Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Оценка 4.6

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Оценка 4.6
Семинары
doc
экология
Детсад
13.04.2017
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
В статье представлен опыт работы по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. В методике экологического воспитания дошкольников специфической чертой являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Статья моя.doc
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» Воспитатель Башкатова Л.Н. Ключевая линия дошкольного детства ­ это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию   и   творчеству,   он   направлен   на   поддержку   любых   программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок   современного   мира.   Современная   культура,   объединяющая человечество,   основана  на  общечеловеческих   ценностях,  одной  из  которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. В   настоящее   время   наблюдается   переосмысление   дошкольного   и школьного  экологического образования, что влечет появление нового образа жизни,   мышления   и   поведения   в   окружающем   мире,   основанном   на психологической   активности   людей   в   экологической   деятельности,   на экологической этике добра и милосердия. Это позволит формировать у детей умение   адаптироваться   к   природной   среде   и   вырабатывать   навыки экологически целесообразного поведения. Особое   внимание,   я   думаю,   следует   предавать   формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения. Детям   важно   понимать   необходимость   выполнения   запретов   и предписаний   в   природной   и   социальной   среде,   поэтому   при   рассмотрении конкретных  экологических  ситуаций важно показать  значения  поведения  и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно   подвести   детей   к   выводу   о   необходимости   защиты   и   охраны природных объектов, нашего общего земного дома. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, используя различные формы  работы, которые условно можно разделить на четыре направления: НОД Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями     Экологическое   образование   представляет   собой   целостную   систему, которая включает в себя создание эколого­развивающей среды:  Групповые уголки природы  Использование свободного пространства в помещении ДОУ: зимний сад, картинная галерея, мини ­ огород на окне  Искусственное создание мини – экосистем  Моделирование ландшафтов  Сбор и оформление коллекций  Дидактические игры  Создание мини – лабораторий  Организация и оборудование экологического пространства с описанием объектов   наблюдения,   уголки   нетронутой   природы,   огород,   клумбы, посадки лекарственных растений Считаю   важным   разнообразить   методы   и   приёмы   работы   с   детьми: беседа,   чтение   художественной   литературы,   поручения,   опыты   и экспериментирования, проблемные ситуации, наблюдения. Необходимо использовать и различные формы работы с детьми:  Интегрированные занятия   Опытническая и экспериментальная деятельность   Просмотр видеофильмов   Организация экологической тропы   Прохождение экологического маршрута   Проведение экологических праздников Наблюдая за детьми во время прогулки, обратила внимание, что мало кто   из   ребят   любовался   распустившимися   цветами.   Иногда   возникало ощущение,   что   дети   относятся   к   живым   объектам   природы   как   к неодушевлённым   объектам.   Порой   они   восторгаются   при   виде   цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам. Откуда   у   эмоционально   отзывчивого   ребёнка   столько   холодности   и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой взрослые сами являемся примером  экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от   комаров;   видит,   что   дети   качаются   на   деревьях   и   равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе. Поэтому для результативности и закрепления результатов очень важно взаимодействие с родителями.  В своей работе с родителями  использую следующие формы:  Детско­родительские проекты  Информационное просвещение родителей  Совместные мероприятия  Экологические праздники и развлечения Родители   совместно   с   детьми   участвуют   в   таких   проектах   как: «Зелёный островок» (комнатные растения), «Наша клумба», «Кормушка для птиц». Расширение коллекций тематических картинок. Составляя ежедневное тематическое планирование, отдаю предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно­иллюстративного материала).   Использую   тематические   картинки:  «Фрукты», «Времена   года»,  «Насекомые»,  «Растения»  и   т.   д.;     словесные   методы  «Овощи», (рассказ, чтение художественной литературы). В первую очередь это русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса». С.   Маршак  «Усатый­полосатый»;   В.   Сутеев  «Кто   сказал   мяу»;   А.   Блок «Зайчик»;   В   Чарушин  «Волк»,  «Заяц»,  «Лиса»  и   другую   художественную литературу, соответствующую возрасту. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребёнка,   эмоциональный   отклик,   не   может   не   оказать   влияния   на формировании  у   них   бережного   и   внимательного   отношения   к   объектам растительного и животного мира. Так же в своей работе использую такие дидактические игры, как   «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?»; игры – поручения. В средней группе можно поручать детям самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только   несколько   действий,   но   и   элементы   самоорганизации   (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.): «Польём цветы», «Салон красоты для комнатных цветов». С   большим   интересом   дети   принимают   участие   в   играх­загадках,   в основе которых лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Фантазию   и   воображение   развиваю   с   использованием   игр­ предположений («Что было бы..?», «Что бы я сделал...»), игр с картинками. Для   игр   могут   использоваться   разнообразные   картинки,   серии   картин,   в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей. Внимание   и   усидчивость   развиваю   через   настольно­печатные   игры   ­ предметное лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?»,   «Кому   это   нужно»   и   др.)   и   строительные   игры   с   природным материалом. Экологическое развитие проходит через развитие речи:   «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно ­ не нужно» и др.   Во   время   прогулок   играем   в   подвижные   игры  экологического характера. Например,  «Наседка   с   цыплятами»,  «Мыши   и   кот»,  «Солнышко   и дождик» и др. Игры­путешествия, призваны усилить впечатление, обратить внимание детей   на   то,   что   находится   рядом.   Они   обостряют   наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх использую многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: «Путешествие в сказочный лес», «В гости к зайке»и др. При   наличии   даже   небольшого   пространства,   в   каждой   возрастной группе необходимо иметь уголок природы. Видовой состав растений в уголке природы   любой   группы   не   имеет   принципиального   значения,   должен   быть неопасным для детей, а также гипоаллергенным, не иметь колючек или шипов, быть   неядовитым.   Важно,   чтобы   растения   были   ухоженными,   правильно размещены   и   красиво   оформлены.   Комнатные   растения   ­   это   не   учебные пособия,   а   живые   существа,   которых   надо   любить   и   о   которых   следует заботиться ­ их существование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями. Непосредственная   близость   обитателей   уголка   природы   к   детям позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для   проведения   различных   эколого­педагогических   мероприятий   и организации   разных   видов   совместной   деятельности   детей   и   взрослого,   их частую смену в различные формы совмещения с игрой и творчеством. Дети с интересом   наблюдают,   когда   в   уголке   природы   появляются   также   и временные объекты природы, например мини­огород на окне ­ лук и чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. А также активно использую практический метод (труд, игра) в уголке природы. Работая с детьми по формированию экологической культуры, опираюсь на   их   чувственное   восприятие   и   сенсорное   развитие,   широко   использую простейшее   экспериментирование,   элементы   моделирования,   решение простейших   ситуаций, словесные и наглядные методы.   коллекционирование,   разнообразные   игровые, Опыты   ­   словно   фокусы.   Только   загадка   фокусов   так   и   остается неразгаданной,   а   вот   все,   что   получилось   в   результате  опытов,   можно  Опыты  помогают   развивать   мышление,   логику, объяснить   и   понять. творчество   ребенка,   наглядно   показывать   связи   в   природе.   Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания,   полученные   во   время   проведения  опытов,   запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя. Надо   заметить,   что   проведение   подобной  работы  вызывает   у   детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы. Использую элементарную предметную деятельность для поиска ответов на вопросы, например,  можно  ли взять  в руки  воду? А  камень?  Опытным путем   дети   усваивают   свойства   объектов   и   явлений   природы   (игра   с солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок ­ вода), связи, возникающие между предметами и явлениями   (сухой   песок   не   лепится,   мокрый   лепится).   Это   позволяет построить   систему   по   формированию   экологической   культуры   у   младших дошкольников и добиться определенных результатов в своей работе. С точки зрения экологического воспитания крайне важно формировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет. Экологическое   образование   и   воспитание  должно   вестись   исподволь, ненавязчиво,   без   налета   обязательности,   но   всегда   с   удовольствием   и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых. В нашем дошкольном учреждении созданы   оптимальные условия для экологического воспитания, где   есть возможность неоднократно, в течение дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах: в игре, наблюдениях, индивидуальной   работе,   опытах   и   экспериментах   и   т.п.   Что   особенно актуально в год экологии.

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии

Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2017