Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества

  • Мероприятия
  • Педсоветы
  • doc
  • 17.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Имидж - это образ, профессионал, человек, личность. Имидж - система внешних и внутренних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело», - писал А.П. Чехов. Именно поэтому сегодня учитель должен быть здоровым и креативным.... Каков же имидж современного учителя нашей школы? Созданию его профессионального портрета предшествовала серьёзная работа по определению профессионального, общекультурного, творческого уровня педагогов школы.Для современного имиджа учителя очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя», т.е. успешного педагога. Среди качеств, необходимых педагогу сегодня, выделяется умение и желание отстаивать свои взгляды и убеждения, участвуя в педагогических конкурсах и проектах, чувство собственной значимости, демократический стиль преподавания и общения.
Иконка файла материала Позитивный имидж учителя как способ формирования педагогического сообщества.doc
Позитивный имидж  учителя как способ формирования педагогического сообщества М.Г. Толмачева, МОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Ангарск.                                                                    «Учитель должен быть артистом,                                                                      художником,   горячо   влюбленным   в                                                                      свое дело».                                                                                                         А. П. Чехов. Имидж   ­   это   образ,   профессионал,   человек,   личность.  Имидж   ­     система внешних   и   внутренних   характеристик   человека,   которая   создает   или подчеркивает неповторимое своеобразие личности.    «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело», ­ писал А.П. Чехов. Именно поэтому сегодня учитель должен быть здоровым и креативным. Ядро имиджа составляют традиции, установки и легенда. При формировании имиджа   учителя   реальные   качества   тесно   переплетаются   с   теми,   которые приписываются  ему окружающими. О профессиональном портрете  учителя «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ангарска знают в нашем городе и далеко за его пределами многие.  О нём замечательно и с большой любовью  сказано в единственной в своем роде  книге бывшего директора школы Носоченко Т.М. «История моей школы», где между строк звучит   мысль   о   том,   что   назначение   учителя   состоит   в   том,   чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учеников в усвоении   учебного   материала.   Успехи   учеников   школы   уже   давно   стали легендой. Но скорость перемен в мире стала выше, чем скорость изменений содержания   образования.   Если   раньше   можно   было   снабдить   выпускника набором   правил   и   алгоритмов   и   он,   выйдя   из   школы,   мог,   пользуясь способностью   запоминать   и   заучивать   готовые   правила   был   успешен,   то сегодня, когда   жизнь меняется   быстрее, чем человек успевает  закончитьшколу,     идет   подготовка   новых   педагогических   и   методических   кадров, происходит   изменение   учебного   плана,   разрабатываются   учебники   нового поколения,   новая   методическая   литература   и   меняется   профессиональный портрет учителя.  Мы с благодарность перелистываем страницы прошлого школы и продолжаем писать современную Летопись школы, основанную на сочетании традиций и инноваций,    и   научно­методическая   деятельность   школы   ориентирована   на создание   именно   такого   здорового   имиджа   учителя,   находящегося   в постоянном состоянии «ученичества»  Каков   же   имидж   современного   учителя   нашей   школы?   Созданию   его профессионального   портрета   предшествовала   серьёзная   работа   по определению   профессионального,   общекультурного,   творческого   уровня педагогов   школы.   В   результате   исследования   были   выявлены   зоны ближайшего и глобального развития и основные проблемные «зоны» создания имиджа   учителя­   профессионала:   недостаточный   уровень   физического   и психического   здоровья   учителя;   недостаточный     уровень   методической   и информационной   культуры   учителя;   неготовность   учителя   работать   в условиях   постоянных   перемен   в   области   образования;   невысокий мотивационно­стимулирующий   уровень; современных образовательных технологий.   недостаточное   использование Полученные результаты легли в основу написания документов, формирующих позитивный имидж современного учителя:  муниципальной   образовательной   концепции   «Сибирский   характер как ценность», 2006 г.    школьной   Программы   развития   «Самореализация.   Достижения. Успех!», 2007 г.  муниципальной программы «Лидер в образовании», 2008 г.  муниципальной концепции ресурсного центра «Олимп» для работы с одаренными школьниками города, 2009 г.  школьной   программы   неформального   творческого   объединения педагогов «Комфорт», 2009 г. Для современного имиджа учителя  очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя», т.е. успешного педагога. Среди качеств, необходимых педагогу сегодня, выделяется умение и желание отстаивать свои взгляды и убеждения, участвуя в педагогических конкурсах и проектах,   чувство   собственной   значимости,   демократический   стиль преподавания и общения.  В   условиях   школы   с   2007   г.   организована   психологическая   студия «Комфорт», в рамках которой происходит неформальное общение педагогов, убежденных в том, что для успешного учителя необходимо уметь справляться с проблемами в разных жизненных ситуациях. На основе изучения научно­ методической,   педагогической,   психологической   литературы,   в   школьном педагогическом сообществе формируется образ здорового имиджа учителя. Для   создания   комфортных   условий   в   рабочей   обстановке   ученые   в   своих исследованиях   обнаружили   такие   связи   имиджа   учителя   и   тенденций стрессовых реакций:  1. У педагогов, неспособных контролировать эмоции, реакции в  стрессовых ситуациях проявляются чувством досады, огорчения. Они  могут «застревать» на выяснении причин, не переходя к активным  действиям.2. Установлено, что наиболее эмоционально неуравновешенные учителя в  стрессовых ситуациях чаще всего склонны обвинять других, идут на  открытый конфликт, проявляют агрессию.  3. Учителя с яркими, богатыми эмоциями, с естественным и  непринужденным поведением, чуткие и внимательные, хорошо  адаптированные к жизни коллектива, в стрессовых ситуациях  уступчивые, доверчивые.  4. Учителя бодрые, активные, легко воспринимающие жизнь склонны  проявлять толерантность в сложных ситуациях, они независимы в  суждениях и поведении, не предубеждены в оценках.  5. Учителя, которые свободно контактируют, не ощущают трудностей  вовремя столкновений с неожиданностями, решительные, выступают в  сложных ситуациях как лидеры, чаще всего организуют окружение для  решения проблем, хорошо выдерживают эмоциональные нагрузки.  6. Учителя, рациональные в поведении, в сложных ситуациях оперативно  действуют, умеют организовать других, инициативны.  7. Учителя с высокими показателями мягкости, образного  художественного восприятия мира чаще всего в сложных ситуациях  стремятся самостоятельно к решению проблем; они склонны к  повышенному чувству ответственности, стремятся много брать на себя,  не организовывают других к общественной деятельности.  Учителя   школы   с   высокими   общими   показателями   жизни   не   надеются   на благоприятные обстоятельства, а занимают активную позицию, демонстрируя позитивную Я – концепцию в педагогическом ссобществе.          Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей.   Чем   продолжительнее   занимается   человек   каким­либо   видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток.Специфика педагогической деятельности учителя ­ в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе   все   ресурсы   организма.   Напряжение   испытывает   высшая   нервная деятельность,   так   как   она   постоянно   подвергается   воздействию   таких факторов, как большой объем аналитико­синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации. Уже   сегодня   мы   вправе   говорить   о   профессиональном   имидже,   которому должны   соответствовать   представители   различных   профессий   ­   идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д.   Секрет   успеха   вашего   профессионального   имиджа   будет   напрямую зависеть   от   того,   насколько   вам   удастся   создать   облик,   соответствующий ожиданиям других людей. Для   улучшения   своего   профессионализма   учителю   необходимо   обратить внимание   и   на   умение   представить   себя   окружающим   наиболее   выгодным образом. Не   менее   важно,  чтобы   имидж   не  расходился   с  внутренними   установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем   самым   самосовершенствуемся.   Личностное   как   нечто   внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества.   Это чаще   всего:   оригинальность,   непохожесть,   внешнее   самооформление; экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной   в  каждом компоненте  педагогического  процесса  ­ от  цели  и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации; стиль общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, это импровизации на уроке.Внутренний образ ­ это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода,  обаяние, эмоциональность, игра  воображения,  неожиданные  яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. Внешний образ ­ это техника игры и игровая подача, особые формы  выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального  отношения к действительности, владение умением самопрезентации,  выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Учителя   с   высокими   общими   показателями   жизни   не   надеются   на благоприятные   обстоятельства,   а   занимают   активную   жизненную   позицию, проявляя   педагогический   гуманизм   и   сотрудничество,   формируя   гуманные отношения  и позитивный имидж учительской профессии. Толмачева Марина Геннадьевна, заместитель директора МОУ «СОШ № 10 с углубленным   изучением   отдельных   предметов»,   г.   Ангарск,   665830,   ул. Горького,   8.     рабочий   тел.   8(395­5)   52­59­50,     8(395­5)52­27­38,    marina­ angarskmail@.ru

Посмотрите также