«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
16.04.2018
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводником через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Современный урок (Доклад).docx
«Творческий педагог – творческие дети»
Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и
реализации творческих возможностей в учебновоспитательном процессе.
Задачи:
Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.
Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала
педагогов и учащихся.
Повестка дня
1. Развитие и реализация творческих возможностей учащихся в
воспитательном процессе.
Докладчик Мордвинкина Г. В. (Дубина Л. А. и Хлопотова Г. Н).
2. Современный урок как
совместное творчество учителя и учащихся.
Докладчик Ермакова Т. И. (Левандина Ю. В. И Белых Т. В.)
«Современный урок как совместное творчество учителя и учащихся»
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.»
Уильям Уорд
3 слайд
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые
средства и технологии обучения, но какие бы не свершались
реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем
держалась традиционная, а сейчас стоит и современная школа. Урок
определяет лицо школы, является ее «визитной карточкой».
За период своей педагогической деятельности учитель дает более
25 тысяч уроков, каждый ученик за время своего обучения посещает
почти 10 тысяч уроков.
Все остальное (кружки, факультативы, секции, инд занятия)
играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и
развивая то, что закладывается в уроке. Именно поэтому урок
должен не только вооружать учащихся знаниями и умениями,
значимость которых невозможно оспорить, но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировать их
творческое сознание.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет
назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и
ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но
преодолевающих его одаривает постоянно меняющимися
пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих
глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
4 слайд
Совместная деятельность в обучении…
Ктото может возразить, что говорить об этом излишне.
Действительно, совместная деятельность присуща обучению по
определению.
Давайте вспомним: “Процесс обучения – это совместная
деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение
учащимися социальным опытом, создание условий для их
самоопределения и самореализации…”; “Метод обучения – это
способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный
на достижение цели обучения”. Как видим, во всех этих
определениях подчёркивается наличие совместной деятельности
учителя и учащихся, абсолютно необходимой в силу двустороннего
характера процесса обучения.
5 слайд
Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это
зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы,
являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная
школа держится на уроке, но только на современном, который
определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в
становлении, развитии и педагогов, и школьников.
6 слайд Что же такое современный урок в нашем понимании и в
представлении учащихся?
С точки зрения учителей современный урок имеет следующие
составляющие:
Научный подход.
Дисциплина, посещаемость.
Интеллектуальное развитие учеников.
Новые технологии обучения.
Наличие ТСО.
Этика и культура поведения учащихся.
Что же отвечают ученики? Современный урок это:
Когда на уроке интересно, весело и понятно.
Когда урок ведет добрый и понимающий учитель.
Когда учитываются мнения учеников.
Когда учитель объективно оценивает.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда,
когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном
образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и
главным штурманом проводником через все рифы. Как бы ни
старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и
остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что
он всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения
этих знаний. Но все это не облегчает, а осложняет его жизнь.
Перед Учителем живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые
ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
7 слайд
ее
активного
Современный урок это прежде всего урок, на котором
учитель умело использует все возможности для развития личности
ученика,
роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее
нравственных основ. Если урок современный, то он обязательно
закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в
меняющемся обществе. Поэтому урок – это одна из составляющих
качества образовательного процесса.
умственного Но в настоящее время, как и прежде, многие учителя
предпочитают традиционный урок, что иногда является логически
оправданным. Это объясняется разными причинами: чаще всего
привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества
инноваций, внедряющихся в современную школу и порой не дающих
никаких положительных результатов, кроме дополнительной
нагрузки, требующей моральных и физических затрат от учителя.
8 слайд
Но есть учителя, и их немало (чаще учителя начальных
классов), которым удается изменить ход традиционного урока так,
чтобы это понравилось не только им, но и их ученикам. И самым
интересным становится то, что они стремятся к вовлечению в
активный творческий процесс обучения своих учащихся.
Естественно, учитель не освобождается от своей обязанности учить,
но он начинает учить поновому.
Учитель должен уметь организовать учебный процесс таким
образом, чтобы каждый ученик оказался в ситуации, когда он может
и желает раскрыть свои потенциальные творческие возможности,
когда он берет ответственность за свой ученический труд на себя,
вступая с учителем в отношение доброжелательного
сотрудничества, а не иждивенчества. Когда ученик окажется с
помощью учителя и его методики в такой ситуации, тогда можно
считать свой урок успешным, современным. А это порой бывает
очень трудно.
9 слайд
Рассмотрим урок как совместное творчество учителя и
учащихся, как две стороны сложного процесса воспитания, в
котором совместное обучение, возможно даже превалирует, даёт
возможность раскрыть творческие способности каждого ребёнка.
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное
отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества,
государства. Учитель развивает в своих учениках мысль и чувство,
одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, ведёт к
открытиям и позволяет через творчество и мастерство, живые
добрые чувства вести ребят к высшей духовности, к осознанию
уникальности и гармонии великого достоинства человека. Педагог
рассматривает урок как важный отрезок жизни детей, как то время,
в течение которого ребёнок как бы сам собою может стать лучше,
добрее, человечнее, подняться над самим собой.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли
пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он
должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания,
работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
10 слайд
Сегодня творчество на учебных занятиях рассматривается
как обязательный компонент профессиональной деятельности
учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному
применению знаний в нестандартных ситуациях. Творчество
осознается субъектами педагогического процесса как личностная
ценность, обеспечивающая внутреннюю свободу личности и
реализующаяся через создание психологопедагогических условий,
предоставляющих каждому возможность для субъективного
(«открытие» для себя новых знаний) и объективного (создание
нового продукта деятельности) творчества.
Принципы эмпатического слушания, который лежит в основе
мастерской, предполагает, что мы слушаем, чтобы понять другого
человека и посмотреть на вещи с его позиции. Именно этот принцип
оказывается самым сложным для реализации в поведении учителя,
особенно начальных классов,
стереотипы
педагогического сознания крепко держат нас в плену традиционных
представлений о главенствующей роли учителя, а мастерская – это
процесс взаимообучения не только учащихся. Чему ученики могут
научить учителя? Они учат нас творчеству, они удивляют нас своей
способностью к передаче творческого духа. Здесь преуспевают
дети. Они, например, с легкостью отрываются от столь привычного
для урока ориентира, как соответствие замыслу учителя,
угадывание его желаний, высказывание ожидаемых им ответов.
к сожалению, Не маловажное значение для успешного совместного
творчества учителя и учащихся на уроке играют
взаимоотношения и стиль общения между ними. Я предлагаю вам
прямо сейчас ответить на вопросы анкеты.
для того чтобы определить стиль вашей деятельности.
Анкета для учителей «Стиль преподавания»
I. Если класс не убран:
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимание;
3) не могу начать урок.
II. Я считаю своей обязанностью сделать замечание, если
ребёнок нарушает порядок в общественном месте:
1) в зависимости от ситуации;
2) нет;
3) да.
III. Я считаю, что лучше работать под руководством человека,
который:
1) предоставляет простор для творчества;
2) не вмешивается в мою работу;
3) даёт чёткие указания.
IV. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
1) в зависимости от ситуации;
2) предпочитаю импровизацию;
3) всегда.
V. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по
отношению ко мне:
1) считаю, что лучше выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) плачу ему той же монетой.
VI. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу
принять:
1) я пытаюсь принять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) стараюсь исправить его, объяснить ему его ошибку.
VII. На мой взгляд, в школьном коллективе важнее:
1) работать творчески; 2) отсутствие конфликтов;
3) трудовая дисциплина.
VIII. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:
1) нет, это недопустимо;
2) трудно ответить;
3) если ученик этого заслуживает.
IX. Непредвиденные ситуации на уроках:
1) можно эффективно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
Х. Мои ученики относятся ко мене с симпатией:
1) нет;
2) когда как;
3) не знаю.
11 слайд
Посчитайте, каких у вас ответов больше под номером 1, 2 или 3.
Если вас преобладает 1й вариант, то это говорит о
демократическом стиле деятельности учителя. Педагог дает
возможность учащимся самостоятельно принимать решения,
прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность
суждений, учитывает не только успешность, но и личные качества
учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет,
просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей
профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других,
открытость и естественность в общении, доброжелательный
настрой, способствующий эффективности обучения.
Преобладание 2го варианта ответа указывает на черты стиля
попустительства в деятельности учителя. Такой педагог избегает
принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам,
родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся
осуществляет бессистемно, в сложных педагогических ситуациях
проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство
определённой зависимости от учеников. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и
неуверенности в своем профессионализме, недовольство своей
работой.
Преобладание 3го варианта
говорит об авторитарных
тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои
права, как правило, не учитывая мнение детей и конкретную
ситуацию. Главные методы воздействия — приказ, поручение.
Такому учителю свойственно недовольство работой многих
учеников, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на
его уроках дети чувствуют себя неуютно, большинство не проявляет
активности и самостоятельности.
Подводя итоги, считаю, что педагог это благороднейшая и
труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего
ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли,
огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной
верности делу.
Учитель это не профессия, это образ жизни.
Закончить выступление хочется словами Л.Н. Толстого:
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет
только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать,
умели сделать самостоятельное
приложение этих сведений».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
А как осуществляют совместное творчество наши педагоги с
и технологиями пользуются,
учащимися, какими методами
расскажут Левандина Ю. В. и Белых Т. В.
Решение: 1
Принять информацию педагогического совета к сведению и
использовать в педагогической деятельности.
2
Продолжить изучение накопленного опыта работы по проблеме
педсовета через самообразование, на ШМО, семинарах.
3
В мае 2018 года провести семинарпрактикум по теме:
«Мастерство и культура педагогического общения».
4
Педагогам школы учитывать особенности проведения
современного урока при составлении поурочного планирования.
5
Активно использовать формы и методы работы, повышающие
мотивацию учащихся к обучению.
6
Психологопедагогической службе школы на основе
психологической диагностики оказывать адресную помощь учащимся,
родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах
личностного и социального развития учащихся.
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
«Современный урок - как совместное творчество учителя и учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.