Имидж - это образ, профессионал, человек, личность. Имидж - система внешних и внутренних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело», - писал А.П. Чехов. Именно поэтому сегодня учитель должен быть здоровым и креативным....
Каков же имидж современного учителя нашей школы? Созданию его профессионального портрета предшествовала серьёзная работа по определению профессионального, общекультурного, творческого уровня педагогов школы.Для современного имиджа учителя очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя», т.е. успешного педагога. Среди качеств, необходимых педагогу сегодня, выделяется умение и желание отстаивать свои взгляды и убеждения, участвуя в педагогических конкурсах и проектах, чувство собственной значимости, демократический стиль преподавания и общения.
Позитивный имидж учителя как способ формирования педагогического
сообщества
М.Г. Толмачева, МОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных
предметов», г. Ангарск.
«Учитель должен быть артистом,
художником, горячо влюбленным в
свое дело».
А. П. Чехов.
Имидж это образ, профессионал, человек, личность. Имидж система
внешних и внутренних характеристик человека, которая создает или
подчеркивает неповторимое своеобразие личности. «Учитель должен быть
артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело», писал А.П. Чехов.
Именно поэтому сегодня учитель должен быть здоровым и креативным.
Ядро имиджа составляют традиции, установки и легенда. При формировании
имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые
приписываются ему окружающими. О профессиональном портрете учителя
«СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ангарска
знают в нашем городе и далеко за его пределами многие. О нём замечательно
и с большой любовью сказано в единственной в своем роде книге бывшего
директора школы Носоченко Т.М. «История моей школы», где между строк
звучит мысль о том, что назначение учителя состоит в том, чтобы
осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учеников в
усвоении учебного материала. Успехи учеников школы уже давно стали
легендой. Но скорость перемен в мире стала выше, чем скорость изменений
содержания образования. Если раньше можно было снабдить выпускника
набором правил и алгоритмов и он, выйдя из школы, мог, пользуясь
способностью запоминать и заучивать готовые правила был успешен, то
сегодня, когда жизнь меняется быстрее, чем человек успевает закончитьшколу, идет подготовка новых педагогических и методических кадров,
происходит изменение учебного плана, разрабатываются учебники нового
поколения, новая методическая литература и меняется профессиональный
портрет учителя.
Мы с благодарность перелистываем страницы прошлого школы и продолжаем
писать современную Летопись школы, основанную на сочетании традиций и
инноваций, и научнометодическая деятельность школы ориентирована на
создание именно такого здорового имиджа учителя, находящегося в
постоянном состоянии «ученичества»
Каков же имидж современного учителя нашей школы? Созданию его
профессионального портрета предшествовала серьёзная работа по
определению профессионального, общекультурного, творческого уровня
педагогов школы. В результате исследования были выявлены зоны
ближайшего и глобального развития и основные проблемные «зоны» создания
имиджа учителя профессионала: недостаточный уровень физического и
психического здоровья учителя; недостаточный уровень методической и
информационной культуры учителя; неготовность учителя работать в
условиях постоянных перемен в области образования; невысокий
мотивационностимулирующий уровень;
современных образовательных технологий.
недостаточное использование
Полученные результаты легли в основу написания документов, формирующих
позитивный имидж современного учителя:
муниципальной образовательной концепции «Сибирский характер
как ценность», 2006 г.
школьной Программы развития «Самореализация. Достижения.
Успех!», 2007 г. муниципальной программы «Лидер в образовании», 2008 г.
муниципальной концепции ресурсного центра «Олимп» для работы с
одаренными школьниками города, 2009 г.
школьной программы неформального творческого объединения
педагогов «Комфорт», 2009 г.
Для современного имиджа учителя очень важно, чтобы позиции и установки
личности соответствовали психологии «победителя», т.е. успешного педагога.
Среди качеств, необходимых педагогу сегодня, выделяется умение и желание
отстаивать свои взгляды и убеждения, участвуя в педагогических конкурсах и
проектах, чувство собственной значимости, демократический стиль
преподавания и общения.
В условиях школы с 2007 г. организована психологическая студия
«Комфорт», в рамках которой происходит неформальное общение педагогов,
убежденных в том, что для успешного учителя необходимо уметь справляться
с проблемами в разных жизненных ситуациях. На основе изучения научно
методической, педагогической, психологической литературы, в школьном
педагогическом сообществе формируется образ здорового имиджа учителя.
Для создания комфортных условий в рабочей обстановке ученые в своих
исследованиях обнаружили такие связи имиджа учителя и тенденций
стрессовых реакций:
1. У педагогов, неспособных контролировать эмоции, реакции в
стрессовых ситуациях проявляются чувством досады, огорчения. Они
могут «застревать» на выяснении причин, не переходя к активным
действиям.2. Установлено, что наиболее эмоционально неуравновешенные учителя в
стрессовых ситуациях чаще всего склонны обвинять других, идут на
открытый конфликт, проявляют агрессию.
3. Учителя с яркими, богатыми эмоциями, с естественным и
непринужденным поведением, чуткие и внимательные, хорошо
адаптированные к жизни коллектива, в стрессовых ситуациях
уступчивые, доверчивые.
4. Учителя бодрые, активные, легко воспринимающие жизнь склонны
проявлять толерантность в сложных ситуациях, они независимы в
суждениях и поведении, не предубеждены в оценках.
5. Учителя, которые свободно контактируют, не ощущают трудностей
вовремя столкновений с неожиданностями, решительные, выступают в
сложных ситуациях как лидеры, чаще всего организуют окружение для
решения проблем, хорошо выдерживают эмоциональные нагрузки.
6. Учителя, рациональные в поведении, в сложных ситуациях оперативно
действуют, умеют организовать других, инициативны.
7. Учителя с высокими показателями мягкости, образного
художественного восприятия мира чаще всего в сложных ситуациях
стремятся самостоятельно к решению проблем; они склонны к
повышенному чувству ответственности, стремятся много брать на себя,
не организовывают других к общественной деятельности.
Учителя школы с высокими общими показателями жизни не надеются на
благоприятные обстоятельства, а занимают активную позицию, демонстрируя
позитивную Я – концепцию в педагогическом ссобществе.
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и
мыслей. Чем продолжительнее занимается человек какимлибо видом
деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток.Специфика педагогической деятельности учителя в активной умственной
деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка
приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет
себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная
деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких
факторов, как большой объем аналитикосинтетической деятельности мозга,
хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.
Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому
должны соответствовать представители различных профессий идеальный
учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и
т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую
зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий
ожиданиям других людей.
Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить
внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным
образом.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками
учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы
тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее
проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это
чаще всего: оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление;
экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее
оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса от цели и
задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации;
стиль общения со всеми участниками целостного педагогического процесса,
это импровизации на уроке.Внутренний образ это прежде всего культура учителя, непосредственность и
свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, неожиданные яркие
ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в
условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ это техника игры и игровая подача, особые формы
выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального
отношения к действительности, владение умением самопрезентации,
выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Учителя с высокими общими показателями жизни не надеются на
благоприятные обстоятельства, а занимают активную жизненную позицию,
проявляя педагогический гуманизм и сотрудничество, формируя гуманные
отношения и позитивный имидж учительской профессии.
Толмачева Марина Геннадьевна, заместитель директора МОУ «СОШ № 10 с
углубленным изучением отдельных предметов», г. Ангарск, 665830, ул.
Горького, 8. рабочий тел. 8(3955) 525950, 8(3955)522738, marina
angarskmail@.ru