Современный урок и требования к нему
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок».
Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.
Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.
Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования.
Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.
Урок это основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
· Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
· Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени .
· Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса .
· Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения .
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Рождение любого урока начинается с определения цели урока.
Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:
· цели деятельности учителя;
· цели деятельности учащихся.
К цели предъявляются следующие требования:
· цель должна быть конкретна;
· четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
· цели конкретизируется в задачах
Что представляют собой задачи урока?
-совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели.
Структура (этапы) современного урока.
Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок).
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.
Максимальный набор этапов урока:
1. – организационный этап;
2. – этап проверки домашнего задания;
3. – этап актуализации субъективного опыта учащихся;
4. – этап изучения новых знаний и способов деятельности;
5. – этап первичной проверки понимания изученного;
6. – этап закрепления изученного;
7. – этап применения изученного;
8. – этап обобщения и систематизации;
9. – этап контроля и самоконтроля;
10. – этап коррекции;
11. – этап информации о домашнем задании;
12. – этап подведения итогов учебного занятия;
13. – рефлексия.
Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания проявляется в обращении сознания на самого себя.
Рефлексия учебной деятельности – способность школьника к оценке собственной учебной деятельности.
Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения: Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
1.гуманно-личностная технология, личностно-ориентированное развивающее обучение;
2. игровые технологии, технология обучения на основе опорных конспектов, метод проектного обучения;
3. технологии дифференцированного обучения;
4.Здоровьесберегающие технологии;
5. ИКТ –технологии;
6. Кейс – технологии.
7. Проблемное обучение
Типология современного урока.
В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классификация уроков по основной образовательной цели (дидактической цели):
· комбинированный урок;
· урок усвоения новых знаний учащимися;
· урок закрепления изучаемого материала;
· урок повторения;
· урок систематизации и обобщения нового материала;
· урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевского).
Нетрадиционные формы организации урока:
урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок с использованием современных педагогических технологии.
ФГОС включают в себя иные типы уроков:
Требования к современному уроку.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования.
Образовательные требования.
· Целенаправлен
· Рационален
· Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:
· использование современных технологий обучения;
· рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;
· творческая основа конструирования структуры урока.
Воспитательные требования.
· - формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших
· моральных качеств, трудолюбия;
· - формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения
· с жизнью;
· - формирование активного отношения к жизни;
· - формирование высокой гражданственности.
Развивающие требования.
· Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Так что же для нас современный урок ?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.