Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Оценка 4.6
Семинары
doc
экология
Детсад
13.04.2017
В статье представлен опыт работы по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. В методике экологического воспитания дошкольников специфической чертой являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Статья моя.doc
Современные подходы организации экологического образования
в дошкольном отделении гимназии
МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»
Воспитатель Башкатова Л.Н.
Ключевая линия дошкольного детства это приобщение к ценностям
культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к
познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ,
способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных
установок современного мира. Современная культура, объединяющая
человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых
является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.
В настоящее время наблюдается переосмысление дошкольного и
школьного экологического образования, что влечет появление нового образа
жизни, мышления и поведения в окружающем мире, основанном на
психологической активности людей в экологической деятельности, на
экологической этике добра и милосердия. Это позволит формировать у детей
умение адаптироваться к природной среде и вырабатывать навыки
экологически целесообразного поведения.
Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию
экологически грамотного поведения ребёнка в природе.
Ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего,
понимать необходимость их выполнения.
Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и
предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении
конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и
деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и
обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны
природных объектов, нашего общего земного дома. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств,
используя различные формы работы, которые условно можно разделить на
четыре направления:
НОД
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
Экологическое образование представляет собой целостную систему,
которая включает в себя создание экологоразвивающей среды:
Групповые уголки природы
Использование свободного пространства в помещении ДОУ: зимний сад,
картинная галерея, мини огород на окне
Искусственное создание мини – экосистем
Моделирование ландшафтов
Сбор и оформление коллекций
Дидактические игры
Создание мини – лабораторий
Организация и оборудование экологического пространства с описанием
объектов наблюдения, уголки нетронутой природы, огород, клумбы,
посадки лекарственных растений
Считаю важным разнообразить методы и приёмы работы с детьми:
беседа, чтение художественной литературы, поручения, опыты и
экспериментирования, проблемные ситуации, наблюдения.
Необходимо использовать и различные формы работы с детьми:
Интегрированные занятия
Опытническая и экспериментальная деятельность
Просмотр видеофильмов
Организация экологической тропы
Прохождение экологического маршрута
Проведение экологических праздников
Наблюдая за детьми во время прогулки, обратила внимание, что мало
кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало
ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка,
бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это
говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и
безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой взрослые сами являемся
примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается
от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно
отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом
поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.
Поэтому для результативности и закрепления результатов очень важно
взаимодействие с родителями.
В своей работе с родителями использую следующие формы:
Детскородительские проекты
Информационное просвещение родителей
Совместные мероприятия
Экологические праздники и развлечения
Родители совместно с детьми участвуют в таких проектах как:
«Зелёный островок» (комнатные растения), «Наша клумба», «Кормушка для
птиц». Расширение коллекций тематических картинок.
Составляя ежедневное тематическое планирование, отдаю предпочтение
наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядноиллюстративного
материала). Использую тематические картинки:
«Фрукты»,
«Времена года», «Насекомые», «Растения» и т. д.; словесные методы
«Овощи»,
(рассказ, чтение художественной литературы). В первую очередь это русские
народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса».
С. Маршак «Усатыйполосатый»; В. Сутеев «Кто сказал мяу»; А. Блок
«Зайчик»; В Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса» и другую художественную
литературу, соответствующую возрасту. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания
ребёнка, эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на
формировании у них бережного и внимательного отношения к объектам
растительного и животного мира.
Так же в своей работе использую такие дидактические игры, как
«Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что
изменилось?»; игры – поручения. В средней группе можно поручать детям
самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не
только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить
место для работы, определить последовательность ее и т.п.): «Польём цветы»,
«Салон красоты для комнатных цветов».
С большим интересом дети принимают участие в играхзагадках, в
основе которых лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы.
Фантазию и воображение развиваю с использованием игр
предположений («Что было бы..?», «Что бы я сделал...»), игр с картинками.
Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в
соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями
детей.
Внимание и усидчивость развиваю через настольнопечатные игры
предметное лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это
бывает?», «Кому это нужно» и др.) и строительные игры с природным
материалом.
Экологическое развитие проходит через развитие речи: «Назови, кто
летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно не нужно» и др.
Во время прогулок играем в подвижные игры экологического
характера. Например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и
дождик» и др.
Игрыпутешествия, призваны усилить впечатление, обратить внимание
детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность,
обличают преодоление трудностей. В этих играх использую многие способы
раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью:
«Путешествие в сказочный лес», «В гости к зайке»и др.
При наличии даже небольшого пространства, в каждой возрастной
группе необходимо иметь уголок природы. Видовой состав растений в уголке
природы любой группы не имеет принципиального значения, должен быть
неопасным для детей, а также гипоаллергенным, не иметь колючек или шипов,
быть неядовитым. Важно, чтобы растения были ухоженными, правильно
размещены и красиво оформлены. Комнатные растения это не учебные
пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует
заботиться их существование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не
следует подменять искусственными растениями.
Непосредственная близость обитателей уголка природы к детям
позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его
для проведения различных экологопедагогических мероприятий и
организации разных видов совместной деятельности детей и взрослого, их
частую смену в различные формы совмещения с игрой и творчеством. Дети с
интересом наблюдают, когда в уголке природы появляются также и
временные объекты природы, например миниогород на окне лук и чеснок,
овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. А
также активно использую практический метод (труд, игра) в уголке природы.
Работая с детьми по формированию экологической культуры, опираюсь
на их чувственное восприятие и сенсорное развитие, широко использую
простейшее экспериментирование, элементы моделирования, решение простейших ситуаций,
словесные и наглядные методы.
коллекционирование,
разнообразные игровые,
Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается
неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно
Опыты помогают развивать мышление, логику,
объяснить и понять.
творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования
предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?»
и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются
надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли
наблюдателя.
Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей
самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике
познавать законы природы.
Использую элементарную предметную деятельность для поиска ответов
на вопросы, например, можно ли взять в руки воду? А камень? Опытным
путем дети усваивают свойства объектов и явлений природы (игра с
солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного
предмета с другим (песок вода), связи, возникающие между предметами и
явлениями (сухой песок не лепится, мокрый лепится). Это позволяет
построить систему по формированию экологической культуры у младших
дошкольников и добиться определенных результатов в своей работе.
С точки зрения экологического воспитания крайне важно формировать
у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения,
независимо от того, нравится оно ему или нет.
Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь,
ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и
искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых. В нашем дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для
экологического воспитания, где есть возможность неоднократно, в течение
дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах: в игре, наблюдениях,
индивидуальной работе, опытах и экспериментах и т.п. Что особенно
актуально в год экологии.
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Современные подходы организации экологического образования в дошкольном отделении гимназии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.