Современный урок-что это
Оценка 5

Современный урок-что это

Оценка 5
docx
22.11.2021
Современный урок-что это
овременный урок.docx

Современный урок и требования к нему


« Урок –это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок».

Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.

Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.

Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования.

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.

Урок это  основная форма организации учебно-воспитательного процесса.

·         Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

·         Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени .

·         Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса .

·         Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения .

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.    Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2.    На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3.    На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

4.    На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5.    Организация урока динамична и вариативна.

6.    На уроке используются современные педагогические технологии.

Рождение любого урока начинается с определения  цели урока.

Общая цель урока (триединая цель урока)  конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

·         цели деятельности учителя;

·         цели деятельности учащихся.

К цели предъявляются следующие требования:

·         цель должна быть конкретна;

·         четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

·         цели конкретизируется в задачах

 Что представляют собой задачи урока?

-совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели.

Структура (этапы) современного урока.

Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок).

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.

Максимальный набор этапов урока:

1.    – организационный этап;

2.    – этап проверки домашнего задания;

3.    – этап актуализации субъективного опыта учащихся;

4.    – этап изучения новых знаний и способов деятельности;

5.    – этап первичной проверки понимания изученного;

6.    – этап закрепления изученного;

7.    – этап применения изученного;

8.    – этап обобщения и систематизации;

9.    – этап контроля и самоконтроля;

10.  – этап коррекции;

11.  – этап информации о домашнем задании;

12.  – этап подведения итогов учебного занятия;

13.  – рефлексия.

Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания проявляется  в обращении сознания на самого себя.

Рефлексия учебной деятельности – способность школьника к оценке собственной учебной деятельности.  

Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения: Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

1.гуманно-личностная технология,  личностно-ориентированное развивающее обучение;

2. игровые технологии,  технология обучения на основе опорных конспектов, метод проектного обучения;

3. технологии дифференцированного обучения;

4.Здоровьесберегающие технологии;

5. ИКТ –технологии;

6. Кейс – технологии.

7. Проблемное обучение

Типология современного урока.

В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классификация уроков по основной образовательной цели (дидактической цели):

·         комбинированный урок;

·         урок усвоения новых знаний учащимися;

·         урок закрепления изучаемого материала;

·         урок повторения;

·         урок систематизации и обобщения нового материала;

·         урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевского).

Нетрадиционные формы организации урока:

 урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок с использованием современных педагогических технологии.

ФГОС  включают в себя иные типы уроков:

  • Урок первичного предъявления новых знаний
  •  Урок формирования первоначальных предметных умений
  • Урок применения предметных умений
  • Урок обобщения и систематизации
  • Урок повторения
  • Контрольный урок
  • Коррекционный урок
  • Комбинированный урок
  • Учебная экскурсия
  • Урок решения практических, проектных задач

               Требования к современному уроку.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования.

Образовательные требования.

·         Целенаправлен

·         Рационален

·         Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:

·         использование современных технологий обучения;

·         рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;

·         творческая основа конструирования структуры урока.

Воспитательные требования.

·         - формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших

·         моральных качеств, трудолюбия;

·         - формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения

·         с жизнью;

·         - формирование активного отношения к жизни;

·         - формирование высокой гражданственности.    

Развивающие требования.

  • Развитие умений творческого характера .
  • Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы,  развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.
  • Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков.

·        Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Так что же для  нас современный урок ?

           Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой –для меня это важно и интересно …
  • указательный- я получил конкретные рекомендации…
  • средний- мне было трудно ( не понравилось)…
  • безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец- для меня было недостаточно…

 

Скачано с www.znanio.ru

Современный урок и требования к нему «

Современный урок и требования к нему «

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса

Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности

Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности

Коррекционный урок Комбинированный урок

Коррекционный урок Комбинированный урок

Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется

Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2021