Современный урок русской литературы в 21 веке

  • Мероприятия
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный урок русской литературы в 21 веке
Иконка файла материала Современный урок русской литературы в 21 веке.pptx

Какому периоду в истории образования соответствуют Ваши уроки?

Дореволю-ционное образование

20-30-е годы XX века

50-80-е годы XX века

90-е годы XX века

Школа рубежа веков

Школа в соответствии с современными тенденциями мирового образования

Школа будущего

Какому периоду в истории образования соответствуют Ваши уроки?

Дореволю-ционное образование

20-30-е годы XX века

50-80-е годы XX века

90-е годы XX века

Школа рубежа веков

Школа в соответствии с современными тенденциями мирового образования

Школа будущего

Модель ученика
образца II половины XX века

Современная модель учащегося

Какому периоду в истории образования соответствуют Ваши уроки?

Дореволю-ционное образование

20-30-е годы XX века

50-80-е годы XX века

90-е годы XX века

Школа рубежа веков

Школа в соответствии с современными тенденциями мирового образования

Школа будущего

Результаты PISA-2018: читательская грамотность

Результаты PISA-2018: математическая грамотность

Результаты PISA-2018: естественнонаучная
грамотность

Китай – «зубрёжка» и послушание

Япония – трудоголизм и конкуренция

Сингапур – проекты, технологизация, инновационность

Нидерланды –компьютеризация, персонализация
Steve Jobs School/Амстердам, Нидерланды

Дания – открытость , компьютеризация, персонализация
Гимназия Ørestad/Копенгаген

Эстония – проекты, исследования, эксперименты

Финляндия – проекты, индивидуализация, приоритет профтеха

Три базовых мировых образовательных тренда: обучение через проекты (учитель-консультант), индивидуальная траектория обучения (учитель – модератор, коуч), технологизация и самостоятельность (учитель – проводник)

Какому периоду в истории образования соответствуют Ваши уроки?

Дореволю-ционное образование

20-30-е годы XX века

50-80-е годы XX века

90-е годы XX века

Школа рубежа веков

Школа в соответствии с современными тенденциями мирового образования

Школа будущего

Оценим количество своих умений
с точки зрения технологизации (цифровизации)

Вы активно пользуетесь электронной почтой
Вы используете для хранения и передачи информации виртуальные диски
Вы создаёте обучающие активные презентации
Вы создаёте обучающие подкасты
Вы создаёте обучающее видео
Вы используете google-формы для организации опросов, тестов, викторин
Вы используете специализированные Интернет- инструменты для обучения
Вы создаёте уроки в виртуальном пространстве
Вы ведёте образовательную страницу для своих учеников в VK, Telegram, Instagram и т.п.
Вы ведёте собственный образовательный блог

Оценим количество своих умений
с точки зрения технологизации (цифровизации)

Современный урок литературы -акценты времени-

А надо ли
мне изучать
лит-ру?

Теория литературы -ключ к пониманию книг

Литература - это серьёзно
Начать изучать теорию надо рано,
пока есть природное любопытство
к устройству всего

V класс

Сложное
через ключевые слова

Три рода литературы

Три рода литературы. 5 класс.

Средства
художественной выразительности

Какой?

Переносное значение

Как (будто, словно…)

Очелове-чивание

Что общего?

Что общего?

Что общего?

Что общего?

как

будто

словно

точно

сравнение

С чем ещё
можно сравнить?

На поляне у реки жили-были мотыльки.  Братья разноцветные, как фантики конфетные! Первый - красный, как рябина, словно капелька рубина. А второй - небесно-синий в белых брызгах, будто иней. Третий - жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён. А четвёртый - белоснежный, лепесток ромашки нежный. В синих точках брат шестой, бело-красно-золотой. А седьмой - совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой. Брат восьмой - чуть-чуть зелёный, словно океан солёный. А девятый - в белых точках, красных ромбах и кружочках. Пёстрый весь, как конфетти, брат десятый, к нам лети!

Найдём сравнения

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.  Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел.

А есть ли здесь сравнение?

VI – VIII классы
Элементы теории стихосложения

-расставляем ударения и строим графический рисунок стихотворной строки

VI – VIII классы
Элементы теории стихосложения

- замечаем «орнамент» (вводим понятие «стопы»)

VI – VIII классы
Элементы теории стихосложения

-заучиваем схемы распространённых размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

«запоминалка»
д-ам-а

VI – VIII классы
Элементы теории стихосложения

- определяем стихотворный рисунок различных вариантов собственного имени

- определяем размеры в простых (лучше детских) стихах

VI – VIII классы
Элементы теории стихосложения

-предупреждаем о возможных искажениях основного рисунка стопы

Выполните графические обозначения
во фрагменте

Ритми-ческий рисунок

Стихо-творный размер

 
У папы настроение зазавтракомчитальное,
У мамы настроение напапуобижальное,
У брата настроение кричальнопогремучее,
А у меня, а у меня – покомнатампрыгучее.
(Виктор Лунин)

 

Изучение жанров лирики

-каждый жанр изучается отдельно, но к заданию возвращаемся при каждом удобном случае и повторяем через «ключики»

Изучение жанров лирики

-каждый жанр изучается отдельно, но к заданию возвращаемся при каждом удобном случае и повторяем через «ключики»

Изучение жанров лирики

Элегия–
всё грустно

Изучение жанров лирики

Ода–
много восхищения,
похвал
и торжественных
слов

Изучение жанров лирики

Эпиграмма–
насмешка

Изучение жанров лирики

Послание–
есть адресат

Изучение жанров лирики

Стансы–
в каждом четверостишии своя мысль, можно менять местами

Изучение жанров лирики

Песня –
есть рефрен, напевность

Изучение жанров лирики

Сонет –
14 строк
*Внимание!
Онегинская строфа

Изучение жанров лирики

Баллада –
фантастическая
история

Изучение жанров лирики

Лирическое стихотворение –
всё остальное

Изучение лирики –развитие EI

Обзорная лекция приёмы активизации учащихся

Есть ли ошибка в слове
ВЕЩНОСТЬ?

Контроль изученного на уровне практики

От обзора - к собственному творчеству

Изучение биографии писателя на уроках в старшей школе как фактор формирования негативного отношения к чтению
Э.Ф. Шафранская. МГПИ

Биографии должны быть «живыми»

И да! Комиксы и графические романы

Хитрости «вкусного» урока

Хитрости «вкусного» урока
Связь с современными ситуациями, эмоциями, проблемами

Определите род литературы
«текстов» из обычной жизни:

вы играете в школьной сценке;
вам рассказывают анекдот;
вы пишете поздравление маме;
вы рассказываете маме, как прошёл день;
вы признаётесь в любви

Как характеризуется персонаж
в драматическом произведении?

Внешность, жесты и мимика;
речевые характеристики;
поступки, поведение;
самохарактеристика;
характеристика со стороны
других персонажей;
декорации…

По каким приметам мы оцениваем людей в обычной жизни?

Внешность, жесты и мимика;
речевые характеристики;
поступки, поведение;
самохарактеристика;
характеристика со стороны других людей;
дом и окружение…

Чтение драматических произведений
помогает научиться житейской мудрости

Перенос во времени и пространстве
Работа по формуле:
«Если бы я в том времени был (задать персонаж/историческую личность),
то что я бы имел..., видел..., чувствовал..., придерживался ... взглядов».

Хитрости «вкусного» урока
Анонсы, интриги, реклама

Свои собаки грызутся – чужая не приставай

Старый друг лучше новых двух

Не в свои сани не садись

Не всё коту масленица

Правда – хорошо,
а счастье - лучше

Хитрости «вкусного» урока
Поиск скрытого

In vino veritas!

Истина
в вине

О чём стихотворение А.С.Пушкина «Пророк»?

Хитрости «вкусного» урока
Предметы, иллюстрации, видео помогают сделать урок «осязаемым»

Метафорические карты

Использование видео

Старая добрая геймификация

Новый формат анализа - лабораторное исследование лирики

Новый формат контроля

Новый формат чтения

Новый формат урока
Scrum-уроки

Капля цифровизации

QR-код
(Quick Response – ‘быстрый ответ’)
- двухмерный матричный штрих-код, разработанный
и представленный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году.