Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества
Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
администрации
Взрослым
17.04.2017
Имидж - это образ, профессионал, человек, личность. Имидж - система внешних и внутренних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело», - писал А.П. Чехов. Именно поэтому сегодня учитель должен быть здоровым и креативным....
Каков же имидж современного учителя нашей школы? Созданию его профессионального портрета предшествовала серьёзная работа по определению профессионального, общекультурного, творческого уровня педагогов школы.Для современного имиджа учителя очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя», т.е. успешного педагога. Среди качеств, необходимых педагогу сегодня, выделяется умение и желание отстаивать свои взгляды и убеждения, участвуя в педагогических конкурсах и проектах, чувство собственной значимости, демократический стиль преподавания и общения.
Позитивный имидж учителя как способ формирования педагогического сообщества.doc
Позитивный имидж учителя как способ формирования педагогического
сообщества
М.Г. Толмачева, МОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных
предметов», г. Ангарск.
«Учитель должен быть артистом,
художником, горячо влюбленным в
свое дело».
А. П. Чехов.
Имидж это образ, профессионал, человек, личность. Имидж система
внешних и внутренних характеристик человека, которая создает или
подчеркивает неповторимое своеобразие личности. «Учитель должен быть
артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело», писал А.П. Чехов.
Именно поэтому сегодня учитель должен быть здоровым и креативным.
Ядро имиджа составляют традиции, установки и легенда. При формировании
имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые
приписываются ему окружающими. О профессиональном портрете учителя
«СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ангарска
знают в нашем городе и далеко за его пределами многие. О нём замечательно
и с большой любовью сказано в единственной в своем роде книге бывшего
директора школы Носоченко Т.М. «История моей школы», где между строк
звучит мысль о том, что назначение учителя состоит в том, чтобы
осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учеников в
усвоении учебного материала. Успехи учеников школы уже давно стали
легендой. Но скорость перемен в мире стала выше, чем скорость изменений
содержания образования. Если раньше можно было снабдить выпускника
набором правил и алгоритмов и он, выйдя из школы, мог, пользуясь
способностью запоминать и заучивать готовые правила был успешен, то
сегодня, когда жизнь меняется быстрее, чем человек успевает закончить школу, идет подготовка новых педагогических и методических кадров,
происходит изменение учебного плана, разрабатываются учебники нового
поколения, новая методическая литература и меняется профессиональный
портрет учителя.
Мы с благодарность перелистываем страницы прошлого школы и продолжаем
писать современную Летопись школы, основанную на сочетании традиций и
инноваций, и научнометодическая деятельность школы ориентирована на
создание именно такого здорового имиджа учителя, находящегося в
постоянном состоянии «ученичества»
Каков же имидж современного учителя нашей школы? Созданию его
профессионального портрета предшествовала серьёзная работа по
определению профессионального, общекультурного, творческого уровня
педагогов школы. В результате исследования были выявлены зоны
ближайшего и глобального развития и основные проблемные «зоны» создания
имиджа учителя профессионала: недостаточный уровень физического и
психического здоровья учителя; недостаточный уровень методической и
информационной культуры учителя; неготовность учителя работать в
условиях постоянных перемен в области образования; невысокий
мотивационностимулирующий уровень;
современных образовательных технологий.
недостаточное использование
Полученные результаты легли в основу написания документов, формирующих
позитивный имидж современного учителя:
муниципальной образовательной концепции «Сибирский характер
как ценность», 2006 г.
школьной Программы развития «Самореализация. Достижения.
Успех!», 2007 г. муниципальной программы «Лидер в образовании», 2008 г.
муниципальной концепции ресурсного центра «Олимп» для работы с
одаренными школьниками города, 2009 г.
школьной программы неформального творческого объединения
педагогов «Комфорт», 2009 г.
Для современного имиджа учителя очень важно, чтобы позиции и установки
личности соответствовали психологии «победителя», т.е. успешного педагога.
Среди качеств, необходимых педагогу сегодня, выделяется умение и желание
отстаивать свои взгляды и убеждения, участвуя в педагогических конкурсах и
проектах, чувство собственной значимости, демократический стиль
преподавания и общения.
В условиях школы с 2007 г. организована психологическая студия
«Комфорт», в рамках которой происходит неформальное общение педагогов,
убежденных в том, что для успешного учителя необходимо уметь справляться
с проблемами в разных жизненных ситуациях. На основе изучения научно
методической, педагогической, психологической литературы, в школьном
педагогическом сообществе формируется образ здорового имиджа учителя.
Для создания комфортных условий в рабочей обстановке ученые в своих
исследованиях обнаружили такие связи имиджа учителя и тенденций
стрессовых реакций:
1. У педагогов, неспособных контролировать эмоции, реакции в
стрессовых ситуациях проявляются чувством досады, огорчения. Они
могут «застревать» на выяснении причин, не переходя к активным
действиям. 2. Установлено, что наиболее эмоционально неуравновешенные учителя в
стрессовых ситуациях чаще всего склонны обвинять других, идут на
открытый конфликт, проявляют агрессию.
3. Учителя с яркими, богатыми эмоциями, с естественным и
непринужденным поведением, чуткие и внимательные, хорошо
адаптированные к жизни коллектива, в стрессовых ситуациях
уступчивые, доверчивые.
4. Учителя бодрые, активные, легко воспринимающие жизнь склонны
проявлять толерантность в сложных ситуациях, они независимы в
суждениях и поведении, не предубеждены в оценках.
5. Учителя, которые свободно контактируют, не ощущают трудностей
вовремя столкновений с неожиданностями, решительные, выступают в
сложных ситуациях как лидеры, чаще всего организуют окружение для
решения проблем, хорошо выдерживают эмоциональные нагрузки.
6. Учителя, рациональные в поведении, в сложных ситуациях оперативно
действуют, умеют организовать других, инициативны.
7. Учителя с высокими показателями мягкости, образного
художественного восприятия мира чаще всего в сложных ситуациях
стремятся самостоятельно к решению проблем; они склонны к
повышенному чувству ответственности, стремятся много брать на себя,
не организовывают других к общественной деятельности.
Учителя школы с высокими общими показателями жизни не надеются на
благоприятные обстоятельства, а занимают активную позицию, демонстрируя
позитивную Я – концепцию в педагогическом ссобществе.
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и
мыслей. Чем продолжительнее занимается человек какимлибо видом
деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя в активной умственной
деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка
приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет
себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная
деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких
факторов, как большой объем аналитикосинтетической деятельности мозга,
хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.
Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому
должны соответствовать представители различных профессий идеальный
учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и
т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую
зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий
ожиданиям других людей.
Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить
внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным
образом.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками
учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы
тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее
проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это
чаще всего: оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление;
экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее
оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса от цели и
задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации;
стиль общения со всеми участниками целостного педагогического процесса,
это импровизации на уроке. Внутренний образ это прежде всего культура учителя, непосредственность и
свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, неожиданные яркие
ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в
условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ это техника игры и игровая подача, особые формы
выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального
отношения к действительности, владение умением самопрезентации,
выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Учителя с высокими общими показателями жизни не надеются на
благоприятные обстоятельства, а занимают активную жизненную позицию,
проявляя педагогический гуманизм и сотрудничество, формируя гуманные
отношения и позитивный имидж учительской профессии.
Толмачева Марина Геннадьевна, заместитель директора МОУ «СОШ № 10 с
углубленным изучением отдельных предметов», г. Ангарск, 665830, ул.
Горького, 8. рабочий тел. 8(3955) 525950, 8(3955)522738, marina
angarskmail@.ru
Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества
Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества
Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества
Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества
Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества
Современный образ учителя как способ формирования педагогического сообщества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.