Современный урок: реализация компетентностного подхода при организации образовательного процесса с целью повышения качества образования
Оценка 4.6

Современный урок: реализация компетентностного подхода при организации образовательного процесса с целью повышения качества образования

Оценка 4.6
Документация +1
docx
преподавание
06.02.2021
Современный урок: реализация компетентностного подхода при организации образовательного процесса с целью повышения качества образования
Представлен доклад на тему "Современный урок: реализация компетентностного подхода при организации образовательного процесса с целью повышения качества образования"
Выступление на МО Колынденковой Н. А..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный урок: реализация компетентностного подхода при организации образовательного процесса с целью повышения качества образования

(выступление на кустовом методическом объединении учителей начальных классов)

 

 

 

 

Колынденкова Н. А.,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спросите выпускников школы, что им запомнилось больше, какие знания они применяют в жизни, а о чем забыли сразу же после выхода из стен школы? Уверена, что многое из изученного не используется или давно забыто. Поэтому необходимо уже в начальной школе закладывать основы готовности к решению проблем, использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.

Компетентность можно понимать как способность результативно действовать: способность достигать результата. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

           В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Таким образом, Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода.

Компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.

           В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Еще лет 20 назад, отечественная школа выполняла заказ единого заказчика - государства. Сводился он к достижению выпускником определенного уровня обученности.

Сегодня необходимо сказать о наличии множества запросов, на которые школа должна отвечать. Реальными заказчиками школы стали ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты, тоже государство. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности человека.

Важно уделить внимание и изменению критериев, и процедуре оценивания традиционных учебных достижений, так как существующая система оценивания не распознает талантливых учеников, тормозя тем самым их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений.

Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество, на успех? Чем заменить систему оценивания?

Построение индивидуальных образовательных траекторий.

Как это сделать?

Подобрать комплекс диагностических методик для обследования развития учащихся начальной школы. Затем осуществить диагностику каждого ученика и обработать результаты.

Например:

В начале каждого учебного дня занятий с первоклассниками проводить беседы  в «общем кругу». Примерная тематика:

- Давайте познакомимся;

- Моё настроение;

- Хочу ли я идти в школу и т.п.

На встречах «в общем кругу» разыгрывать различные ситуации, которые потом обсуждать вместе с детьми. Вследствие чего можно определить степень участия каждого ребёнка в беседе. Условие: высказывать своё мнение по цепочке (по порядку), что даёт возможность раскрыться каждому ребёнку.

Примерные задания:

- Разрешите мне сказать…

- Разговор с незнакомым человеком и др.

Проанализировать полученные материалы, дать психолого-педагогическую характеристику каждому ученику и определить приоритеты и темпы его развития, слабые

стороны, уровни его возможностей и т.д. Выработать стратегию для проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников. Затем  разработать  формы программы индивидуального обучения и воспитания учеников  с определением   видов и форм самостоятельной деятельности   в рамках различных уроков и во внеурочное время.    Провести работу на увеличение  количества и качества заданий, ориентированных на исследовательскую и творческую деятельность ребёнка;  приобретение  им  опыта самостоятельной работы в информационном пространстве. 

Разработка индивидуальных программ ученика:

- Программы на повышение качества образования по каждому предмету;

-Программы на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх).

Но, т.к. основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок, от качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Главным вопросом сегодня остаётся то, каким должен быть урок в современных условиях.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

·         урок с использованием техники (интерактивная доска, компьютер, диапроектор);

·         урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

·         урок, содержащий разные виды деятельности;

·         урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

·         урок воспитывает думающего ученика – интеллектуала.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Какова же характеристика современного урока?

Выделяют следующие подходы к уроку:

- личностно ориентированный;

- деятельностный;

- системный;

- инновационно-творческий.

Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально - ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Личностные:

  • обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
  • умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
  • желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Регулятивные: 

  • обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
  • целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
  • планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
  • контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
  • саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
  • коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Сейчас важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Отсюда – мои «пожелания»:

Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.

Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда, учить везде,
            До дней последних донца!

Учить – и никаких гвоздей!
            Вот лозунг мой – и солнца».


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п

Спросите выпускников школы, что им запомнилось больше, какие знания они применяют в жизни, а о чем забыли сразу же после выхода из стен школы?

Спросите выпускников школы, что им запомнилось больше, какие знания они применяют в жизни, а о чем забыли сразу же после выхода из стен школы?

На встречах «в общем кругу» разыгрывать различные ситуации, которые потом обсуждать вместе с детьми

На встречах «в общем кругу» разыгрывать различные ситуации, которые потом обсуждать вместе с детьми

Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально - ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка;…

Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально - ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка;…

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2021