   предотвращает развитие близорукости. Цинк (источники: семена подсолнуха, льна, соя, бобы,  чечевица, горох, орехи грецкие, лесные, кешью, белый грибы, пшеница) – защищает глаза от повреждений ярким светом, обеспечивает прозрачность хрусталика. Медь  (источники: листья и стебли шпината, листья салата, зерна овса, картофель, печень свиная и говяжья, миндаль, фундук, кешью, грецкие орехи) – укрепляет сосуды глаза, входит в состав пигмента радужки. Витамин   А  (источники:   печень   свиная,   говяжья   и   тресковая,   масло сливочное, сыр, яйцо, творог, курица, рыба) – повышает прочность сосудов. Селен  (источники:   пшеница,   кокос,   тунец,   сардинах,   печень   свиная   и говяжья,  свинина, яйцо, говядина,  молоко) – улучшает  состояние сосудов, препятствует их старению. Черника   –   природный   антиоксидант,   защищает   глаза   от   действия свободных   радикалов,   увеличивает   скорость   образования   зрительного пигмента   родопсина,   улучшает   сумеречное   зрение,   восстанавливает нарушенную микроциркуляцию и состояние клеточных мембран. Гимнастика для глаз 1. Крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем откройте на 3–5 секунд. Повторите   упражнение   6–8   раз.  Цель:  укрепление   мышц   век,   улучшение кровоснабжения в глазничной области. 2. Поставьте большой палец руки на расстояние 25–30 см от глаз, смотрите двумя глазами на кончик пальца 3–5 секунд, закройте один глаз на 3–5 секунд, а   затем   снова   смотрите   двумя   глазами,   потом   закройте   другой   глаз. Повторите 10 раз. Цель: укрепление мышц обоих глаз. 3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1–2 секунды   уберите   пальцы   с   век.   Повторите   3–4   раза.  Цель:  улучшение циркуляции внутриглазной жидкости. 4. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и слегка моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2–3 глубоких вдоха. Повторите 3 раза. Цель: снятие усталости с глаз. Игры для профилактики и коррекции  нарушений высших мозговых функций Цель   воздействия:   улучшение   мыслительной   деятельности, синхронизация   работы   полушарий,   улучшение   памяти   и   устойчивости внимания.  Время выполнения: от 5–10 до 20–35 минут в день. Длительность одного комплекса   упражнений   –   45–60   дней.   Желательно   делать   перерыв   (две недели) между комплексами. Комплекс 1. 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук,   соединяя   в   кольцо   с   большим   пальцем   последовательно   указательный, средний   и   т.д.   Сначала   от   указательного   пальца   к   мизинцу,   затем   наоборот. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Кулак   –   ребро   –   ладонь.   Три   положения   руки   на   плоскости   стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак рука, ладонь ребром, распрямленная ладонь; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз. При затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя. 3. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка   взять   в   обе   руки   по   карандашу   или   фломастеру   и   рисовать одновременно  обеими  руками  зеркально­симметричные  рисунки, буквы  (по предложенному образцу). 4. Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо.   Одновременно   отпустить   ухо   и   нос,   хлопнуть   в   ладоши   и   поменять положение рук: правой рукой взяться за нос, а левой – за правое ухо. Комплекс 2. 1. Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки. 2. Соединить   концевые   фаланги   выпрямленных   пальцев   рук.   Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой, затем наоборот. Отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно. 3. Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1–2, 1–2– 3 и т.д. 4. Раскатывать   на   доске   небольшой   комочек   пластилина   по   очереди пальцами правой руки, затем левой. 5. Вращать   карандаш   сначала   между   пальцами   правой   руки,   затем   левой (между   большим   и   указательным;   указательным   и   средним;   средним   и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону). 6. По команде «Ухо!» взяться за ухо, по команде «Нос!» – за нос. Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская   порой   намеренные   ошибки   и   провоцируя   его   на   неправильные движения. 7. Стоя сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что летишь, размахивая крыльями. Игры для развития концентрации внимания «Испорченный   хор».  Один   из   детей   (водящий)   выходит   за   дверь, остальные   выбирают   какую­либо   строчку   из   известной   песни,   каждому достается по одному слову. Затем входит водящий и игроки одновременно громко произносят каждый свое слово. Водящий должен отгадать название песни. «Менялки». Дети садятся в круг, выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг (стульев на один меньше, чем играющих). Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого светлые волосы, белые носки и др.». Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий пытается занять свободное место. Ребенок, оставшийся без стула, становится водящим. «Что   изменилось?».  Посмотрите   на   свой   письменный   или   кухонный стол.   Если   там   сейчас   слишком   большой   порядок,   наведите   временный беспорядок.   Затем   отвернитесь   и   постарайтесь   как   можно   точнее воспроизвести все то, что было на столе, как были расположены предметы относительно друг друга. Хорошо, если вы попытаетесь это записать, а если вы умеете рисовать, то и зарисовать. Теперь попросите кого­нибудь внести изменения   в   расположение   вещей   на   столе   или   же   убрать   со   стола   (или, наоборот,  доставить)   какой­нибудь   предмет.  Посмотрите   снова   на   стол   и попробуйте   без   долгих   размышлений   ответить,   что   же   изменилось.   Вы можете   увеличивать   количество   предметов   на   столе,   убирать   большее количество   предметов   (когда   из   30   предметов   убирают   5,   уже   довольно трудно   их   определить).   Можно   играть   на   скорость   (кто   быстрее   назовет убранный предмет). «Одновременные дела». Это упражнение надо выполнять одновременно с любым другим делом, при осуществлении которого ваши руки остаются свободными, например, разговаривая с кем­то, слушая интересную программу по радио, смотря телевизор или читая газету. Вам необходимо одновременно с   основным   делом   рисовать   (не   глядя   на   бумагу)   поочередно   крестики   и нолики. Ваша задача – нарисовать как можно больше крестиков и ноликов (хорошая скорость – два элемента в минуту) и постараться не ошибаться в очередности   крестиков   и   ноликов.   Вы   можете   усложнить   для   себя   и   это задание.   Например,   попробовать   рисовать   поочередно   один   крестик   и   два нолика   и   тоже   постараться   не   сбиться.   Через   пять   минут   начните   писать наоборот:   два   крестика   и   один   нолик   и   т.д.   (три   на   три,   два   на   три). Попробуйте   рисовать   крестики   и   нолики   аккуратно   или   определенного размера или, например, нолик рисовать левой рукой, а крестик правой или наоборот.   Рисование   крестиков   и   ноликов   можно   заменить   написанием различных   цифр   –   это   уже   значительно   сложнее.   Вариантов   упражнения множество, но задача остается прежней – научиться распределять внимание между несколькими делами, выполняемыми одновременно.  «Вызови  по имени».  Дети   бегают,   прыгают   в   произвольном   порядке, предварительно   разбившиеся   на   две   команды.   Внезапно   ведущий подбрасывает   мяч   и   называет   имя   участника   первой   команды,   который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз. «Запомни  свою  позу».  Дети   стоят   в   кругу   или   в   разных   углах   зала, каждый ребенок должен встать в какую­нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит   музыка,   дети   разбегаются,   по   окончании   звучания   они   должны вернуться на свои места и принять ту же позу. «Запретная   цифра».  Дети   стоят   по   кругу.   Выбирается   «запретная» цифра,   например   –   5,   вместо   произнесения   которой   участник   хлопает   в ладоши. Игра начинается, когда первый ребенок говорит «один», следующий продолжает счет – и так до пяти. Вместо цифры «5», следующий участник хлопает в ладоши. Сказавший число с цифрой «5» выбывает из игры. «Запрещенное движение». Дети стоят лицом к ведущему и повторяют за ним движения под музыку. Выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры. «Ручейки и озера». Игроки стоят в колоннах с одинаковым количеством играющих в каждой. По сигналу «ручейки побежали» все бегут друг за другом в разных направлениях, оставаясь в своей колонне. На сигнал «озера» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те, кто построил круг раньше всех. Строиться в круг без команды нельзя. «Художник». Ведущий – «художник» внимательно в течение 1–2 минут смотрит на «заказчика» (другого ребенка), а затем, отвернувшись, по памяти описывает его внешность. Для подсказки учитель может задавать наводящие вопросы:   «Какого   цвета   глаза»,   «Во   что   “заказчик”   одет»   и   т.д.   Нельзя фиксировать   внимание   на   тех   или   иных   физических   недостатках   детей   и, наоборот, следует подчеркивать их красоту. Упражнения для профилактики нарушения осанки Цель:   развитие   статической   выносливости   мышц,   улучшение   гибкости позвоночника, улучшение кровоснабжения головного и спинного мозга, снятие напряжения,   повышение   концентрации   внимания,   развитие   вестибулярного аппарата, нормализация обмена веществ. Время выполнения: 15–20 минут в день. 1. «Дерево». Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять правую ногу. Сгибая ее в колене, скользить стопой по левой ноге, при этом колено направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги упирается во   внутреннюю   поверхность   бедра   левой   ноги.   Вытянуть   прямые   руки   в стороны. Медленно поднять руки так, чтобы они соприкоснулись ладонями на темени. Задержаться в этом положении 10 секунд, медленно опустить руки, встать на обе ноги. Сменить положение ног. 2. «Цапля». Встать твердо на обе ноги. Согнуть одну ногу в колене и, помогая рукой, коснуться пяткой ягодицы. Другая рука отведена в сторону. Задержаться в этом положении 10 секунд, медленно опустить руки, встать на обе ноги. Сменить положение ног. 3.   «Черепаха».   Плавно   откинуть   голову   назад   и   коснуться   затылком спины.   В   такой   позиции   попытаться   втянуть   ее   в   плечи   по   вертикали, задержаться   в   этом   положении   10  секунд,  затем   плавно   наклонить   голову вперед, втянуть ее «в себя» (в основном за счет поднятия плеч). Подбородок прижат к груди, его «сверхзадача» – коснуться пупка.  4.   «Сова».   Голову   держать   ровно   (в   одной   плоскости   со   спиной). Медленно уводить взгляд вправо или влево и поворачивать за ним голову (до упора,   как   бы   стараясь   увидеть,   что   там,   за   спиной).   С   каждым   разом «отвоевывать» по миллиметру­другому.  5. «Нахмуренный ежик». Плечи выдвинуть вперед, подбородок подтянуть к   груди,   руки   сцепить   перед   собой   (ладони   охватывают   локти).   Поясница неподвижна. Подбородком коснуться груди и потянуть его к пупку. Верхний отдел позвоночника должен выгнуться, как лук. Ровно поставленные плечи сводятся, чуть­чуть напрягаясь, вперед навстречу друг другу. Представьте, что на спине у вас от шеи до лопаток – иголки. «Ежику» что­то не нравится, он   ощетинился.   Нужно   направить   все   внимание   на   верхнегрудной   отдел позвоночника и постараться как можно больше выгнуть его. 6. «Филин». Обернувшись через левое плечо и чуть прогнувшись назад, потянуться,   стремясь   осмотреть   правую   пятку   с   наружной   стороны.   Ноги неподвижны. Аналогичным образом «произвести осмотр» левой пятки.  7. «Поза плода». Сесть, поджав под себя ноги, подошвы наружу, стопы и колени вместе. Наклониться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Медленно расслабиться. 8. «Кобра». Лечь лицом вниз, подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, медленно   поднять   голову,   глядя   вверх.   Удерживать   бедра   на   полу. Задержаться   в   этом   положении   10   секунд,   затем,   медленно   выдыхая, возвратиться в и.п. 9.   «Натянутый   лук».   Лечь   на   пол   на   живот,   руки   вдоль   туловища. Медленно выдыхая, захватить правой рукой правую голень, левой рукой – левую голень. Сделать полный выдох. Прогнуть спину и приподнять бедра. Медленно выдыхая, считать до 10, затем медленно опуститься на пол. 10. «Плуг». Лечь на спину, вытянуться, руки по сторонам. Сделать вдох. Опираясь   на   прямые   руки,   поднять   прямые   ноги   и   завести   их   за   голову. Постараться коснуться носками пола за головой. Дышать глубоко и медленно. Оставаться   в  этой   позе,  пока   не  возникнет   ощущение  дискомфорта,  затем согнуть ноги, выпрямить их вверх и медленно опустить, возвращаясь в и.п. с упором на руки. Особенности воспитания детей с нарушением зрения Детей   с   нарушениями   зрения   с   самого   раннего   возраста   следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений здоровья. Ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения 1. Чрезмерная опека, лишение  ребенка  самостоятельности, подавление его активности, запрещение выполнять доступные и посильные действия («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т.п.). 2.   Неадекватность   предъявляемых   требований   к   ребенку   в   семье, излишняя строгость и настойчивость родителей в получении дополнительных знаний  из­за  боязни, что  ребенок  с дефектом  зрения  во  «взрослой» жизни будет не востребован, что приводит к формированию повышенной моральной ответственности   ребенка   и   создает   предпосылки   к   развитию   фобических реакций.  3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний   что   приводит   к   развитию   эгоцентризма, «больного»   ребенка, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.   4.   Неприятие   ребенка   с   физическим   недостатком,   способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций у детей. Предлагаем родителям некоторые рекомендации по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения. 1. Чаще разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. 2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло».). 3. Повторяйте  обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения из­за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения. 4.   Учите   ребенка   внимательно   и   до   конца   выслушивать   взрослого   и отвечать на вопросы.  5. Используйте «золотое» правило: «Все, что только можно, представьте ребенку   наглядно»,   широко   используйте   рисунки,   макеты,   диафильмы, совершайте мини­экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами. 6.   Учите   малыша   обследовать   окружающие   предметы   не   только   с помощью зрения, но и осязания (на ощупь).  7. Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов,   их   цвет,   форму   и   величину   (например,   обследование   кубика: «Это   кубик,   посмотри   глазками   внимательно   ­   он   красного   цвета; потрогай, какой кубик гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы ­ вот они; есть и стороны ­ вот они»). 5.Упражняйте ребенка в различении предметов  по величине. Для этого подберите   игрушки   и   предметы   разные   по   величине   (мячи,   пирамидки, ленточки). Объясните ребенку какой мяч большой, а какой маленький. 6.Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе), предложите ему положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: «То, что расположено около левой руки ­ слева от тебя, а то, что расположено около правой руки ­ справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него. 7.   Обязательно   поддерживайте   действия   ребенка   поощрительными, ласковыми словами, давайте положительную оценку того, что он делает: «Ты очень старался, молодец!», «Как красиво ты поставил игрушки!» и т.п. Это поможет нерешительному   ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете. 8. Стимулируйте двигательную активность вашего ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.  9. Развивайте мелкую моторику ребенка, так как доказана   зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д. Понимая   сложность   внедрения   таких   комплексных   программ   в   садах общего   типа,   для   улучшения   медико­педагогичекого   сопровождения пациентов с нарушением зрения мы предложили концепцию Центров здоровья для   них,   которые   могут   создаваться   при   специализированных образовательных учреждениях. В   сентябре   2011   года   в   г.   Иваново   на   базе   МДОУ   «Детский   сад компенсирующего   вида   №   182»   состоялось   открытии   Центра   социальной адаптации и медико­педагогической реабилитации детей с крайней степенью слабовидения «Я увижу мир…».  Целью   открытия   Центра   является   обеспечение   психолого­ педагогического   сопровождения   детей   от  1,5  до  7  лет,   имеющих   сложные зрительные   патологии   и   особые   потребности,   для   социализации   и формирования   предпосылок   учебной   деятельности,   совершенствования воспитания   дошкольников   со   зрительной   депривацией,   развития   личности детей и оказания психолого­педагогической помощи родителям. Мы видим три основных направления работы такого Центра:   Внедрение индивидуализированных комплексных программ реабилитации  Создание возможности социализации детей с крайней степенью снижения 1. в специализированном саду. 2. зрения.  3.   Оказание   консультативно­методической   помощи   детям   с   нарушенным зрением,   не   посещающим   коррекционные   учреждения,   и   разработка индивидуальных   комплексных   программ   их   медико­педагогического сопровождения.    Разработка  оптимального индивидуального  образовательного  маршрута  Коллегиальное создание комплексных программ реабилитации детей.   Ознакомление   родителей   (законных   представителей)   с   результатами Функции Центра:   Клинико­психолого­педагогическое   обследование   детей   с   участием 1. врачей узких специальностей, а также родительско­детского взаимодействия. 2. 3. диагностических исследований и разработанной программой реабилитации. 4. ребенка с учетом стартовых возможностей, ресурсов компенсации. 5.   Обучение   родителей   (законных   представителей),   специалистов   и педагогов образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми,   имеющими   патологию   зрения,   а   также   основным   методам   их реабилитации. 6. средствами игры у детей от 1,5  до 7 лет с нарушением зрения. 7. психологических проблем, связанных с этим.   Проведение   психопрофилактики,   психотерапии   и   психокоррекции   Помощь   семье   в   адаптации   к   инвалидности   ребенка   и   преодоление При его открытии решались следующие задачи: 1. Создание материально­технической базы. 2. Разработка нормативно­правовой базы. 3. Приобретение   специального   оборудования   и   технических   средств обучения для детей с крайней степенью слабовидения. 4. Оснащение   Центра   наглядным   методическим   материалом   и дидактическими пособиями.  5. Разработка   системы   психолого­педагогического   и   медицинского сопровождения для детей с крайней степенью слабовидения. Для открытия такого Центра важно создать материально­техническую базу, предусматривающую:  1) специальное оборудование: ­ для детей с крайней степенью слабовидения; ­ для развития общей подвижности; 2) игрушки: ­ для развития ручных навыков; ­ для развития тактильного, зрительного и слухового восприятия; ­ для развития мышления и речи; ­ для поддержки социально­эмоционального развития; ­ музыкальные 3) пособия:  ­ для игры с водой; ­ для игры с сыпучими материалами; ­ тактильные и рельефно­графические; ­ для развития невербальной коммуникации 4) материалы для изобразительного творчества; 5)   тактильные   и   «говорящие»   книги   для   детей   с   крайней   степенью слабовидения; 6) фонотека; 7) видеотека; 8) интерактивная доска; 9) 2  компьютера (с синтезатором речи и тактильным дисплеем); 10)   специальная   литература   и   компьютерные   программы (диагностические и развивающие). Для   организации   деятельности   Центра   были   привлечены   следующие специалисты: ­   руководитель   структурного   подразделения,   осуществляющий организационно­методическую работу; ­   врач­офтальмолог,   осуществляющий   контроль   за   состоянием зрительных функций, назначение очковой коррекции, специального лечения для достижения максимально возможной остроты зрения; ­   сестра­ортоптистка,   проводящая   аппаратное   лечение   детей   по назначению врача­офтальмолога; ­   врач­педиатр,   осуществляющий   контроль   за   состоянием   здоровья слабовидящих   детей,   оказание   неотложной   и   амбулаторной   помощи, выдающий рекомендации по оздоровлению детей; ­   медсестра,   которая   проводит   контроль   за   санитарным   режимом, осуществляет   помощь   педиатру   в  реализации   мероприятий   для   улучшения здоровья детей; ­   врач­невролог,   проводящий   наблюдение   за   нервно­психическим развитием   детей,   за   состоянием   высших   психических   функций,   назначение сопутствующего неврологического лечения; ­   педагог­психолог,   проводящий   первичное   обследование   ребенка, консультирование родителей и диагностика ребенка в течение года, а также игровые занятия с детьми в микрогруппах и индивидуально; ­   учитель­дефектолог   (тифлопедагог),   осуществляющий   диагностику   и проводящий   коррекционные   индивидуальные   занятия   с   детьми,   а   также консультирование родителей или законных представителей ребенка; ­ учитель­логопед, проводящий индивидуальные игровые логопедические занятия   с   детьми,   а   также   консультирование   родителей   или   законных представителей ребенка; ­ инструктор лечебной физкультуры и музыкальный работник, которые проводят индивидуальные и микрогрупповые занятия с детьми по развитию продуктивной   деятельности   и   креативности,   подгрупповые   музыкальные занятия, двигательные упражнения с использованием игрового материала; ­ младший воспитатель, осуществляющий уборку помещений и обработку оборудования. Создание   Центра   позволит   осуществить   гуманистический   подход   к воспитанию   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Его деятельность направлена на: 1.  Достижение   максимально   возможного   повышения   остроты   зрения   у детей. 2. Поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка. 3.   Налаживание   эффективного   общения   ребенка   с   другими   членами семьи. 5. Формирование предпосылок к обучению. 6. Гармонизация родительско­детских отношений. Сегодня   открытие   такого   Центра   ­   это   первые   шаги,   так   как   идея создания подобных центров еще нова, как для России в целом, так и для нашего   города.   Реализация   этого   проекта   позволит   внедрить   новые технологии психолого­педагогического и медико­социального сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Иваново на 2010­2012 гг.». Мы надеемся, что функционирование Центра поможет повысить качество жизни слабовидящих   детей,   в   том   числе   и   с   тяжелыми   нарушения,   они   смогут адаптироваться в социуме, а родители научатся слышать ребенка, получать радость от общения с ним. Библиографический список 1. Баранов   А.   А.,   Ильин   А.   Г.   Актуальные   проблемы   сохранения   и укрепления   здоровья   детей   в   Российской   Федерации   //   Рос. педиатрический журн. — 2011. — № 4. — С. 7—11. 3. 2. Березина   Н.   О.,   Никитина   М.   А.,   Храмцов   П.   И.   Характеристика функциональных возможностей организма современных дошкольников // Рос. педиатрический журн. — 2011. — № 3. —С. 39—42. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания / Н. Н. Куинджи [и др.] // Вестн. РАМН. — 2003. — № 8. — С. 20—21. Гудонис   В.   П.   Основы   и   перспективы   социальной   адаптации   лиц   с пониженным зрением. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 288 с. 5. Лебединский   В.   В.   Нарушение   психического   развития   в   детском 4. возрасте. — М. : Академия, 2006. — 144 с. 6. Либман   Е.   С.,   Шахова   Е.   В.   Слепота   и   инвалидность   вследствие патологии органа зрения в России // Вестн. офтальмологии. — 2006. — Т. 122, № 1. — С. 35—37. 7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб. : КАРО, 2006. — 336 с. 8. Немов Р. С. Психология. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 688 с. 9. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры : практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. — М. : ГНОМ и Д, 2002. — 160 с. 10. Плаксина Л. И. Тифлопедагогика. — М. : Рос. академия образования Института коррекционной педагогики, 1999. — 46 с. 11. Рапопорт   И.   К.,   Кучма   В.   Р.   Состояние   здоровья   современных   детей дошкольного возраста // Здоровье дошкольника. — 2008. — № 3. — С. 2— 8.

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Современные подходы к организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2018