Язык – это основной инструмент коммуникации, без которого
осуществление какой-либо деятельности в настоящее время невозможно.
Однако знание только родного языка в мире глобализации ограничивает спектр возможностей, поэтому уже считается недостаточным в XXI веке. Знание одного или двух иностранных языков в современном мире может являться необходимым условием для успешной карьеры.
Иностранный язык является не только учебным предметом, но и в то же время важным средством общения и познания. Данная особенность открывает широкие возможности для реализации метапредметных связей.
Во-первых, на уроках иностранного языка возможно использование материалов из разных сфер и областей, в том числе из разных учебных предметов.
Во-вторых, те способы и методы, которые используются в
процессе обучения иностранным языкам, универсальны и могут быть применимы при изучении других предметов.
Метапредметные связи имеют огромный потенциал для
использования на уроках иностранного языка, т.к. материалы, которые используются на данных уроках, меж- и метапредметны. Возможно изучение языка посредством связи с родным языком, где осуществляется достижение метапредметных результатов на основе
лингвокультурологического содержания предметов.
Выделим отличительные черты метапредметных
связей от межпредметных:
- усвоение материала при метапредметном подходе осуществляется посредством решения исследовательской задачи, проблемной ситуации;
- создание общей картины мира осуществляется через собственный
результат исследования обучающихся;
- метапредметные связи включают в себя не только содержание
учебных предметов, но и универсальные способы, с помощью которых обучающиеся смогут сами добывать информацию о мире;
- содержание метапредметного урока может охватывать знания
сразу из нескольких учебных предметов;
- на уроках происходит не эпизодическое использование метапредметных связей, что характерно больше для уроков с
межпредметными связями, а постоянное;
- полностью отражают концепцию формирования универсальных
учебных действий.
Таким образом, межпредметные связи в преподавании в целом, можно считать промежуточным звеном в эволюции развития методики преподавания, которое обусловило, подготовило и сформировало базис для перехода на следующую ступень её развития, при этом не потеряв своей актуальности практического значения.
Интегрированные уроки – как комплекс реализации метапредметных связей в преподавании иностранных языков.
Интегрированные уроки представляют собой уроки, которые основываются на тематической и проблемной основе и на которых формируется полисистемные знания о мире и языке за счёт использования содержания разных наук. Также это подразумевает интегрирование разных технологий, методов и форм обучения одного предмета или урока.
На таких уроках преследуются следующие цели:
- обучение умению выделять определенные свойства и явления
окружающего мира и пытаться дать им объяснение;
- обучение системе общих понятий, на основе которых обучающиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;
- обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;
- понимание культурной ценности мировоззрения.
Преимущества интегрированных уроков.
- способствуют повышению мотивации учения, формированию
познавательного интереса учеников, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени способствуют развитию речи, формированию
умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают
перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют
кругозор, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
По способу организации интеграция допускает:
- конструирование и проведение уроков двумя и более учителями
разных дисциплин;
- конструирование и проведение уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов,
внеурочных занятий.
Далее в нашем докладе мы приводим практические примеры реализации метапредметных связей.
11 класс. Going green. 4 модуль.
При изучении этой части модуля рассматривается антропогенное влияние на воду, реки и мировой океан. Предлагается изучить негативное явление в мировом океане – Мусорное пятно.
Pacific Garbage Patch.
1. Место расположения: Северная часть Тихого океана.
Размер от 700 тыс. до 1.5 млн. км/2 примерно 1% всей площади океана.
Сравниваем с известными географическими объектами
Франция – около 600 тыс. км\2 т.е. три страны. Отмечаем существование еще нескольких пятен в Индийском океане. Океанские течения, как водоворот захватывает мусор и закручиваясь не дает ему расплываться.
2. Причина образования. Выброс мусора и отходов прямо в океан. 80% - с земли. 20% - с кораблей, порты, интенсивное рыболовство, большая численность населения на побережье, штормы и цунами, которые смывают в океан большое количество мусора. Основные страны загрязнители США и Япония. Задаем вопрос почему?
3. Предлагаем посчитать массу мусора. Плотность пластика 1000-1200 кг\м3. Формула р=m\v. Переводим квадратные километры в квадратные метры. Путем несложных вычислений перемножаем плотность на объем и получаем искомую массу около 100 миллионов тон.
4. Объясняем, что формируется новая неприродная экосистема. Пятно преграждает свету проникать в глубь воды от чего гибнут глубоководные жители – меняется температура воды. Происходят мутации живых организмов, люди питаются море продуктами и это становится опасно.
5. Состав пятна сети рыбаков и пластиковые изделия. Вспоминаем период полураспада пластика 400-700 лет. Пакетов 100-200 лет. Не растворяется в воде, а распадается на мелкие фракции и находится в толще воды. Способствует изменению состава воды.
Итак, межпредметные связи:
Физика
Химия
География
Биология.
Алгебра.
Метапредметные:
Социология
Политология
Политэкономия
Аналитика.
Домашнее задание:
Найти возможный вариант решения данной проблемы.
Интегрированный урок в данном случае, как будто бросает подросткам вызов, так как пока мусорная проблема остается насущной. И возможно, может повлиять на выбор профессии. Таким образом, цели урока выходят далеко за рамки и класса и школы, а знания переходят за пределы теоретических, в область прикладных, что повышает интерес к обучению. К этому в конечном итоге и стремится современное образование.
МБОУ школа №2 «Школа будущего» г. Ялта.
Преподаватель английского языка Маслов С.А.
Современный урок: метапредметный подход. Как моделировать урок с позиции требований системно-деятельностного подхода.
Ялта 2023
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.