Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.
Оценка 4.8

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
физика +1
Взрослым
14.08.2018
Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока. Новое понимание учебного процесса в информационной образовательной среде Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях. Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы
доклад к семинару.doc
Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока. Габдинова Гульдар Минихаевна,  учитель физики МБОУ  Гимназия с. Новотаймасово . Согласно   образовательным   стандартам   общего   образования  информационно­ образовательная среда образовательного учреждения  должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических   средств;   информационных  и  коммуникационных  технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде. Функционирование   информационной   образовательной   среды   образовательного учреждения обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих. Учебный процесс в информационно­образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:  увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;  обеспечить   доступ   к   разнообразной   информации   из   лучших   библиотек,   музеев;   дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;  повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной   формы   представления   учебного   материала,   усиления   межпредметных связей;  повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;  активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);  развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;  создавать установку на непрерывное образование в течение жизни. Из определения информационно­образовательной среды образовательного учреждения мы выделяем понятие  информационно­образовательная среда урока.  Ей присуши следующие характеристики,   обеспечивающие   достижение   планируемых   образовательных   результатов: гибкость   открытость, полифункциональность, вариативность, визуализация, интерактивность.  структуры   обучения,   организационной     целостность, Гибкость   организационной   структуры   обучения.  Специфика   профессиональной деятельности   учителя   в   условиях   работы   в   новой   информационной   образовательной   среде определяется,   в   частности,   тем,   что   сама   среда   имеет   гибкую   структуру   и   набор   средств обучения,   изменяющихся   в   зависимости   от   применяемых   учителем   образовательных технологий. Фактически информационную образовательную среду урока можно рассматривать как своеобразный конструктор, из элементов которого учитель может создавать её варианты (версии), наиболее адекватно удовлетворяющие потребности поставленных учебных задач для каждого   фрагмента   осваиваемого   содержания.   Методическое   мастерство   учителя   в   этом случае   определяется   умением   формировать   различные   версии   среды   в   зависимости   от особенностей содержания и образовательных задач освоения конкретного учебного материала.  т.   е.   внутреннее   единство   компонентов   среды,   благодаря   которой обеспечивается   целесообразная   логика   развёртывания   процесса   обучения:   определяются планируемые   образовательные   результаты   и   связанные   с   ними   деятельность   учителя   и деятельность учащихся. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов учебного   процесса.   Она   конструируется   с   учётом   инвариантного   содержания   учебного материала,   оптимальных   методов   и   способов   обучения,   содействующих   достижению   целей обучения. Целостность, Открытость как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством.   Неограниченные   ресурсы   позволяют   организовать   вариативное   обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.  Среда   может   быть   источником   знаний   и   одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Полифункциональность. Вариативность.  Каждому учащемуся предоставляется возможность самому выстроить свою   индивидуальную   образовательную   траекторию   и   двигаться   по   ней,   достигая запланированных образовательных результатов. Кроме того, вариативность предполагает ещё и различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач. Такой подход вызван избыточностью информационной образовательной среды. Визуализация — представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия. Интерактивность  предоставляет   условия   для   оперативного   контроля   учебных достижений,   доступа   к   разнообразным   источникам   учебной   информации,   организации индивидуальной   работы   школьников,   развития   их   познавательной   самостоятельности   и творчества средствами ИКТ, возможности использования новых педагогических инструментов для   решения   учебных   задач   (тем   самым   расширяя   крут   решаемых   задач),   возможности перехода к принципиально новым моделям изучаемых процессов и объектов с возможностями их оперативного анализа, исследования и экспериментов с ними и  т. д. Помимо этого, информационно­образовательная среда   урока     позволяет   реализовать дидактические     возможности   инновационных   педагогических   технологий,   эффективно организовать   индивидуальную   и   коллективную   работу   учащихся,   обеспечивая   тем   самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.   Планирование   учебного   процесса   сегодня   —   это   цепь   тщательно   отобранных   и взаимосвязанных структурных компонентов, предполагающих анализ и отбор актуальных для данного   этапа   обучения   планируемых   образовательных   результатов,   подбор   видов   учебной деятельности,   соответствующих   выделенным   образовательным   результатам,   и   средств обучения для реализации этих видов учебной деятельности. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде В   соответствии   с   требованиями   новых   образовательных   стандартов   учитель   должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:  управлять учебным процессом;  создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;    индивидуально     и     коллективно     (многопользовательский режим)     создавать     и редактировать       интерактивные       учебные   материалы,         образовательные         ресурсы, творческие         работы   со   статистическими   и   динамическими   графическими   и   текстовыми объектами; ► ► ►   визуализировать  исторические данные  (создавать ленты времени и др.);   работать  с      геоинформационными     системами,       картографической   информацией, планами объектов и местности; ► ► ► ► ►    размещать,     систематизировать   и     хранить     (накапливать) материалы учебного процесса   (в   том   числе   обучающихся   и   педагогических       работников;         используемые участниками   учебного процесса информационные ресурсы);   проводить   мониторинг   и   фиксировать   ход   учебного процесса   и   результаты освоения  основной   образовательной программы общего образования;     использовать   различные   вилы   и   формы   контроля   знаний,   умений   и   навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;    осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное   (посредством   локальных   и   глобальных   сетей)   использование   данных, ► формируемых   в   ходе   учебного   процесса   для   решения   задач   управления   образовательной деятельностью. Бесспорно,   что   учебный   процесс   в   новых   условиях,   а   именно   в   информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего. Сегодня   учебный   процесс   направлен   на   создание   опыта   работы   с   информацией,   её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в   рамках   образовательного   процесса,   так   и   при   решении   проблем   в   реальных   жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с     учащимися     в     соответствии     с     содержанием     образования (программой),   личностным   опытом,   познавательными   интересами   и   потребностями   детей. Предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательной, ценностно­ориентационной, практической, коммуникативной). Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Характер   взаимодействия   участников   учебного   процесса   отражается   в   принципах педагогики сотрудничества. К числу основополагающих относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности и характера взаимодействия). В такой среде достигается понимание и признание ученика, основанное на стремлении учителя встать на место ученика. Иными   становятся   и   роли   участников   образовательного   процесса.   Первоначально школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли её активного субъекта, а педагог   —   в   роли   организатора   коммуникации.   Одним   из   важнейших   условий,   которые моделирует   учитель,   является   создание   для   учащихся   затруднений   в   осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика (вначале с   помощью   педагога,   а   затем   самостоятельно)   в   рефлексию,   где   осуществляется   анализ деятельности   до   затруднения,   затем   поиск   причин   возникшей   трудности,   проблематизация прошлой деятельности и изменение нормы деятельности. Школьник в данном случае выступает в роли субъекта деятельности в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта. Важно подчеркнуть, что в новой информационной образовательной среде педагог становится   носителем   современного   педагогического   мышления   и   принципов   педагогики сотрудничества,   рефлексирующим   профессионалом,   способным   к   проектированию   и перепроектированию (в зависимости от потребности учебного процесса и каждого отдельного ученика) учебною процесса   в соответствии   с   указанными   принципами.     Кроме того, в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность. Дидактические принципы проектирования урока в информационной образовательной среде В   ходе   проектирования   учебного   процесса   в   современной   информационной образовательной   среде   следует   помнить,   что   он   должен   отвечать   важным   дидактическим принципам,   содержание   которых   оптимизировано   с   позиций   деятельностного   подхода. Дидактические   принципы   построения   урока   в   информационной   образовательной   среде являются   важным   инструментом   анализа   планируемых   образовательных   результатов.   В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов   научности,   визуализации,   системности,   активности,   кооперации,   принципа сознательности и индивидуализации.  Принцип   научности  является   одним   из   основных   дидактических   принципов.   В современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию. В соответствии с этим учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания. Отсюда вытекает требование наполнить учебный процесс в образовательной среде таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено (использовано) только с помощью средств ИКТ. Особо следует отметить, что содержание такого учебного процесса должно стать не целью, а средством достижения планируемых образовательных результатов. Из   принципа   научности   вытекает   требование   проблемно­деятельностной   постановки учебного процесса в информационной   образовательной   среде.   Такая   модель   обучения ставит   учащегося   в   положение   исследователя,   конструктора,   проектанта,   участника коммуникации, организатора общения, способствует развитию аналитического и логического мышления.   Определяемое   данным   принципом   направление   эффективно   способствует достижению личностных и метапредметных результатов. Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления   об   изучаемом   объекте   в   современной   его   трактовке,   выдвигает   требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее чётко раскрыть существенные связи и отношения объекта. Такие связи и отношения модели могут быть подчёркнуты и усилены возможностями средств ИКТ. Наиболее важный вывод, который следует   из   современного   понимания   принципа   визуализации,   состоит   в   том,   что   в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, возможно и   необходимо   не   только   предъявлять   объект   изучения,   но   и   организовать   деятельность учащегося по преобразованию объекта либо в форме достраивания модели или процесса, либо в форме видоизменения и переконструирования. В современной дидактике особо выделяется принцип системности. Он включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности. Согласно этому принципу необходимо выделять в объектах или явлениях,   представляемых   с   помощью   средств   ИКТ,   основные   структурные   элементы   и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект (явление) в целостном виде. Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности   учащихся.   Таким   критерием   является   адекватность   содержания   действий ученика   усваиваемой   информации,   причём   активность   выступает   как   требование воспроизведения школьниками не только предметных, но и собственных учебных действий, в ходе   которых   и   происходит   освоение   предметных   умений.   Так.   если   ставится   задача формирования   у   детей   типовых   умений.   то   организацию   деятельности   следует   вести   по готовому   алгоритму,   заданному   средствами   ИКТ.   Напротив,   если   предполагается формирование   умений   решать   эвристическую   задачу,   то   необходимо   предоставить   ребёнку возможность самостоятельно построить алгоритм действий. Принцип   индивидуального   подхода  в   современном   понимании   базируется   на   идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности. Содержание этого принципа предстаёт как система индивидуализированных приёмов и способов сотрудничества учителя с учащимися в рамках современного педагогического мышления. Принцип кооперации  отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый   из   участников   выполняет   определённые   функции,   при   этом   учитель   прежде   всего стремится создать условия для развития школьников, которые должны быть ориентированы на достижение новых образовательных результатов. Проектируя   учебный   процесс   в   информационной   образовательной   среде,   учитель   не просто   подбирает   методы,   технологии,   средства   обучения,   обеспечивающие   работу   с конкретным фрагментом содержания образования, а создаёт единый дидактический комплекс, тем самым обеспечивая одну из важнейших характеристик информационной образовательной среды — целостность. Учебный   процесс   в   информационной   образовательной   среде   строится   как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, которые соответствуют урочной, научно­исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения. В   состав   учебного   процесса   в   информационной   образовательной   среде   входит   пять   информационный,   ценностно   –   целевой,   программно­методический, блоков: коммуникационный, технологический.  Не стоит  забывать,  что важным  элементом урока в  информационной образовательной среде   является   учебник.   На   смену   прежним,   традиционным   учебникам   приходит   учебно­ методический   комплекс,   включающий   электронные   приложения,   средства   методической поддержки, интернет­поддержку образовательного процесса и многое другое.  Этапы проектирования урока в информационной образовательной среде Переход к работе в информационной образовательной среде  предполагает  изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды,   а   также   видов   учебной   деятельности   школьников,   обеспечивающих   получение ожидаемых   результатов.   Поэтому   основополагающим   в   цепочке   компонентов профессиональной деятельности педагога становится  проектированный компонент, который предполагает: анализ  планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание   содержательных   линий   изучения   предмета,   разработку   педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности. Как мы уже знаем, учебный процесс, построенный в информационной образовательной среде, имеет свои актуальные особенности. Они объясняются в первую очередь современными дидактическими   возможностями   информационной   образовательной   среды   на   базе использования средств ИКТ, которых раньше не было в арсенале учителя. Проектирование   учебного   процесса   в   информационной   образовательной   среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов: 1) Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных); 2) Подбор   видов   учебной   деятельности,   обеспечивающих   достижение   новых образовательных результатов; 3) Выбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий,   обеспечивающих   реализацию   видов   учебной   деятельности   для достижения новых образовательных результатов В   помощь   учителю   предлагаю   Технологическую   карту   конструирования   урока   в современной   информационной   образовательной   среде,   учитывающая   поэтапное проектирование урока. Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет Тема урока Класс Предметные Метапредметные Личностные Планируемые образовательные результаты Решаемые учебные проблемы Основные понятия, изучаемые на уроке Вид используемых на уроке средств ИКТ Методическое назначение средств ИКТ Аппаратное и программное обеспечение Образовательные интернет­ресурсы ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия  нового материала Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Длительность этапа Основной вид учебной деятельности, направленный на  формирование данного образовательного результата Методы обучения Средства ИКТ для реализации данного вида учебной  деятельности Форма организации деятельности учащихся Функции/роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения  материала. Организация обратной связи Формирование конкретного образовательного  результата/группы результатов Длительность этапа Основной вид учебной деятельности, направленный на  формирование данного образовательного результата Методы обучения Средства ИКТ для реализации данного вида учебной  деятельности Форма организации деятельности учащихся Функции/роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя ЭТАП 3. Практикум Формирование конкретного образовательного  результата/группы результатов Длительность этапа Основной вид учебной деятельности, направленный на  формирование данного образовательного результата Методы обучения Средства ИКТ для реализации данного вида учебной  деятельности Форма организации деятельности учащихся Функции/роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция Длительность этапа Виды учебной деятельности для проверки полученных  образовательных результатов Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Методы контроля Способы коррекции Форма организации деятельности учащихся Функции/роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым  образовательным результатам

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования урока.

Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде. Технологическая карта конструирования  урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018