1 этап – школьники ставят учебную цель
2 этап – школьники выполняют различные виды деятельности для достижения учебной цели
3 этап – школьники выполняют самооценку достижения учебной цели
1 этап – проверка домашнего задания
2 этап – повторение
3 этап – организация работы школьников с учебным материалом по теме урока
4 этап – оценка работы школьников на уроке
Что вы можете сказать об этих записях?
СТРУКТУРА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА
1 этап – школьники ставят учебную цель
2 этап – школьники выполняют различные виды деятельности для достижения учебной цели
3 этап – школьники выполняют самооценку достижения учебной цели
СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
1 этап – проверка домашнего задания
2 этап – повторение
3 этап – организация работы школьников с учебным материалом по теме урока
4 этап – оценка работы школьников на уроке
В соответствии с темой сформулируйте учебную задачу нашего занятия.
Учебная задача:
Проектирование современного урока
В соответствии с темой сформулируйте учебную задачу нашего занятия.
Учебная задача: учиться проектировать современный урок
Проектирование современного урока
Четкие (конкретные) планируемые результаты (личностные; метапредметные; предметные)
Воспитательный компонент на каждом уроке
(личностные результаты)
Формирование функциональной грамотности
Объективное, критериальное, формирующее оценивание
Наличие ЭОР
через организацию видов деятельности
ЧТО изменилось в обновленных ФГОС?
Предметные результаты
Обновленные ФГОС определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине (сформулированы по классам/годам обучения).
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания (ценности и мотивация):
гражданско-патриотическое;
духовно-нравственное;
эстетическое;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
трудовое;
экологическое;
ценность научного познания.
Требования к результатам освоения ООП уточнены и расширены
по всем видам результатов: личностным, метапредметным, предметным.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
Для составления конспекта урока, отбора содержания на урок необходимо сформулировать планируемые результаты как достижимые результаты цели урока.
Активное целеполагание ФГОС
Формулировка цели учителем (присвоение целей учащимися) или активное самостоятельное целеполагание и фиксация цели урока. Использование приемов мотивации.
Новые идеи стандарта позволяют не дробить цели на «глобальные» и «локальные», а формулировать цели, используя «язык результатов», заявленных во ФГОС: предметных, метапредметных, личностных и основные виды деятельности учащихся (во ФГОС 2021 расписаны по каждому предмету/теме)
Цели формулируются через деятельность учащихся, где
цель = планируемый результат: «ученик научится/учится…» или «обучающийся сможет/осваивает»
Как выглядит урок, на котором реализуется системно-деятельностный подход?
1 этап урока
Дети задают вопросы
к теме урока, обсуждают проблемную ситуацию, которая помогает увидеть, что не хватает знаний и умений для ее решения.
Дети называют свои учебные цели, договариваются
с учителем о критериях
и шкале оценки
их достижения.
2 этап урока
3 этап урока
Дети включены
в различные виды деятельности
по освоению
учебного материала
Учитель предлагает детям выполнить самооценку достижения цели
по согласованным критериям и шкалам оценки
4 этап урока
Учитель оценивает результаты детей
на основе согласованных с детьми критериев и шкал оценки, выставляет отметки
5 этап урока
Этапы урока и учебная деятельность
Мотивационно-целевой этап
Деятельностный этап
(виды деятельности по
достижению планируемых
результатов)
Рефлексивно-оценочный этап
Принятие проблемы,
формулирование целей учебного
занятия
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Самоконтроль и самооценка: соотнесение результатов учебной деятельности
с заданными образцами
Оценивание результатов урока: учитель оценивает результаты детей на основе согласованных с детьми критериев и шкал оценки, выставляет отметки (если есть)
Рефлексия учебной деятельности
Этап | Критерии оценки |
Целеполагание | Цели и задачи урока обсуждаются совместно с учащимися. |
Организация познавательной деятельности | Вся деятельность учителя и учащихся направлена на достижение целей урока. |
Рефлексия | Сравнивается цель, поставленная на урок с полученными результатами. |
ВОПРОСЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА
Зачем ребёнок придёт на урок? (результаты для ребёнка – личностные, метапредметные, предметные)
Что ребёнок будет делать на уроке, чтобы достичь этих результатов? (виды деятельности, учебные задачи, форма учебного занятия)
Как я организую деятельность ребёнка, чтобы он достиг результатов? (образовательные технологии, методические приёмы, система учебных задач)
Как мы (учитель и ребёнок) узнаем, что результаты достигнуты? (методические приемы, материалы для выявления и оценки результатов, рефлексии).
Типология уроков
(сравнительная характеристика)
КЛАССИФИКАЦИЯ 1 | КЛАССИФИКАЦИЯ 2 |
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА | УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ |
УРОК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ НАВЫКОВ | УРОК РЕФЛЕКСИИ |
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА | |
УРОК КОНТРОЛЯ, УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ | УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ |
Требования СП и СанПиН
Количество видов учебной деятельности на учебном занятии:
для начальной школы
– 3-7;
для остальных классов
– 5-7 видов
Продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии:
для младших школьников – 5-7 минут;
для остальных – 7-10 минут
Учитель соблюдает ограничения СП и СанПиН по общей продолжительности использования электронных средств обучения на уроке
Использование интерактивной доски на уроке не должно превышать детьми до 10 лет – 20 минут;
детьми старше 10 лет – 30 минут
Использование компьютера на уроке не должно превышать для учеников
1-2-х классов – 20 минут; для учеников 3-4-х классов – 25 минут;
ля учеников 5-9-х классов – 30 минут;
для учеников 10-11-х классов – 35 минут
Учитель соблюдает на уроке требования СП и СанПиН
Включает в урок динамические паузы (физкультминутки), проводит комплекс упражнений для профилактики сколиоза, утомления глаз учеников.
При планировании отдельных этапов урока могут быть полезны следующие рекомендации:
Трудные задания должны предшествовать легким, так как в начале урока учащиеся более внимательны.
Более подвижные задания и игры лучше проводить в середине или в конце урока, когда учащиеся устали.
Каждый последующий этап урока должен быть связан с предыдущим с помощью «мостика».
Начало и конец урока всегда должны проходить организованно; учителю следует привлечь внимание учащихся, заставить их сосредоточиться в начале урока и подвести итоги в конце.
Урок следует заканчивать на позитивной ноте, для того чтобы учащиеся верили в свои силы. Это может быть положительная оценка выполненного в классе, задание, с которым способна справиться вся группа, или просто шутка учителя.
Критерии результативности урока
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.
Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Система требований к современному уроку:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.