Современный ребенок большого города
Оценка 4.6

Современный ребенок большого города

Оценка 4.6
docx
19.11.2024
Современный ребенок большого города
Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.
Современный ребенок большого города.docx

Современный ребенок большого города.

Современный ребенок большого города (мегаполиса) живет в мире постоянного стресса, обвала информации, экологических катаклизмов. В результате этого он испытывает душевное одиночество, неуверенность, духовный кризис. Такой портрет ребенка возникает по статистическим данным исследования клиники неврозов. Ученые: философы, психологи, педагоги ищут возможности компенсации негативных влияний внешней среды на психику человека. Многие полагают, что эффективным средством укрепления психического здоровья человека является творческая деятельность (А.Кожибский) и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание. Между тем многие педагогические и методические подходы, которые сформировались в 20-х-80-х годах, не соответствуют психологии современного детства. Изменился социальный заказ общества, условия жизни, возможно самоопределение, особенно это относится к детям. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность.

По мнению американского психолога и педагога А.Кожибского человеческая психика должна быть активна, человек должен постоянно работать над открытием нового, т.е. заниматься творчеством, т.к. это хорошо влияет на здоровье психики, от которой зависит и общее здоровье организма.

В последнее десятилетие в отечественной педагогике активно ведется поиск новых образовательных моделей. Особенно привлекательными на современном этапе развития образования кажутся такие модели, которые представляют единую систему образования. Сама идея целостной организации учебного процесса в рамках отдельного образовательного учреждения и его связи с социумом существенна и для ученых и для практиков (А.Г.Бермус, А.В.Хуторской и др.).

Сегодня в России идет становление новой системы образования, сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике. Общие тенденции этих изменений характеризуются отходом от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, обращением к личностно-ориентированной педагогике. Гуманизация сферы образования связана с переходом от авторитарной педагогике к педагогике сотрудничества, признающей ценность каждого ребенка как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие всех способностей. Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования (УДО) и блоков дополнительного образования (БДО), специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать совместному творчеству педагога и ребенка.

Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.

Анализ педагогической литературы и официальных документов, посвященных проблемам дополнительного образования, показывают, что в настоящее время нет устоявшегося определения дополнительного образования, основные понятия, раскрывающие его сущность, еще только начинают складываться, что свидетельствует о продолжающихся интенсивных исследованиях данного феномена. С момент появления термина «дополнительное образование» не стихают споры по поводу правильности такой формулировки. Одни в ней видят недооценку дополнительного образования, отношения к нему как к чему-то второстепенному, другие опасаются выпадения его из единой системы образования, третьи предполагают, что все дело ограничивается переименованием учреждений внешкольного воспитания.

Определенную информацию для осмысления сущности дополнительного образования несет его качественная характеристика «дополнительное». Понятие «дополнительное» необходимо рассматривать по семантике слова. Так, в словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь; «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. Вместе с термином «образование». Выражающим «…процесс, в течение которого формируется (образуется) человеческая личность, в результате которого получается тот или иной образ», это понятие представляет данный вид образования как дополнение к процессу и результату развития личности, осуществляемому и другими видами образования: дошкольным, общим и профессиональным.

В.А.Горский определяет дополнительное образование как «гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни» (68, с.14-18).

По мнению А.Г.Асмолова, дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию (15, с.37).

В справке о концепции дополнительного образования (Буданова Г.П., Степанов С.Ю., Пальчикова Т.П.), дополнительное образование характеризуется как «особый процесс и результат развития личности ребенка» (93, с.11), что представляется ценным для понимания сущности данного явления в его новом качестве.

По мнению В.В.Абрауховой «дополнительное образование – социальная система, образование по выбору, в котором образовательная траектория развития ребенка может быть гармонизирована с его природой, интересами, потребностями и способностями « (2, с.27). Обратим внимание на тот факт, что автор стремится определить дополнительное образование именно через образование, однако, несомненным достоинством данного определения выступает связь дополнительного образования с потребностями и интересами ребенка.

Иначе трактует дополнительное образование в своем исследовании А.В.Скачков: «Дополнительное образование – специфическая органическая часть системы образования, что, на наш взгляд важно для понимания сущности этого феномена.

Поскольку дополнительное образование выступает преемником системы внешкольного образования, постольку следует остановиться на анализе категории «внешкольное образование». В связи с этим большую ценность для понимания сущности дополнительного образования представляет понятие «внешкольное образование», данное в «Энциклопедии внешкольного образования» (1923г.). Ее создатель Е.Н.Медынский рассматривает внешкольное образование как «всестороннее и гармоничное развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях» .

На мой взгляд, именно такое понимание дополнительного образования среди других видов образования сохраняет его самостоятельность и самоценность.

Главную роль в формировании индивидуальности ребенка безусловно играют родители. В настоящее время большой интерес у современных родителей вызывают индивидуальные занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. Особую роль играет художественно-эстетическое воспитание: изобразительное искусство, бумаго-пластическое воспитание: изобразительное искусство; бумаго-пластическое моделирование; декоративно-прикладное искусство; архитектура и дизайн. Стали очень популярным профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн среды.

Творческие способности человека рассматриваются многими исследователями уже как базовый ресурс цивилизации.

Многие выдающиеся деятели культуры признавали, что побуждением к творчеству может стать общение с искусством (Ф.М.Достоевский, Стендаль, Л.Н.Выгодский, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др). Исследования социальной эффективности художественной культуры показали, что искусство может позитивно влиять на любой вид человеческой деятельности (Л.Г.Ионин, К.Б.Соколов). Как правильно заметила Кашекова И.Э., анализируя работы философов, психологов, искусствоведов, педагогов по этой проблеме дало основание сделать вывод, что по мере восприятия и усвоения художественных образов у человека возникает потребность в пересмотре смысла своей жизни, появляются новые мотивирующие силы поведения.

Эстетическая среда это важный компонент – составляющая интеграционного пространства, стержнем которого является искусство.

В последнее время появляется все больше научных и научно-методических работ, посвященных проблеме синтеза искусства и образования. В них искусство рассматривается как эффективный фактор формирования целостной личности (Н.И.Киященко, С.А.Иванов), а творчество признается нормой детского развития и Естественной потребностью ребенка (Э.В.Боровский, С.А.Иванов, Н.А.Князев). В то же время отмечается, что развитие художественных способностей стимулирует развитие общих способностей человека (Е.Н.Коротеева).

Проблему интеграции искусства впервые поставил Б.П.Юсов. Созданная им концепция полихудожественного образования и воспитания детей. В одной из своих последних публикаций ученый, опираясь на психолого-возрастные доминанты ребенка в его художественной деятельности, выявленные Л.С.Выготским, писал, что «можно добиться гуманизации художественного образования детей, приведения его в соответствие с духовным ростом личности, полихудожественным характером ребенка» чередованием освоения искусств соответственно доминантным периодам детства. Опыт Кашековой И.Э. показал, что, вводя полихудожественность как принцип в образовательное пространство школы, можно добиться гуманизации всего образовательного комплекса.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Изображая, ребенок использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает объемные модели-изображения.

Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.

А как превратить обучение детей младшего возраста основам изобразительной грамоты в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо.

Особенности изобразительной деятельности ребенка изучаются психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция образного мышления, проводится психологический анализ процесса изображения, анализ связи умственного развития и изобразительного искусства, а также связи между личностью ребенка и образом, созданным им. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детское творчество с точки зрения его психологической значимости изучено еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих его природу.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Образное мышление в изобразительной деятельности при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.


 

Современный ребенок большого города

Современный ребенок большого города

Определенную информацию для осмысления сущности дополнительного образования несет его качественная характеристика «дополнительное»

Определенную информацию для осмысления сущности дополнительного образования несет его качественная характеристика «дополнительное»

Стали очень популярным профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн среды

Стали очень популярным профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн среды

Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации

Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024