Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью,
для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен
школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для
этого необходимо научиться определённым способам действий.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию
сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Современный урок как одна из основных форм реализации требований
ФГОС
Змеева Инна Владимировна,
учитель МКОУ «СОШ№7»г. Ревда.
inna_zmeeva@mail.ru
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью,
для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен
школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для
этого необходимо научиться определённым способам действий.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию
сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации
учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые
Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! В новых
Стандартах сформулированы требования к современному учителю: вопервых, это
профессионал.Вовторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
Втретьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно
деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса:
учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для
учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не
передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится
активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно
перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на
формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Разберём конструкт урока «Химические свойства оснований»
Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а
приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность
применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального
действия), поэтому цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.
Цель данного урока: Создание условий для развития навыков исследовательской
деятельности при изучении темы химические свойства оснований.
Выделяем несколько наиболее важных аспектов такого урока: организационно
мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение
нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль,
рефлексия, домашнее задание. На этих этапах развивают познавательные, личностные,
регулятивные, предметные, коммуникативные УУД. Развитию этих УУД на уроке
способствует применение современных педагогических технологий: технология
критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,
дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Деятельность учащихся должна быть активной.
Новый материал изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных
карт.
Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и
Презентуют своё задание классу.
1 группа Инструкционная карта
Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.
Порядок действий:
1. Прочитайте информацию к размышлению.
2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин,метилоранж.
3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на щёлочь?
Реактивы (формула и
название вещества)
Наблюдения Вывод
Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста,
помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на
данном уроке.
Рабочая карточка ученика ФИО____________________
Вариант № 1
1. Найдите химическую формулу основания:
НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.
2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:
Синяя, красная, желтая, зеленая.
3. метилоранж в щелочной среде
Малиновый, синий, красный, жёлтый
4.Найдите химическую формулу нерастворимого основания:
НСl, NaОН, Al(ОН) 3 H3PO4.
5.Продолжить реакцию:
1) HNO3 + Сu(OН) 2 =
6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла
На этапе рефлексия учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с
одноклассниками высказывают своё отношение к уроку.
Оценочная карта № 1
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные
вопросы:№ Вопросы Ответы
1 Какова была тема урока?
2 Какая цель стояла перед тобой
на уроке?
3 Каков вывод урока?
4 Как работали на уроке твои
одноклассники?
5 Как работал ты на уроке?
6 Как ты думаешь, ты справишься
с домашним заданием,
полученном на уроке?
Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые
умения необходимы им и на других предметах и в жизни!
Литература:
1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
[электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialymo/sut
izmeneniysovremennogourokasvvedeniemfederalnogo
2.Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения
[Электронный ресурс] / Е. А. Гришова
// http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
3. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII
ЮжноРоссийской межрегиональной научнопрактической конференциивыставки"ИTO
Ростов2012" [режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]
4. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.
// Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Мво образование т науки Российской Федерации. М.: Просвещение,2010. (Стандарты второго поколения. Дидактические требования к современному
уроку).
6.Лукъянова М.И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование
2012. №8