УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2"
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
по теме
"Современный урок с точки зрения проектно-технологической компетентности учителя начальных классов"
учителя начальных классов
МБОУ СШ № 2 города Макеевки
Карловой Инны Владимировны
2022
Современный урок с точки зрения проектно-технологической компетентности учителя начальных классов
Целью данной работы является характеристика проектно-технологической компетентности, ее составляющих и рассмотрение аспектов усовершенствования процесса обучения, формирование проектно-технологической компетентности средствами эвристических методов проектирования, а также общей характеристики основных эвристических методов проектирование как средства формирования проектно-технологической компетентности учителей начальных классов.
Актуальность опыта
Каждый учебный год является определенным этапом как в деле развития образования, так и в профессиональной судьбе каждого учителя. Сегодня образование переживает процесс перезагрузки: вводятся новые Государственные образовательные стандарты, обновленные программы, учебники. Почему? Зачем? Как должно все реализовываться?
Кто как не мы, педагоги, знаем, что время не стоит на месте. Реальность стремительно меняется: общество информатизируется, общество все больше интегрируется в мировое пространство. Эти факторы ставят перед образованием другие задачи, чем много лет назад. ГОСТы и учебные программы должны соответствовать требованиям времени, то есть в них должны быть заложены новейшие достижения науки, технологий, педагогической мысли, новое образовательное содержание.
Можно ставить разные баллы, оценки, совмещать, разъединять предметы, но качество образования определяется новыми стандартами. И я убеждена, что они не должны быть чем-нибудь застывшим, наоборот - это живая материя, которая каждые 10-12 лет должна меняться. Поскольку накапливаются новые знания, новые психологические подходы, педагогические методики, даже дети становятся другими.
Основные государственные документы отмечают, что «Стандарт образования – это система основных показателей, составляющих государственную норму образованности. Образовательный стандарт отражает общественный идеал, учитывает возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала». В Законе «Об общем среднем образовании» говорится: «Государственный стандарт общего среднего образования – это сведение норм и положений, определяющих государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на уровне начального, базового и полного общего среднего образования и гарантии государства в его достижении»
Была проведена огромная работа над созданием новых учебных программ для учащихся 1-4 классов. Проникнувшись ее важностью и стремясь идти в ногу со временем, учитель должен искать ответ на вопрос «Что и как я должен делать? С чего начать и как продолжать? Каким должен быть конечный результат?», а также обратиться к образовательным документам (государственным стандартам, концепции образования, учебным планам и программам и т. п.).
Сущность изменений связана с необходимостью внедрения компетентно ориентированного образования. Реализовать задачи стандартов можно при условии, если учебно-воспитательный процесс в школе будет «направлен на развитие активности, самостоятельности, творческих возможностей каждого школьника, поскольку общество нуждается в личностях, способных сознательно действовать, принимать собственные решения, быстро адаптироваться к изменениям» .
В Государственном стандарте начального образования отмечено, что «целью образовательной отрасли есть формирование и развитие проектно-технологической и информационно-коммуникационной компетентностей для реализации творческого потенциала учащихся и их социализации в обществе», «основным условием реализации технологического компонента есть технологическая и информационная деятельность, проводимая от появления творческого плана к реализации его в готовом продукте». В этом же стандарте дано определение, что «проектно-технологическая компетентность – это способность применять знания, умения и личный опыт в предметно-преобразовательной деятельности», а также, что «задачами обучения есть: формирование целостного представления о развитии материального производства, роли техники, проектирования и технологий в развитии общества; развитие технологических умений и навыков учащихся; осознание учащимися значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний; реализация способностей и интересов учащихся в сфере технологической деятельности; овладение умением оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетентностей».
Постановка проблемы
Сегодня в начальном образовании актуальным вопросом является применение технологий обучения, которые используют проектно-технологический компетентностный подход и обеспечивают качественную подготовку будущих специалистов. Важными элементами подготовки современных специалистов в школе является формирование у школьников таких качеств, как обладание современными информационными технологиями, способностью к самообразованию, саморазвитию, мобильность, конкурентноспособность на рынке труда.
Время, в котором мы живем, – это время активных изменений. Наше общество осуществляет неизбежную социально-экономическую реформу. В частности, в образовании – это переход к новым, наиболее оптимальным технологиям обучения. При разработке учебных программ отдельных предметов начальной школы необходимо предусматривать формирование не только общих компетентностей, но и проектно-технологической компетентности.
Анализ последних исследований и публикаций
Разработка концепции формирования проектно-технологической компетентности учителей начальных классов средствами эвристических методов проектирования требовала рассмотрения и исследования широкого круга вопросов. В частности, проанализированы требования компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов в сфере образования, что отражено в трудах таких ученых, как Л. Кравченко, В. Онипко, И. Савенко, Н. Слюсаренко, В. Тименко, А. Цина и др. В научных работах В. Гогуевой освещаются вопросы развития творческих способностей учащихся.
Изменения станут возможны только тогда, если понять, что традиционной целью школьного образования всегда было овладение системой знаний, основами наук; память учащихся перегружалась многочисленными фактами, понятиями, именами, датами. Но знания не всегда отражаются в действиях. Наукой доказано, что для жизненного успеха необходимы не сами знания, а умение их применить в соответствии с конкретной жизненной ситуацией. Таким образом, необходимость сместить акценты в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, что приводит к осмыслению необходимости изменить характер учебного процесса и способов деятельности учащихся.
В разделе «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся» переориентирован учебный процесс на воспроизведение приобретенных знаний и решение задач на формирование и высказывание школьниками собственного мнения по поводу прочитанного, их способности проявлять отношение к определенным событиям, фактам, персоналиям, процессам, умение оценить научное открытие, сравнивать, делать обобщение и т. д.
Основной особенностью нового государственного стандарта является ориентация требований к уровню подготовки учеников на достижение компетентностей.
Компетентность - приобретенная в процессе обучения интегрированная способность учащегося, состоящая из знаний, умений, опыта, ценностей и отношения, которые могут целостно реализовываться в практике.
Компетенция – общественно признанный уровень знаний, умений, навыков, отношений в определенной сфере деятельности человека.
В Государственном стандарте введены и раскрыты значения таких понятий как:
ключевая компетентность,
гражданская компетентность,
общекультурная компетентность,
здоровъесберегающая компетентность,
информационно-коммуникационная компетентность,
межпредметная компетентность,
межпредметная эстетическая компетентность,
проектно-технологическая компетентность,
социальная компетентность,
предметная (отраслевая) компетентность.
Ключевая компетентность — специально структурированный комплекс характеристик (качеств) личности, позволяющий ей эффективно действовать в различных сферах жизнедеятельности и относящийся к общеотраслевому содержанию образовательных стандартов; ключевыми образовательными компетентностями являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетентность. Это компетентность в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностями (четкое представление учеником, что и как изучает и каким образом он сможет использовать полученные знания…).
2. Общекультурная компетенция (знание духовно-нравственных основ жизни человека, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).
3. Учебно-познавательная компетенция (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни).
4. Информационная компетенция (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации).
5. Коммуникативная компетенция (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий).
6. Социально-трудовая компетенция (профессиональное самоопределение).
7. Компетенция личностного самосовершенствования (способность учиться всю жизнь).
Да, «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных характеристик личности (знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, способов деятельности), а «компетентность» – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к нему и предмету деятельности – это качество, полнота и совершенство владения ими, а также, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, проектно-технологическая компетентность должна отражать способность и готовность учащихся к применению обобщенных знаний и умений в жизни и в процессе будущей профессиональной деятельности, проявляя такие важные качества, как: мышление, активность, самостоятельность.
Таким образом, современный урок с точки зрения проектно-технологической компетентности учителя начальных классов должен формировать все компетентности у школьников.
По нашему мнению, в состав проектно-технологической компетентности учителя нужно отнести следующие компоненты:
- профессиональный, а также способность решать различные технологические задания);
- творческий (способность применять эвристические методы проектирования для преобразования объектов деятельности: от творческого замысла до реализации его в готовом продукте);
- когнитивно-творческий (способность заниматься самообразованием, осуществлять творческую конструкторскую деятельность);
- аналитический (способность проводить детальный анализ технологической деятельности и выполнение различных технологических задач);
- аксиологический (способность воспитывать трудолюбие);
- методический (способность эффективно организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей);
- рефлексивный (способность выполнять анализ своей педагогической деятельности);
- оценочный (способность определять качество проделанной работы и значимость труда);
- социальный (способность выделять общественную значимость выполняемых работ).
Улучшение процесса обучения методическими материалами разработанными на основе эвристических методов проектирования, то есть усовершенствование творческой самостоятельности, является перспективным направлением развития современного образования и составной частью новых образовательных программ. Такие программы должны содержать специальные задачи, цель которых – способствовать активизации творческих способностей, описание творческого процесса, обоснование средств технологий обучения для разных видов деятельности. Кроме того, чем больше в курсе конкретной дисциплины представлено материала для развития практического творчества, тем более вероятным станет положительное самоопределение в процессе формирования проектно-технологической компетентности и получение креативного продукта.
Ведущими характеристиками формирования проектно-технологической компетентности средствами эвристических методов проектирования являются:
1) совокупность (сочетание, соединение) любых компонентов;
2) логика (последовательность) компонентов;
3) способы (способы), приемы, деяния, средства, операции;
4) гарантия результата.
Исходя из этого, нами выделены следующие аспекты, что отличают такую методику обучения от традиционных: партнерство между участниками учебного процесса (ребенок учится самостоятельно отбирать необходимую ему информацию исходя из замысла проекта, учитель, в свою очередь, может только помочь ему в этом); меняется главное условие традиционного понимания образования – наличия готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению; основным элементом учебного процесса становится не информация, а ее анализ и получение знаний. Итак, специфичность формирования проектно-технологической компетентности учителей средствамии эвристических методов проектирования заключается в возможности развития способности создавать и извлекать знания из информации, то есть заниматься исследовательской и творческой деятельностью, использовать не только готовые знания, но и «полуфабрикат», которым по сути есть вся информация.
Исторические источники утверждают, что понятие «Эвристика» впервые использовали в своих трудах греческий математик Папп Александрийский (вторая половина III века н.э.) и Аристотель.
Также весомый вклад в эвристику внес Раймонд Луллия, еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе общей классификации понятий. Но все же, впервые понятие учения об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования новой задачи и целенаправленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего в целях решения поставленной задачи наиболее эффективно.
Как средство формирования проектно-технологической компетентности учителя мы рассматриваем две основные группы эвристических методов проектирования:
1. Группа направленного (упорядоченного) поиска. В основе методов этой группы заложены алгоритмы:
– метод морфологического анализа (имеет несколько разновидностей и предназначен для генерации новых беспристрастных идей о возможности и путей решения проблемы). При применении этого метода задачи описывают и анализируют как комплекс возможных морфологических (структурных) связей и отношений между элементами. Этот метод предполагает предварительное составление морфологических таблиц, графиков;
– теория решения изобретательских задач – это технология творчества, основанная Альтшуллером и базируется на идеях автора о том, что «творчество связано с изменением развивающейся техники по определенным законам» и что «создание новых средств труда имеет независимое от субъективного к этому отношение, подчиняться объективным закономерностям».
2. Группа ненаправленного (малоупорядоченного) поиска. К этой группе относятся методы с незначительной упорядоченностью мыслительного процесса:
– методы мозговой атаки. Метод и термин «мозговая атака» предложенный американскими учеными. На сегодняшний день произведено несколько модификаций метода «мозговой атаки»:
- прямая «мозговая атака» – метод коллективного генерирования идей решение творческой задачи (цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей,ного хода мысли в решении творческой задачи);
- массовая «мозговая атака» предложенная Дж. Дональдом Филипсом – позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой количества участников, от 10 до 30 человек (присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек, после разделения аудитории на малые группы последние проводят самостоятельно прямую «мозговую атаку»);
- «мозговой штурм» – этот метод был предложен исследователем Е. Александровым и модифицирован Г. Бушем (сущность диалога в данном случае заключается в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующей формулировкой контридей);
– методы ассоциаций и аналогий – заключаются в активизации и использовании ассоциативного мышления для создания новых идей и предложений путем сопоставления изучаемого явления, процесса, объекта с другими более или менее подобными;
– метод фокальных объектов предполагает перенос на объект, требующий усовершенствования, признаков случайно выбранных объектов (этот метод дает возможность открыть нетрадиционные способы модификации известных устройств, модернизации механизмов и т.п.). На практике это выглядит примерно так:
"Выберите объект МФО. Пусть это будет предмет, который вы хотите улучшить.
Возьмите газету, книгу, энциклопедию. Найдите минимум 3 максимум 5 случайных понятий, коренным образом отличающихся от вашего.
Выпишите свойства. Перенесите их на исходный объект.
Поиграйте в ассоциации. Обдумайте полученные варианты.
Осталось только оценить эффективность и целесообразность применения полученных решений в жизни."
– бионический метод заключается в анализе выбранных объектов бионики (этот метод предполагает сконцентрированность на природном объекте, чтобы заметить интересную идею);
– метод инверсии ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, противоположных традиционным взглядам и убеждениям, диктуемым логикой и здравым смыслом;
– метод комбинаторики – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений элементов в определенном порядке (идея комбинаторики выступает только как стимул, а за основу берутся элементы идеи, из которых можно создать комбинаторную систему).
Эвристические методы проектирования как средство формирования проектно-технологической компетентности на сегодняшний день недостаточно систематизированы и классифицированы, поэтому эти аспекты важны для дальнейшего, более расширенного исследования и активного внедрения в работу.
Выводы и перспективы
Целью современного образовательного процесса при формировании проектно-технологической компетентности учителей является не только усвоение знаний, а овладение технологиями, методами и средствами, обеспечивающими продуцирование креативных (неожиданных) результатов, творческих идей. Использование эвристических методов проектирования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей трудового обучения и технологий является важным организационно методическим условием формирования проектно-технологической компетентности. Отметим, что владеть проектно-технологической компетентностью – значит выделять основную задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения в настоящей профессиональной деятельности. освобождения от инерции мышления. Компетентностный подход в обучении включает в себя:
⦁ Формирование ключевых и предметной проектно-технологической компетентностей в процессе обучения.
⦁ Формирование предметной проектно-технологической компетентности на основе составляющих проектно-технологической компетенции – общетехнической, репродуктивной и продуктивной.
⦁ Отражение в содержании образования элементов ключевых компетентностей, а также составляющих проектно-технологической компетентности как заранее заданных требований к процессу обучения, имеющих универсальный характер, так как могут быть применены в любой сфере деятельности.
⦁ Определение критериев успеваемости, показателей и уровней овладения учащимися ключевыми и предметными компетентностями как прогнозируемыми, индивидуально выраженными результатами процесса обучения.
⦁ Системная диагностика личностного образовательного опыта учащихся, наращивание их образовательных результатов на разных этапах обучения.
Проектно-технологическая компетенция – это совокупность заранее заданных, взаимосвязанных знаний, умений, способов деятельности обучения, касающихся реальных объектов предметно-образовательной деятельности и ориентированных на реализацию творческого потенциала учащихся. Они необходимы для реализации качественной проектно-технологической деятельности.
Проектно-технологическая компетентность – приобретенный учащимися в процессе обучения интегрированный результат образования, личностные качества (способности), опыт проектно-технологической деятельности, обеспечивающие готовность и способность успешно применять знания, умения, способы деятельности по реальным объектам деятельности.
Проектно-технологическая компетентность рассматривается нами как сформированная на определенном уровне предметная проектно-технологическая компетенция, определяемая требованиями Государственного стандарта и, соответственно, обучающей программой.
В проектно-технологической компетенции сконцентрированы основные элементы целостности содержания и процесса обучения, касающиеся формирования ожидаемого образа учащегося основной школы, формирования его индивидуального уровня проектно-технологической компетентности, оцениваемого при выполнении определенного комплекса действий.
Проектно-технологическая компетентность, которая формируется школой в полной мере способствует формированию ключевых компетентностей. Ее приобретение соответственно способствует достижению определенного уровня культурного, личностного развития каждого учащегося, с учетом его естественных, деятельностных и личностных способностей и возможностей. Она всегда ориентирована на реализацию творческого потенциала учащихся.
Развитие личности учителя и ученика в системе компетентностно-ориентированного обучения предполагает основные цели и задачи:
- формирование и развитие жизненных навыков;
- принятие решений;
- самостоятельное решение проблем;
- ситуации критического (оценка и просчитывание) и креативного (разные пути и способы решения ситуации) мышления;
- общение;
- ассортивность (умение противостоять давлению), уверенность в себе;
- ведение переговоров;
- самоуважение;
- сочувствие, сопереживание;
- преодоление стресса и управление эмоциями;
- ведение здорового образа жизни.
Заключение
Модель формирования целостности содержания и процесса обучения (ПТД – проектно-технологическая деятельность) просто необходима.
Очень важна работа над проектами по различным школьным предметам. Вот некоторые темы проектов: проект "Страницами истории нашего города", урок-проект. "Как готовятся пчелы к зиме?", праздник-проект "За что благодарим Букварь?", "Моя семья в годы Великой Отечественной войны", "Интернет: польза и вред для человека", "Играем в учёных. Поилка для цветов", проект по математике "Число 5 (3,6,7,8 и т. п.) в загадках, пословицах, поговорках.", "Государственные природные парки Донбасса", "Какие камни мы встречаем в природе", "Донецкий мезозой", "Цветок Солнца", "Реконструкция ископаемых, от находки до музейной полки.", Исследовательская работа "Сколько рек протекает в нашем районе?", "Хлеб белый и чёрный.", "Кукла и современные дети.", "Моя краеведческая находка.", "Кто нас защищает?", "Экологические проблемы края", "Красная книга Донецкой области.", "Путешествие по страницам любимых сказок."
Основные факторы методической системы
⦁ Проанализировать имеющиеся проблемы. Определить потребности учащихся в жизненных ситуациях. Какие знания, проекты, изделия могут удовлетворить эти потребности?
⦁ Осуществить поиск проблемной ситуации, которую можно решить с помощью полученных знаний.
⦁ После обнаружения проблемы, выбора объекта проектно-технологической деятельности выяснить ряд проблем, которые предстоит решить.
⦁ Построить проблематику (целеполагание), которая предполагает установление последовательности будущих действий.
⦁ Определить поэтапно задачи проектно-технологической деятельности, массив нужной информации о дальнейшей работе, поиск алгоритма решения проблем.
⦁ Определить, какие знания необходимы для эффективной реализации учебного проекта, а также изучить и согласовать имеющиеся ресурсы: временные, материальные, когнитивные, операционные, информационные и т. д.
Компетентный ученик обладает комплексом связанных между собой личностных качеств, способностей, знаний, умений, обеспечивающих возможность эффективно действовать в соответствующей сфере. Владение учащимися базовыми знаниями, умениями, способами проектно-технологической деятельности, способностями, а также способностью эффективно действовать в неопределенной, нестандартной, новой ситуации – это именно то, что обеспечивает возможность реализовывать в содержании образования личностно-ориентированный, компетентностный и деятельный подходы.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
2. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
3. Гребенкина Л. К. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического профиля/ Л.К. Гребенкина // Школа будущего. – 2013. – № 5. – с. 120-126.
4. Каракозова, Н. Ю. Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профобразования. / Н.Ю. Каракозова. – Тольятти, 2015. – 187 с.
5. Козина Е. В. Технологическая компетентность учителя. Современные исследовании я социальных проблем. [Электронный ресурс].
6. Лопанова Е. В., Лонская Л. В. К вопросу о технологической компетентности педагога. ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». Омск, 2009.
7. Лопанова, Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации : учебно-метод. пособие / Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 120 с
8. Манько, Н.Н. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.Н. Манько. – Уфа, 2000. – 227 с.
9. Никифорова Е.И. Развитие технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации: методический аспект // Методист. М., 2006. № 7. с. 10 - 14.
10. Попова, С. М. Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс].
11. Рекомендации по организации опытно – экспериментальной работы. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. М: Сентябрь, 2001.
12. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.: / Г.К. Селевко: - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
13. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2007.
14. Терещук Г.В. Компетентностный подход как фактор сближения образовательных систем / Г.В. Терещук // Профессиональные компетенции и компетентности учителя: материалы регионального научно-практического семинара. – Тернополь: Изд-во «ТИПА им. В. Гнатюка», 2006. – С. 7–9.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58–64.
16. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для ВУЗов. СПБ.: Питер, 2001.
17. Эвристика / Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.