Приложение 2
Заседание к протоколу №2
Педагогического совета
от 25.03.2022
Доклад
на тему: «Современный урок в свете требований
обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Подготовила заместитель директора по МР: Куготова А.М.
«Урок: каким он должен стать сегодня?»
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
ü анализировать свои действия;
ü самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
ü отличаться мобильностью;
ü быть способными к сотрудничеству;
ü обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса
Какие же требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС:
ü хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
ü учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
ü урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
ü учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
ü времясбережение и здоровьесбережение;
ü учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как уровень обученности класса, стремление учащихся, настроение детей;
ü умение демонстрировать методическое искусство учителя;
ü планирование обратной связи.
Для методики современного урока актуальными являются:
1. практическая ориентированность;
2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
3. направленность на формирование различных способов деятельности;
4. формирование функциональной грамотности;
5. компетентностный подход .
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который:
· демонстрирует универсальные и предметные способы действий,
· инициирует действия учащихся,
· консультирует и корректирует их действия,
· находит способы включения в работу каждого ученика,
· создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, то есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.
Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская и проектная работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Важнейший метапредметный результат современного образования - сформированная готовность и способность учащихся реализовывать проектную и исследовательскую деятельность.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
· Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
· Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
· Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя учебное занятие, составляет технологическую карту урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.
Важнейшая задача современной системы образования «научить учиться».
Основные этапы подготовки к уроку: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.
Урок современного типа. В широком значении «универсальные учебные действия» саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Система универсальных ФГОС учебных действий (УУД) коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми, так и друг с другом.
Какие требования предъявляются к современному уроку? Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;
Какие требования предъявляются к современному уроку? Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Типы уроков:
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структура современного урока: Организационный блок. Целеполагание (цель, задачи, ожидаемые результаты). Инструкции и пояснения для выполнения заданий. Вводное слово учителя. Распределение по группам и конструирование пространства. Выработка правил работы (определение норм, процедур). В ходе занятия учащиеся смогут называть определённые теории и факты, давать характеристики явлениям, формулировать основные причины событий, находить на карте, называть принципы, цитировать и т.п. ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ., анализировать, ранжировать, отбирать, конструировать, обсуждать, играть роль и т.п. Понимать, уважать, разделять мнение, оппонировать, занимать позицию, делать выбор, уважать мнение и позицию другого и т.п. ТЦУ урока
Мотивационный блок.
Ключевым в системе деятельности Мотивация - это побуждение к активности (внутренняя, внешняя). Два типа мотивации мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Интерес - это форма проявления и выражения потребностей и мотивов учащегося. Мотивацию можно рассматривать как предпосылку, условие и результат учебной деятельности ученика.
Приёмы повышения мотивации постановка проблемы; занимательное изложение, необычная форма и зложения материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры; ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся); создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам; наглядность (картина, фотография, карикатура, схема, диаграмма, график, фрагмент фильма и т.п.); афоризмы, пословицы, поговорки; рассмотрение событий, имеющих большой общественный резонанс; отрывки из художественных произведений; документы; незаконченные предложения или незаконченные фрагменты с пропущенными словами; парадоксальная ситуация;
Информационный блок.
Данный блок ориентирован на получение информации из разных источников: учитель (не главный); текстовые документы; графические источники; электронные ресурсы; видеоматериалы; статистика; артефакты; изображения
Аналитический блок.
Если в уроке (занятии) присутствует аналитический блок, то в образовательном процессе учитывается деятельностный подход. Акцент на Обобщение Сравнение Выделение ключевых положений Проведение обсуждения Формулирование выводов Составление рейтинга Отбор информации Проявление творческих способностей Формы Игры Дискуссии Театрализация Создание рисунка (символа, коллажа) Решение познавательных, практических задач Резюме
Оценочный блок.
Без оценочного обучения не бывает и быть не может по своей природе. Виды оценивания в школе: формализованное (отметки); вербальное; самооценка; взаимооценивание; графическое; визуальное (смайлики). Оцениваются учебные результаты, а не личностные особенности.
Рефлексивный блок.
Рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад. «Отражённый свет» - В. Даль
Возможные формы рефлексии (обмена мнениями) Синквейн (5 слов об уроке); Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается»; Что получилось, благодаря чему, что учесть в будущем; Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке ; Выскажите свою точку зрения по вопросам: что нового узнали? Какой опыт приобрели? Какую работу проводили? Как могут другие использовать полученное на практике? Что было самым трудным? Что было интересным? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке? Обратите внимание! Главное внимание необходимо уделять самому процессу учения, выделить трудности, установить обратную связь, присвоить полученный опыт.
Учебная ситуация строится с учетом: возрастных особенностей ребенка; специфики учебного предмета; уровня сформированности УУД учащихся
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Характеристика класса:
1. Формирование детского коллектива;
2. Анализ психофизического здоровья учащихся;
3. Характеристика интересов учащихся;
4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся;
5. Характеристика сформированности классного коллектива;
6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива;
7. Характеристика семей учащихся;
8. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива;
9. Структура классного коллектива. (Развёрнутая памятка характеристики класса.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.)
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику
- урок, содержащий разные виды деятельности
- урок, на котором ученику должно быть комфортно
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности
- урок, направленный на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;
- урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками
-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«САМОАНАЛИЗ УРОКА, ОРГАНИЗОВАННОГО В ИНОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ»
1. Представить краткую характеристику класса.
2. Указать УМК, предметную область, тип и тему урока (место данной темы в тематическом планировании). Описать, имело ли место сотворчество учителя и обучающихся в процессе выбора темы.
3. Перечислить цель, задачи урока (проекта).
4. Объяснить принципы отбора развивающего содержания. Указать виды заданий, упражнений. Проанализировать соответствует ли содержание теме, цели и задачам проекта, на развитие каких УУД направлено.
5. Описать особенности использования активных, интерактивных методов, приемов обучения.
6. Пояснить, были ли представлены на уроке различные виды активности обучающихся (познавательная, социальная, физическая).
7. Описать формы организации деятельности обучающихся на уроке (традиционные или интерактивные).
8. Описать особенности использования образовательных технологий (ТРИЗ, проблемного обучения, проектной деятельности и т.д.).
9. Проанализировать, учитывались ли при организации учебного процесса принципы безотметочного обучения.
10. Описать позиции и роли обучающихся, позиции и стиль общения учителя.
11. Прокомментировать наличие предметно-развивающей и информационной среды.
12. Указать, была ли обеспечена на уроке ситуация свободы выбора обучающимися партнеров, источников информации, видов деятельности, материалов и т.д.
13. Указать, использовалась ли индивидуализация, дифференциация обучения.
14. Указать, была ли обратная связь с детьми на основе вербальных и невербальных реакций.
15. Описать стиль подведения итогов урока (академический или личностно и эмоционально ориентированный).
по теме «Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ООО»
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Много вопросов вызывал переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, до сих пор идут бурные обсуждения о целесообразности введения новых стандартов в образовании. И это понятно. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
· анализировать свои действия;
· самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
· отличаться мобильностью;
· быть способными к сотрудничеству;
· обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Какие же требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС:
· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· времясбережение и здоровьесбережение;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как уровень обученности класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
· планирование обратной связи.
Для методики современного урока актуальными являются:
6. практическая ориентированность;
7. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
8. направленность на формирование различных способов деятельности;
9. формирование функциональной грамотности;
10. компетентностный подход .
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который
· демонстрирует универсальные и предметные способы действий
· инициирует действия учащихся
· консультирует и корректирует их действия
· находит способы включения в работу каждого ученика
· создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, то есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская и проектная работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Важнейший метапредметный результат современного образования - сформированная готовность и способность учащихся реализовывать проектную и исследовательскую деятельность.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
· Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
· Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
· Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя учебное занятие, составляет технологическую карту урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов как в начальной, так и в основной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений учебных действий.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Структура технологической карты включает:
название темы;
цель освоения учебного содержания;
планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
основные понятия темы;
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
Преимущества технологической карты:
· использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной работы;
· освобождается время для творчества учителя;
· обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
· снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
· обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
· деятельности.
В государственных образовательных стандартах 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
· Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
· Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
· Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
· Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
· На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
· Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не всегда даёт возможность включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.
Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций. Всё это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.
Большую роль при проведении современного урока играет подбор заданий и вопросов на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся творческие. Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.
Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.
Какие же требования выдвигают федеральные государственные стандарты к современному уроку? Концепция ФГОС определяет следующую систему требований к уроку:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке.
2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать пере-грузок.
5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.
8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.
10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
ФГОС основного общего образования нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности, что требует рассмотреть вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ. Кроме того, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.)
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику
- урок, содержащий разные виды деятельности
- урок, на котором ученику должно быть комфортно
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности
- урок, направленный на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;
- урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками
-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
Основой ФГОС НОО является: - духовно-нравственное воспитание личности;
- гражданская идентичность;
- системно-деятельностный подход.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Как же построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять суть этого подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.
Создать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребёнка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формировать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с незнакомой информацией.
Для формирования умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность авторами учебников УМК ПНШ продуман приём интеграции учебного материала в предметах. Он реализуется через изучение интегрированных курсов (ОМ, ЛЧ, ИЗО, ТХ), содержащих внутрипредметые многоаспектные задания. При выполнении таких заданий информацию для развития найдёт каждый ребёнок и одарённый и нуждающийся в поддержке.
Вариативны и способы приобретения знания – каждый обучающийся действует оптимальным для себя способом: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно, устно; посредством слова, рисунка, схемы. Это способствует выполнению требований ФГОС к освоению учебных программ на двух уровнях: «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться», что является принципиальным отличием новых Стандартов.
Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные. Они отражены в ООП НОО школы и в рабочих программах учебных предметов педагогов по каждому разделу (теме).(Гиперссылка)
В соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания (главное средство достижения планируемых результатов образования).
Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
· возраста ребенка;
· специфики учебного предмета;
· меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
· Предъявить противоречивые факты, теории;
· Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
· Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба). Рассмотрим типы уроков по ФГОС:
Формы организации учебных занятий (урок и его типы)
Тип урока |
Целевое назначение |
Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД |
Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД |
Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями |
Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) |
Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения предметных ЗУНов и УУД |
Применение предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной сложности |
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий |
Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач) |
Умение сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) |
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД |
Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок |
Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД |
Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок |
Индивидуальная работа над допущенными ошибками |
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Комбинированный урок |
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока |
Запланированный результат |
Типы уроков отражены в рабочей программе по учебным предметам.
Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности.
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.
Серии учебных ситуаций (Этап) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Мотивирование к учебной деятельности |
Организует мотивирование к учебной деятельности. |
Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной
деятельности ("надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности
включения в учебную деятельность ("хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки ("могу”) |
2. Актуализация и фиксирование знаний |
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию. |
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для
построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализация соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов; 3) мотивация к пробному учебному действию ("надо” -
"могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Организует выявление учащимися места и причины затруднения. |
1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и
знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). |
На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. |
В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели. |
5. Реализация построенного проекта. |
Осуществляет реализацию построенного проекта: обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. |
Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Организует парную, групповую работу. |
В форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
7. Рефлексия хода реализации построенного проекта учебных
действий и контрольных процедур. |
Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. |
Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию. |
Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности. |
Планируя урок по УМК ПНШ, я определяю его тип, смотрю на то, что должны обучающиеся достигнуть в ходе урока. Исходя из этого, ставлю одну дидактическую задачу (цель для себя) (Что? и Как?) например, организовать совместную деятельность детей по знакомству с … Затем определяю задачи для обучающихся: предметные – ЗУНы и практическое их применение и УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Содержание урока, организационные формы работы включены в корпус самого учебника, поэтому изобретать ничего не приходится. Главная задача для учителя – организовать детей, создав учебную ситуацию на основе учебника для решения проблем, дать больше самостоятельной работы обучающимся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.